Образовательная область - социально-коммуникативное развитие (Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств).
Пояснительная записка
В связи с последними событиями в мире встала острая необходимость воспитывать детей и молодежь в духе гражданственности и патриотизма. «Использование в обучении и воспитании подрастающего поколения государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти». (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»)
С нового учебного года во всех школах и колледжах страны каждый понедельник начинается с занятий на тему «Разговоры о важном», которые направлены на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Необходимо развивать у детей понимание культурного наследия, воспитывать к нему бережное отношение. Именно родная культура и традиции своего народа должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Занятия данного направления необходимы и для дошкольников. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. Педагогам - дошкольникам необходимо стараться наполнить воспитательный процесс новым, современным содержанием, новым видением традиционного.
В силу особенностей психического, речевого и социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), мои воспитанники имеют ограниченные представления о своей Родине, её государственных символах, патриотические чувства формируются медленно и поверхностно. Данные особенности развития воспитанников заставляют искать новые формы, средства и способы работы по патриотическому воспитанию.
Место занятия в образовательной программе: воспитательное мероприятие по социально-коммуникативному развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида № 14 "Василёк" г. Рубцовск, проведённое согласно АОП ДО для воспитанников с ЗПР.
Цель: воспитание чувства патриотизма у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
- Коррекционно-обучающие: продолжать знакомить детей с государственным флагом России; формировать представление о значении государственного флага страны; продолжать расширять представления детей о России как о государстве, в котором они живут.
- Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, конструктивных умений и навыков.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну - Россию.
Планируемые результаты.
- Знать: название родной страны и ее столицы; государственную символику России;
- Уметь: объяснять символический смысл цветных полос российского флага; составлять флаг России
Форма проведения. Совместная образовательная деятельность с подгруппой из 5-6 человек.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы.
- Практические: дидактическая настольно-печатная игра «Найди флаг России», упражнение «Для меня Россия», физкультминутка «В нашей стране горы-высокие…», составление флага из кубиков развивающей игры Б.П.Никитина «Сложи узор»
- Наглядные: рассматривание карты России, российской территории на глобусе, показ слайдов, показ государственных символов России.
- Словесные: беседы о Родине, о её символах, рассказывание стихотворений о Родине, прослушивание «Песни о Родине» («Широка страна моя родная…»), И.Дунаевский, В.Лебедева-Кумач, гимна России, ответы на вопросы педагога.
Оборудование:
- карты мира, глобус, флаг России,
- аудиозапись гимна,
- аудиозапись «Песни о Родине» («Широка страна моя родная…») И.Дунаевский, В.Лебедева-Кумач,
- развивающая игра Б.П.Никитина «Сложи узор» (по 1 набору на каждого ребенка),
- образец схематичного изображения флага из набора кубиков «Сложи узор».
- Проектор, экран, ноутбук, слайдовая презентация.
Лексический материал: столица, Родина, Россия, Россияне, президент, триколор, стяг, древко.
Предварительная работа:
- Разучивание стихотворения с тремя детьми «Что мы Родиной зовём?».
- Словарная работа над словами «стяг» - на Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско, «триколор» («трёхцветный») - флаг, состоящий из трёх полос разных цветов.
- Рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о России, рисование флага России.
Ход мероприятия
Этап работы
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Начало деятельности. Организационный момент |
||
Упражнение «Для меня Россия» Цель: психологический настрой на совместную деятельность. |
Педагог рассказывает стихотворение |
Дети входят в группу, располагаются по кругу,
|
Для меня Россия, |
маршируют на месте. |
|
Белые березы. |
показывают березу. |
|
Для меня Россия, |
маршируют на месте. |
|
Утренние росы. |
приседают. |
|
Для меня Россия ты всего дороже! |
маршируют на месте. |
|
Дети рассаживаются на места. |
||
Процесс деятельности. Основная часть |
||
Слушание
|
- О чем мы эта песня? - В словах песни, которую мы с вами прослушали говорится, о том страна наша большая, просторная, необъятная. |
Дети слушают песню. |
Рассматривание
|
- Мы с вами живём в самой большой, самой красивой и прекрасной стране. Она называется, как?
