Форма проведения: урок-турнир.
Возраст: учащиеся 1 класса.
Цель: Познакомить с решением логических задач.
Задачи:
- Создать условие для развития логического мышления, интеллектуальных способностей.
- Создать условие для формирования у детей интереса к решению нестандартных задач.
- Предоставить возможность для демонстрации учащимися своих способностей.
Время: 30 минут.
Оборудование:
- заранее распечатанные карточки с заданиями для каждой группы детей,
- интерактивный комплекс для демонстрации эталона.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
- Сегодня мы проводим групповой турнир для знатоков математики.
- Разбейтесь, пожалуйста, на группы по три человека (произвольно).
- Располагайтесь за столами.
Сообщение условий турнира.
- Послушайте условия нашего турнира.
а) Выполнение заданий;
Каждая группа получит карточки с заданиями. По команде «начали» приступайте к работе. На выполнение задания отводится пять минут. По команде «стоп» работа прекращается.
б) Проверка по эталону;
На интерактивной доске появляется эталон.
Вам необходимо сравнить ваше решение с эталоном.
На проверку даётся две минуты.
в) Работа над ошибками.
Представитель от каждой группы докладывает о том, какие ошибки были допущены.
2. Затем карточки сдаются учителю.
3. Аналогично проводится работа над всеми заданиями.
4. Подведение итогов.
Учитель и представители от каждой команды подсчитывают результаты.
Учитель объявляет результаты.
Побеждает та группа, у которой больше всего заданий соответствует эталону.
- Вы познакомились с условиями турнира. Можно начинать. Желаю удачи!
Приложение. Конкурсные задания
1 задание. Латинские квадраты
- Впиши в свободные клетки цифры 0,1,2, так чтобы сумма чисел в каждом горизонтальном, вертикальном и трёхклеточном диагональном ряду была равна трём.
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
Ответ:
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
Заполни пустые клетки латинского квадрата однозначными чётными числами таким образом, чтобы ни в одном горизонтальном, вертикальном и четырёхклеточном диагональном ряду не оказалось одинаковых цифр.
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
4 |
Ответ:
8 |
6 |
4 |
2 |
4 |
2 |
8 |
6 |
2 |
4 |
6 |
8 |
6 |
8 |
2 |
4 |
В пустые клетки впиши подходящие числа от 1 до 9 так, чтобы 3 примера на сложение по горизонтали и 3 примера на сложение по вертикали были решены.
|
+ |
6 |
= |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
= |
|
= |
|
= |
|
= |
|
+ |
|
= |
|
Ответ:
1 |
+ |
6 |
= |
7 |
+ |
|
+ |
|
+ |
1 |
+ |
1 |
= |
2 |
= |
|
= |
|
= |
2 |
+ |
7 |
= |
9 |
В пустые клетки впиши подходящие цифры от 1 до 9 так, чтобы 3 примера на вычитание по горизонтали и 3примера на сложение по вертикали были решены.
|
- |
|
= |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
- |
6 |
= |
|
= |
|
= |
|
= |
|
- |
|
= |
|
Ответ:
2 |
- |
1 |
= |
1 |
+ |
|
+ |
|
+ |
7 |
- |
6 |
= |
1 |
= |
|
= |
|
= |
9 |
- |
7 |
= |
2 |
2 задание. Числовые горизонтали с пустыми клетками
Задачи с дополнительными условиями.
В задаче нет одинаковых цифр
|
+ |
8 |
= |
|
Ответ: 1+8=9
Все числа одинаковые
|
+ |
|
= |
|
Ответ: 0+0=0
Первое слагаемое меньше второго
|
|
|
= |
|
Ответ: 0+2=2
В пустых клетках только единицы и двойки
|
|
|
= |
|
Ответ: 1+1=2
Все числа больше 2
|
+ |
|
+ |
|
= |
|
Ответ: 3+3+3=9
Цифры от 1 до 3
|
+ |
|
+ |
|
= |
|
Ответ: 1+1+1=3
Вычитаемое и разность не равны 0
2 |
- |
|
= |
|
Ответ: 2-1=1
Здесь нет цифр 1 и 2. Во всех клетках разные числа.
|
- |
6 |
= |
|
Ответ: 9-6=3
Во всех трёх пустых клетках - одинаковые цифры.
|
- |
|
= |
|
Ответ: 0-0=0
Ни в одной из клеток нет числа 0.
|
- |
7 |
- |
|
= |
|
Ответ: 9-7-1=1
Все числа больше 2.
|
- |
|
- |
|
= |
|
Ответ: 9-3-3=3
Литература
- И.Г.Сухин. Занимательные материалы: Начальная школа. - Москва. Вако, 2005. - 224 с. - (Мастерская учителя).