Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: имя числительное


Тип урока: Урок повторения и обобщения.

Цель: повторить изученный материал об имени числительном, его правописание.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

  • анализировать, сравнивать, обобщать,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • строить рассуждение,
  • воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Предметные:

  • анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества;
  • повторить изученное об имени числительном, его правописание.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места учащихся. Выявление отсутствующих.

Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока и цели

слайд 1

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен
Ты с числительным будь дружен.

- Какую тему мы изучили? Сформулируйте тему сегодняшнего урока и
цель. Запись даты, темы

Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
II. Актуализация изученного
«Мозговой штурм»
Слайд 2
1. Что называется числительным?
2. В каких случаях мы употребляем числительные в своей речи?
3. Какие числит. называются количественными? А порядковыми?
4. Приведите примеры простых, сложных и составных числительных?
5. В каких числ. пишется Ь знак в середине? А в каких - на конце?
6. Как склоняются колич. числительные? А как - порядковые?
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Повторение и обобщение изученного

Зад. №1. Слуховой диктант
Все ли слова, имеющие числовое значение, являются именами числительными? Как отличить?
- Запишите номера, под которыми указаны имена числительные.

Прогностическая оценка

1. десяток

6. Пятерка

11. две пятых

2. двойной

7. Тройной

12. трехсотый

3. удесятерить

8. Полтора

13. пятеро

4. десять

9. Единственный

14. тройка

5. удваивать

10. Первый

15. шестнадцать

16. семидесятый

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

Взаимопроверка

Ответ: 4,8,10.11,12,13,15,16

Самооценка (ретроспективная оценка)

- ЗАПИСЬ ОЦЕНКИ В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

3.Умение объективно, грамотно и аргументированно оценивать свою работу, проявлять сознательность и самостоятельность.

2 задание: Распределительный диктант

- На какие разряды делятся все количественные числительные? (целые, дробные, собир.)

Семь, трое, три пятых, двое, пять, пятеро, две седьмых, одна девятая, пятнадцатый, восемьсот.

ЗАПИСЬ ОЦЕНКИ В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Задание 3. Правописание числительных (Ь)

- Расскажите о правописании Ь или его отсутствии в числительных.

Один учащийся записывает слова у доски, остальные в тетрадях

Семьсот, одиннадцать, шестнадцать, восемьдесят, семнадцать, девятьсот, девятнадцать, шестьдесят, семь, двести

Проверка по эталону слайд 7

ЗАПИСЬ В МАРШР. ЛИСТ.

Если числ. простое - хлопаем, составное топаем

60, 1988, 300, 101, миллион, 725, 120, 18, 90, 11

ЗАПИСЬ В МАРШР. ЛИСТ

Познавательные УУД
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
3. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах.

Задание 4. Прослушайте небольшой рассказ и скажите, о каких свойствах числительных идет речь.

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками».
- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, - сказал брат.
Петя удивленно посмотрел на него:
- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…
Какую? Ответьте.
(об особенностях склонения собирательных числительных)

Составить словосочетания с числительными
(пять, пятеро) сестры
(семь, семеро) ножниц
(два, двое) ребята
(три, трое) подруги
(четыре, четверо) сутки.

Проверка: пять сестер, семеро ножниц, двое ребят, три подруги, четверо суток.

Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Физминутка

IV. Рефлексия

- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…

Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

V. Итог урока

- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись светофором:
Зеленый - все понятно
Желтый - есть затруднения
Красный - много непонятного

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Коммуникативные УУД
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI. Домашнее задание

- На «5» написание небольшого рассказа на тему «Моя семья» (включить числительные, обозначающие ваш возраст и возраст ваших родственников, определить общий и средний возраст вашей семьи).

- На «4» записать загадки или ребусы с числительными.

- На «3» упражнение - упр.426.