Цель: Активизировать участие учащихся и познакомить их с основами физики.
Длительность: 15 минут.
Ход мастер-класса
Интерактивный опрос (3 минуты)
- Начните с вопроса: "Что, по вашему мнению, такое физика?"
- Попросите несколько учеников поделиться своими представлениями.
- Обсудите их ответы и подведите их к идее о том, что физика изучает природу и законы мира.
Основные понятия (4 минуты):
- Попросите учеников определить основные понятия физики: материя, энергия и взаимодействие.
- Дайте им возможность обсудить эти понятия и прийти к общему пониманию.
- Давайте рассмотрим простой практический пример с механическим движением
Демонстрация (3 минуты):
Вам понадобится небольшой мяч, например, теннисный мяч, и плоская поверхность, такая как стол.
Положите мяч на стол и объясните ученикам, что вы хотите проиллюстрировать основы механики.
Попросите ученика поднять мяч и отпустить его, чтобы он ударился о поверхность стола и отскочил.
Обратите внимание на следующие моменты:
- Как мяч начинает двигаться сразу после отскока?
- Как он замедляется и останавливается?
Объясните, что это демонстрирует простейший пример механического движения. Когда мяч поднимается, он обладает потенциальной энергией. Когда его отпускают, эта потенциальная энергия превращается в кинетическую энергию движения.
Обсудите закон инерции Ньютона: мяч остается в покое, пока на него не действует внешняя сила (в данном случае, сила гравитации).
Попросите учеников подумать о том, как этот закон может применяться в повседневной жизни, например, при игре в спорт, управлении автомобилем и т.д.
Роль физики (4 минуты):
Спросите у учеников, какие практические применения физики они могут назвать (например, медицина, автомобили, технологии).
Попросите учеников дополнить список и объяснить, как физика играет роль в каждой из этих областей.
Вам необходимо привести примеры различных видов движения из практики мастера-парикмахера. Примерами будете заполнять таблицу в мини-конспектах. (учащиеся называют примеры и записывают их в таблицу в мини-конспектах)
Ориентировочные ответы учащихся:
Прямолинейное равномерное движение:
- расчесывание волос,
- сушка волос феном
Прямолинейное равноускоренное движение:
- движение струи воздуха при сушке волос,
- распыление лака, воды, блеска
Свободное падение тел:
- падение волос во время стрижки,
- движение струи воды во время мытья головы.
Криволинейное движение (движение по окружности):
- вращение клиента в кресле,
- движение ножниц вокруг оси,
- движение лопастей вентилятора в фене,
- движение пальцев рук мастера во время массажа головы
Вопросы и дискуссия (1 минута):
- Подытожьте урок, предложив ученикам задать вопросы или выразить свои мысли о физике.
- Завершите мастер-класс, подчеркнув, что физика - это интересное и важное предмет, который они будут изучать в течение учебного года.
Интерактивный опрос (3 минуты):
Учитель: (Стартует мастер-класс) Добрый день, уважаемые ученики 10 класса! Сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир физики. Давайте вспомним: "Что, по вашему мнению, представляет собой физика?"
Ученик 1: (Поднимает руку) Физика - это наука, которая изучает законы природы и как всё устроено вокруг нас.
Ученик 2: (Отвечает) Это изучение материи, энергии и взаимодействия между ними.
Учитель: Очень точно! Физика действительно занимается изучением законов природы и объяснением, как всё функционирует. Что же мы подразумеваем пот словами «материя энергия и взаимодействие»?
Ученик 1: Материя - это всё, что окружает нас и имеет массу. Это включает в себя наши тела, столы, книги, воздух, вода, и многое другое. Физика изучает свойства материи, её состояния и как она взаимодействует с другой материей.
Ученик 2: Энергия - это способ, которым материя выполняет работу или проявляет активность. Она может принимать разные формы, такие как механическая, тепловая, электрическая и другие. Физика изучает, как энергия переходит из одной формы в другую и как мы можем использовать её для различных целей.
Ученик 3: Взаимодействие означает, как объекты влияют друг на друга. Это может быть притяжение между телами, отталкивание, сопротивление, и многое другое. Физика пытается объяснить, почему и как объекты взаимодействуют между собой, и какие законы управляют этими взаимодействиями.
