Нескучная математика (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, логические задачи


Форма проведения: урок-турнир.

Возраст: учащиеся 1 класса.

Цель: Познакомить с решением логических задач.

Задачи:

  1. Создать условие для развития логического мышления, интеллектуальных способностей.
  2. Создать условие для формирования у детей интереса к решению нестандартных задач.
  3. Предоставить возможность для демонстрации учащимися своих способностей.

Время: 30 минут.

Оборудование:

  • заранее распечатанные карточки с заданиями для каждой группы детей,
  • интерактивный комплекс для демонстрации эталона.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

- Сегодня мы проводим групповой турнир для знатоков математики.

- Разбейтесь, пожалуйста, на группы по три человека (произвольно).

- Располагайтесь за столами.

Сообщение условий турнира.

- Послушайте условия нашего турнира.

а) Выполнение заданий;

Каждая группа получит карточки с заданиями. По команде «начали» приступайте к работе. На выполнение задания отводится пять минут. По команде «стоп» работа прекращается.

б) Проверка по эталону;

На интерактивной доске появляется эталон.

Вам необходимо сравнить ваше решение с эталоном.

На проверку даётся две минуты.

в) Работа над ошибками.

Представитель от каждой группы докладывает о том, какие ошибки были допущены.

2. Затем карточки сдаются учителю.

3. Аналогично проводится работа над всеми заданиями.

4. Подведение итогов.

Учитель и представители от каждой команды подсчитывают результаты.

Учитель объявляет результаты.

Побеждает та группа, у которой больше всего заданий соответствует эталону.

- Вы познакомились с условиями турнира. Можно начинать. Желаю удачи!

Приложение. Конкурсные задания

1 задание. Латинские квадраты

- Впиши в свободные клетки цифры 0,1,2, так чтобы сумма чисел в каждом горизонтальном, вертикальном и трёхклеточном диагональном ряду была равна трём.

0

Ответ:

2

0

1

0

1

2

1

2

0

Заполни пустые клетки латинского квадрата однозначными чётными числами таким образом, чтобы ни в одном горизонтальном, вертикальном и четырёхклеточном диагональном ряду не оказалось одинаковых цифр.

2

6

4

Ответ:

8

6

4

2

4

2

8

6

2

4

6

8

6

8

2

4

В пустые клетки впиши подходящие числа от 1 до 9 так, чтобы 3 примера на сложение по горизонтали и 3 примера на сложение по вертикали были решены.

+

6

=

+

+

+

+

=

=

=

=

+

=

Ответ:

1

+

6

=

7

+

+

+

1

+

1

=

2

=

=

=

2

+

7

=

9

В пустые клетки впиши подходящие цифры от 1 до 9 так, чтобы 3 примера на вычитание по горизонтали и 3примера на сложение по вертикали были решены.

-

=

+

+

+

-

6

=

=

=

=

-

=

Ответ:

2

-

1

=

1

+

+

+

7

-

6

=

1

=

=

=

9

-

7

=

2

2 задание. Числовые горизонтали с пустыми клетками

Задачи с дополнительными условиями.

В задаче нет одинаковых цифр

+

8

=

Ответ: 1+8=9

Все числа одинаковые

+

=

Ответ: 0+0=0

Первое слагаемое меньше второго

=

Ответ: 0+2=2

В пустых клетках только единицы и двойки

=

Ответ: 1+1=2

Все числа больше 2

+

+

=

Ответ: 3+3+3=9

Цифры от 1 до 3

+

+

=

Ответ: 1+1+1=3

Вычитаемое и разность не равны 0

2

-

=

Ответ: 2-1=1

Здесь нет цифр 1 и 2. Во всех клетках разные числа.

-

6

=

Ответ: 9-6=3

Во всех трёх пустых клетках - одинаковые цифры.

-

=

Ответ: 0-0=0

Ни в одной из клеток нет числа 0.

-

7

-

=

Ответ: 9-7-1=1

Все числа больше 2.

-

-

=

Ответ: 9-3-3=3

Литература

  1. И.Г.Сухин. Занимательные материалы: Начальная школа. - Москва. Вако, 2005. - 224 с. - (Мастерская учителя).