У каждого школьника появляется все больше возможностей направить свою деятельность на расширение кругозора, развитие интеллекта, познание мира Для этого необходимы способности, желание, трудолюбие, и если направлять их на расширение и углубление знаний, то можно найти и необходимую литературу, и людей, которые проконсультируют, помогут советом, окажут помощь. Эффективность предпринимаемых начинаний значительно повысится, если поток инициативы со стороны взрослых своевременно встретится с аналогичным потоком от самих ребят.
В каждом классе есть начинающие Ломоносовы или Королёвы, те, кто постоянно ищет ответы на вопросы: Что, Где, Когда и Почему происходит. Но к научной деятельности надо привлекать не только «вундеркиндов», но и ребят с разным уровнем способностей. Учитель является научным руководителем, который направляет научную деятельность детей. Перед ним стоят следующие цели и задачи:
- объединение наиболее талантливых, пытливых, увлеченных ребят, не ограничивающихся рамками школьных учебников;
- ознакомление детей с методами и приемами простейших научных исследований;
- воспитание потребности к поиску, развитие самостоятельности мышления, познавательных интересов и творческих способностей;
- формирование научного мировоззрения, организаторских способностей, воспитание товарищеской взаимопомощи и трудовой активности;
В нашей школе ежегодно проходит конкурс исследовательских работ, где учащиеся 1-4 классов выступают со своими докладами о результатах творческих, экспериментальных работ.
Например, обучающийся 2 класса сформулировал для себя тему исследования: «Движение и радость души». Эту тему он выбрал не случайно. Мальчик очень любит уроки физкультуры, увлекается футболом, любит с родителями в выходные выезжать на природу. Обучающийся поставил перед собой цель: узнать, влияет ли движение на организм человека и его настроение. Определил следующие задачи:
- узнать, как давно люди осознали роль движения в формировании здорового человека;
- проделать в течение недели комплекс упражнений на растяжение и расслабление мышц;
- узнать о влиянии упражнений на настроение;
- найти информацию о научных исследованиях по влиянию движения на организм человека;
- узнать о долгожителях.
В ходе своего исследования он изучил много литературы, провел анкетирование среди родителей учащихся класса, вместе с мамой в течение определенного времени проводил комплекс упражнений для снятия интеллектуального и психологического напряжения. Многим родителям было предложено задание, сущность которого заключалась в физической активности - ходьбе. Возвращаясь с работы домой, выйти на 2 остановки раньше и пройти это расстояние пешком. При этом родители должны созерцать окружающую их природу и явления. Свои наблюдения и ощущения родители должны были вкратце описать.)
В ходе работы над темой обучающийся узнал о специальном разделе медицины - лечебная физкультура, нашел сведения о долгожителях, выучил пословицы и поговорки о спорте, движении, физкультуре.