Учитель: Правильно! Эти три понятия - материя, энергия и взаимодействие - лежат в основе всей физики, и мы будем глубже изучать их в течение учебного года. Они помогут нам понять, как устроен мир и какие законы управляют нашей вселенной, а что бы доказать это давайте проведем небольшой практический эксперимент.
Демонстрация (3 минуты):
Подготовка:
- Вам понадобится небольшой мяч, например, теннисный мяч, и плоская поверхность, такая как стол.
- Положите мяч на стол и объясните ученикам, что вы хотите проиллюстрировать основы механики.
- Попросите ученика поднять мяч и отпустить его, чтобы он ударился о поверхность стола и отскочил.
Обратите внимание на следующие моменты:
- Как мяч начинает двигаться сразу после отскока?
- Как он замедляется и останавливается?
Что демонстрирует нам этот эксперимент?
Ученик: Мяч демонстрирует пример механического движения. Когда он поднимается, то обладает потенциальной энергией, когда отпускается, то потенциальная энергия превращается в кинетическую.
Учитель: Почему вы решили, что в данном случае именно потенциальная и кинетическая энергии?
Ученик: Потому что Потенциальной энергия - энергия, определяемая относительным расположением тел или частей тела.
Потенциальной энергией обладают тела, поднятые над поверхностью земли, потому что они могут совершить работу при падении, а кинетическая - это энергия, которой он обладает благодаря своему движению, то есть в данном случае само падение.
Давайте проанализируем состояние мяча в данный момент (покой)
Ученик: мяч остается в покое, пока на него не действует внешняя сила (в данном случае, сила гравитации). Когда на объект начинает действовать внешняя сила, он изменяет свое состояние движения, как мы видели на примере.
Дайте определение этому явлению?
Ученик: Это закон инерции Ньютона.
Учитель: Правильно, Посмотрите, на простом примере мы с вами видим одно из фундаментальных понятий, которое помогает понимать мир вокруг нас. Как вы думаете, есть ли область нашей жизни, в которой мы бы не сталкивались с физикой?
Ученик: Нет, Физика окружает нас повсюду, даже в самых простых вещах
Учитель: Где еще мы с вами можем увидеть проявление физики и рассмотренного закона?
Ученики: Предлагают идеи.
Автомобиль, который резко тормозит, кофе, после размешивания ложкой - продолжает вертеться; бумажный самолетик летит по инерции
Учитель: Давайте мы с вами попробуем через методику «КЕЙС» убедиться в этом!
Кейс: Вам необходимо привести примеры различных видов движения из практики мастера-парикмахера. Примерами будете заполнять таблицу в мини-конспектах. (учащиеся называют примеры и записывают их в таблицу в мини-конспектах)
Ориентировочные ответы учащихся:
Прямолинейное равномерное движение:
- расчесывание волос,
- сушка волос феном
Прямолинейное равноускоренное движение:
- движение струи воздуха при сушке волос,
- распыление лака, воды, блеска
Свободное падение тел:
- падение волос во время стрижки,
- движение струи воды во время мытья головы.
Криволинейное движение (движение по окружности):
- вращение клиента в кресле,
- движение ножниц вокруг оси,
- движение лопастей вентилятора в фене,
- движение пальцев рук мастера во время массажа головы
Итог
Учитель: И так, завершая нам мастер-класс, давайте подведем итоги. Мы разговорились о том, что физика объясняет мир материи, энергии и взаимодействия. Мы даже увидели практический пример, как физические законы работают в действии исходя из этого, мы можем сделать вывод.
Физика - это не просто учебный предмет, это ключ к пониманию мира вокруг нас и множества интересных явлений. Для того чтобы наше путешествие в мир физики было увлекательным, давайте всегда задавать вопросы, исследовать и пытаться понять, как работают природные законы. Вместе мы будем достигать удивительных результатов в изучении физики, впереди нас ждут еще более интересные воплощения физики в нашей жизни, а значит еще более глубокое понимание окружающего мира. Дома вам нужно сделать синквейн на тему «Физика» , «Познание», «Мир».