Конспект воспитательного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Флаг моей любимой Родины"

Разделы: Коррекционная педагогика, Конкурс «Государственные символы России»

Класс: д/с

Ключевые слова: флаг РФ, Государственные символы России


Образовательная область - социально-коммуникативное развитие (Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств).

Пояснительная записка

В связи с последними событиями в мире встала острая необходимость воспитывать детей и молодежь в духе гражданственности и патриотизма. «Использование в обучении и воспитании подрастающего поколения государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти». (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»)

С нового учебного года во всех школах и колледжах страны каждый понедельник начинается с занятий на тему «Разговоры о важном», которые направлены на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Необходимо развивать у детей понимание культурного наследия, воспитывать к нему бережное отношение. Именно родная культура и традиции своего народа должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Занятия данного направления необходимы и для дошкольников. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. Педагогам - дошкольникам необходимо стараться наполнить воспитательный процесс новым, современным содержанием, новым видением традиционного.

В силу особенностей психического, речевого и социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), мои воспитанники имеют ограниченные представления о своей Родине, её государственных символах, патриотические чувства формируются медленно и поверхностно. Данные особенности развития воспитанников заставляют искать новые формы, средства и способы работы по патриотическому воспитанию.

Место занятия в образовательной программе: воспитательное мероприятие по социально-коммуникативному развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида № 14 "Василёк" г. Рубцовск, проведённое согласно АОП ДО для воспитанников с ЗПР.

Цель: воспитание чувства патриотизма у дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:

  • Коррекционно-обучающие: продолжать знакомить детей с государственным флагом России; формировать представление о значении государственного флага страны; продолжать расширять представления детей о России как о государстве, в котором они живут.
  • Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, конструктивных умений и навыков.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну - Россию.

Планируемые результаты.

  • Знать: название родной страны и ее столицы; государственную символику России;
  • Уметь: объяснять символический смысл цветных полос российского флага; составлять флаг России

Форма проведения. Совместная образовательная деятельность с подгруппой из 5-6 человек.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

  • Практические: дидактическая настольно-печатная игра «Найди флаг России», упражнение «Для меня Россия», физкультминутка «В нашей стране горы-высокие…», составление флага из кубиков развивающей игры Б.П.Никитина «Сложи узор»
  • Наглядные: рассматривание карты России, российской территории на глобусе, показ слайдов, показ государственных символов России.
  • Словесные: беседы о Родине, о её символах, рассказывание стихотворений о Родине, прослушивание «Песни о Родине» («Широка страна моя родная…»), И.Дунаевский, В.Лебедева-Кумач, гимна России, ответы на вопросы педагога.

Оборудование:

  • карты мира, глобус, флаг России,
  • аудиозапись гимна,
  • аудиозапись «Песни о Родине» («Широка страна моя родная…») И.Дунаевский, В.Лебедева-Кумач,
  • развивающая игра Б.П.Никитина «Сложи узор» (по 1 набору на каждого ребенка),
  • образец схематичного изображения флага из набора кубиков «Сложи узор».
  • Проектор, экран, ноутбук, слайдовая презентация.

Лексический материал: столица, Родина, Россия, Россияне, президент, триколор, стяг, древко.

Предварительная работа:

  • Разучивание стихотворения с тремя детьми «Что мы Родиной зовём?».
  • Словарная работа над словами «стяг» - на Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско, «триколор» («трёхцветный») - флаг, состоящий из трёх полос разных цветов.
  • Рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов о России, рисование флага России.

Ход мероприятия

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало деятельности. Организационный момент

Упражнение «Для меня Россия»

Цель: психологический настрой на совместную деятельность.

Педагог рассказывает стихотворение

Дети входят в группу, располагаются по кругу,
выполняют движения по тексту

Для меня Россия,

маршируют на месте.

Белые березы.

показывают березу.

Для меня Россия,

маршируют на месте.

Утренние росы.

приседают.

Для меня Россия ты всего дороже!

маршируют на месте.

Дети рассаживаются на места.

Процесс деятельности. Основная часть

Слушание
«Песни о Родине» («Широка страна моя родная…») И.Дунаевский,
В.Лебедева-Кумач

- О чем мы эта песня?

- В словах песни, которую мы с вами прослушали говорится, о том страна наша большая, просторная, необъятная.

Дети слушают песню.

Рассматривание
карты мира.
СЛАЙД 2.

- Мы с вами живём в самой большой, самой красивой и прекрасной стране. Она называется, как?
- Посмотрите на карту мира - это все страны на нашей планете Земля, а вот наша страна. Вот какую большую территорию занимает наша Россия, это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории.
Ответ детей.

Рассматривание российской территории на глобусе

- Посмотрим на глобус. Вот наша страна. Россия занимает одну восьмую заселенной человеком суши Земли, какая огромная наша Родина, страна в которой мы все с вами живем. Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

Иллюстрация города Москвы
СЛАЙД 3
- Как называется самый главный город нашей страны?
- Самый главный город нашей страны называется Москва, это столица России.
Ответ детей.

- Как называется эта площадь?
- А что это за здание?
Россия велика. На территории нашей страны проживают разные народы. На сегодняшний день Россия - это крупнейшее государство, население которого стремится к 150 млн. человек. Россия всегда дружно жила с другими странами.

- Это Красная площадь, Кремль.

Что такое Родина?