- Посмотрите на карту мира - это все страны на нашей планете Земля, а вот наша страна. Вот какую большую территорию занимает наша Россия, это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории. |
Ответ детей. |
Рассматривание российской территории на глобусе |
- Посмотрим на глобус. Вот наша страна. Россия занимает одну восьмую заселенной человеком суши Земли, какая огромная наша Родина, страна в которой мы все с вами живем. Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. |
|
Иллюстрация города Москвы
СЛАЙД 3 |
- Как называется самый главный город нашей страны?
- Самый главный город нашей страны называется Москва, это столица России. |
Ответ детей. |
- Как называется эта площадь?
|
- Это Красная площадь, Кремль. |
|
Что такое Родина?
СЛАЙД 4 |
- Что такое Родина?
|
Родина - это мой дом, город в котором я живу.
Мы - Россияне. |
СЛАЙД 5.
Фотография президента В.В.Путина |
Наш президент Владимир Владимирович Путин. | |
Рассказывание детьми
|
|
Аня
|
Государственные символы. СЛАЙД 6 |
- У каждой страны есть свои государственные символы флаги - это герб, флаг, гимн.
|
|
Слушание гимна России. |
- Гимн - это торжественная песня. Когда звучит гимн страны, все встают и этим они показывают своё уважение к государству, к народу. Мы с вами тоже являемся гражданами нашей страны, давайте послушаем гимн России. |
|
Флаг России.
Загадка.
|
Бело-сине-красный стяг -
Это наш российский… |
Ответ: флаг |
СЛАЙД 8 |
- 22 августа и вся наша многонациональная страна отмечает праздник «День Государственного флага Российской Федерации».
- Скажите, где мы можем видеть наш флаг? - Наш российский флаг мы видим на зданиях правительства, посольства, при въезде в нашу страну, в праздничные дни украшают улицы и здания, ходим на парад, во время спортивных соревнований. Изображение флага мы, также видим, на самолётах, поездах, автомобилях. - Сколько цветов на нашем флаге? |
Ответы детей. |
Стихотворение |
Флаг России - триколор,
Три полоски ловят взор. И у каждой новый цвет, А у цвета свой секрет. Белый - мир и чистота, Синий - верность, небеса, Красный - мужество, отвага. Вот цвета родного флага! |
|
- Вспомните, что значит «триколор»?
|
«Триколор» («трёхцветный») - флаг, состоящий из трёх полос разных цветов. Ответы детей. |
|
Физкульминутка |
В нашей стране горы-высокие |
Дети встать на носочки, тянутся руками вверх. |
Реки глубокие |
Наклониться вниз, руками достать пола. |
|
Степи широкие |
Расставить широко руки. |
|
Леса большие, |
Показать руками обхват |
|
А мы - ребята вот такие |
Большим пальцем знак хорошо |
|
Дидактическая настольно-печатная игра «Найди флаг России»
|
- У каждого в конверте флаги разных государств. Рассмотрите их и найдите флаг нашей любимой страны.
|
Ребенок находит флаг России и объясняет свой выбор. |
Составление флага из 11 кубиков развивающей игры Б.П.Никитина «Сложи узор»
Образец убирается.
|
- Мы уже рисовали флаг.
|
Флаг составлен из кубиков.
Флаг состоит из древка и полотнища. |
Самостоятельная деятельность детей.
|
- Из чего составлен флаг?
|
Ответа детей. |
Окончание деятельности. Итоговая часть |
||
Подведение итогов |
- Подведем небольшой итог.
|
Ответы детей. Флаг России - это государственный символ нашей страны. |
Список источников
- Дегтярев А.Я. История Российского флага / А.Я.Дегтярев; худож. С.Михайловв. - Москва: Военный Парад, 2000. - 136 с.
- «Воспитывая маленького гражданина»/ Практ. пособие для работников дошк. образоват. учреждений Г.А.Ковалева. - М.: Изд-во АРКТИ, 2003
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). - М.: 2010, 93с.
- Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2002.
- Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации" (вместе с «Методическими рекомендациями "Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»)
- https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-pro-rossiyu-dlya-detey-1-klassa.html