СЛАЙД 4

- Что такое Родина?
- Правильно. Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это - твоя страна.
- А всех людей, которые живут в России, называют, как?
- Повторим все вместе: мы Россияне.
- Во главе нашего государства стоит Президент.
- Кто наш президент?
- Охрану государства осуществляют Вооруженные силы. День и ночь в воздухе, на суше, на воде они зорко следят за всеми происходящими событиями. Задача Вооруженных сил - не пропустить неприятеля. Очень важно, чтобы все граждане России спали спокойным, мирным сном.
- Чтобы стать настоящим гражданином своей страны, надо любить и хорошо знать про неё.

Родина - это мой дом, город в котором я живу.

Мы - Россияне.

СЛАЙД 5.
Фотография президента В.В.Путина
Наш президент Владимир Владимирович Путин.

Рассказывание детьми
стихотворения «Что мы Родиной зовём?»

Аня
Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Кирилл
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Регина
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим - синим
Флаг России над Кремлём.

Государственные символы.

СЛАЙД 6

- У каждой страны есть свои государственные символы флаги - это герб, флаг, гимн.
Все флаги объединяют жителей страны и служат отличительным знаком государств. У американцев - американский флаг, у французов - французский, у японцев - японский, у китайцев - китайский.
Некоторые флаги похожи, но одинаковых мы не найдём.
- Как и любое другое государство, Россия имеет свой флаг, гимн и герб.

Слушание гимна России.

- Гимн - это торжественная песня. Когда звучит гимн страны, все встают и этим они показывают своё уважение к государству, к народу. Мы с вами тоже являемся гражданами нашей страны, давайте послушаем гимн России.

Флаг России.

Загадка.
СЛАЙД 7

Бело-сине-красный стяг -
Это наш российский…
Ответ: флаг
СЛАЙД 8 - 22 августа и вся наша многонациональная страна отмечает праздник «День Государственного флага Российской Федерации».
- Скажите, где мы можем видеть наш флаг?
- Наш российский флаг мы видим на зданиях правительства, посольства, при въезде в нашу страну, в праздничные дни украшают улицы и здания, ходим на парад, во время спортивных соревнований. Изображение флага мы, также видим, на самолётах, поездах, автомобилях.
- Сколько цветов на нашем флаге?
Ответы детей.
Стихотворение Флаг России - триколор,
Три полоски ловят взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Белый - мир и чистота,
Синий - верность, небеса,
Красный - мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!

- Вспомните, что значит «триколор»?
- На нашем государственном флаге три ярких полосы белая, синяя, красная. Каждый цвет имеет своё значение:
Белая - это мир, честность и свобода.
Синяя - это синева неба, верность Родине.
Красная - это сила, мощь и победы нашей страны.
Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить.
- Защищать честь флага - значит защищать честь своей Родины.

«Триколор» («трёхцветный») - флаг, состоящий из трёх полос разных цветов.

Ответы детей.

Физкульминутка

В нашей стране горы-высокие

Дети встать на носочки, тянутся руками вверх.

Реки глубокие

Наклониться вниз, руками достать пола.

Степи широкие

Расставить широко руки.

Леса большие,

Показать руками обхват

А мы - ребята вот такие

Большим пальцем знак хорошо

Дидактическая настольно-печатная игра «Найди флаг России»
СЛАЙД 9

- У каждого в конверте флаги разных государств. Рассмотрите их и найдите флаг нашей любимой страны.
- Какие цвета на флаге России? Назовите их по порядку.

Ребенок находит флаг России и объясняет свой выбор.

Составление флага из 11 кубиков развивающей игры Б.П.Никитина «Сложи узор»
Анализ образца схематичного изображения флага из набора кубиков «Сложи узор».

Образец убирается.
СЛАЙД 10

- Мы уже рисовали флаг.
- А сегодня предлагаю вам составить флаг.

Флаг составлен из кубиков.
Флаг состоит из древка и полотнища.

Самостоятельная деятельность детей.
Индивидуальная помощь детям

- Из чего составлен флаг?
- Из каких частей состоит флаг?
- Сколько кубиков нам понадобится, чтобы составить полотнище?
- Сколько кубиков нам понадобится, чтобы составить древко?
- Сколько всего кубиков нам понадобится?
- Какого цвета верхняя полоса на флаге?
- Какого цвета средняя полоса на флаге?
- Какого цвета нижняя полоса на флаге?

Ответа детей.

Окончание деятельности. Итоговая часть

Подведение итогов

- Подведем небольшой итог.
-Как называется наша страна?
- Какой город является столицей России?
- Флаг России - что это такое?
- Какие цвета имеет наш государственный флаг и в какой последовательности они расположены?
- Вы - маленькие россияне. Совсем скоро вы вырастите и сделаете нашу страну крепкой и могучей, для этого надо любить своих друзей и близких, хорошо учиться и жить в мире.
Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о российском флаге, символах нашей страны. Я предлагаю вам рассказать об этом вашим папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Пусть они гордятся своим юными россиянами.

Ответы детей.

Флаг России - это государственный символ нашей страны.

Список источников

  1. Дегтярев А.Я. История Российского флага / А.Я.Дегтярев; худож. С.Михайловв. - Москва: Военный Парад, 2000. - 136 с.
  2. «Воспитывая маленького гражданина»/ Практ. пособие для работников дошк. образоват. учреждений Г.А.Ковалева. - М.: Изд-во АРКТИ, 2003
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). - М.: 2010, 93с.
  4. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2002.
  5. Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации" (вместе с «Методическими рекомендациями "Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»)
  6. https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-pro-rossiyu-dlya-detey-1-klassa.html