Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука»

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: среднесрочный, информационно-исследовательский.

Актуальность проекта. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят детей перед реальными опасностями. Некоторые дети не соблюдают правила безопасности перехода через дорогу, и не знают, что означают дорожные знаки, расположенные вблизи детского сада.

Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил дорожного движения.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил дорожного движения. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

  • Познавательное развитие: формирование представлений о дорожных ситуациях и способах поведения в них; моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время передвижения по улице, упражнения на ориентировку в пространстве; активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций; просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тематику.
  • Социально-коммуникативное развитие: побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр; формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдений, бесед, игр, чтения; развитие навыков коммуникативного общения; развитие познавательной и активной речи через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о безопасности на дороге; помогать детям употреблять слова в точном соотнесении со смыслом.
  • Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  • Музыкальное развитие: способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, музыкально-ритмические движения, развитие артистических способностей.
  • Физическое развитие: соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, способствующих развитию физических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения на дороге; побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений.

Ожидаемые результаты:

  • повышение у детей уровня знаний о правилах дорожного движения;
  • формирование устойчивых навыков самосохранения, осознанного безопасного поведения;
  • изменение отношения родителей к данной проблеме.

Итоговое мероприятие: спортивное развлечение «Веселый перекресток».

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители, сотрудники ГИБДД.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения, обогащение предметно-развивающей среды.
  2. Основной этап: реализация проблемы, формирование целостного представления детей о правилах дорожного движения.
  3. Заключительный этап: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

Проведение опроса детей с использованием «Модели трех вопросов»

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем про это?

Дорожные знаки бывают разными для людей и для машин. (Саша М.) Что означают дорожные знаки?
(Лена Д.)
Спросить у мамы и папы.
(Ксения И.)
Знаки делают в ГАИ.
(Тема К.)
Кто рисует знаки?
(Ева М.)
Найти информацию в интернете. (Аня Е.)

Переходить дорогу можно только со взрослыми.
(Илья А.)

Что означают разные белые линии на дороге?
(Даня Г.)

Прочитать в книге.
(Дарина Б.)

Формы организации деятельности по проекту.

Центр активности

Содержание работы

Центр познания

  • д/и «Определи самый безопасный путь до детского сада»;
  • д/и "По какой стороне тротуара удобнее ходить"
  • ситуация общения «Отчего происходят аварии?»;
  • игра «Кому, что нужно для работы» (Илья А.);
  • беседа «Труд сотрудников ДПС» (Тема К.);
  • д/и «Опасные соседи»;
  • беседа «Зачем нужен жезл?»;
  • рассмотрение плакатов и беседа «ПДД»
  • "Осмотр машины ДПС" (Даня Г.);
  • «Знакомство с уголком по ПДД в ДОУ»;
  • встреча с инспекторами ГИБДД;
  • воображаемая ситуация «Авария на дороге»;
  • д/и «Что пригодится в машине»;
  • беседа «Светоотражатели».

Центр грамоты

  • игра «Доскажи словечко» (Дарина);
  • д/и «Угадай профессию»;
  • отгадывание загадок (Ксения);
  • составление творческих рассказов;
  • д/и «Диалоги по телефону»;
  • д/и «Дорожные знаки»;
  • д/и «Добрый и злой гном».

Центр математики

  • д/и «Лабиринт»;
  • счет машин ДПС (Саша М.);
  • д/и «Подбери пару»;
  • конструирование из счетных палочек «Машина ДПС».

Центр изобразительной деятельности

  • моделирование опасных ситуаций на макете;
  • выставка детских рисунков «ПДД»;
  • аппликация «Осторожно, автомобиль»;
  • изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • создание "маршрутных листов", где изображен путь от дома до детского сада;
  • создание альбома с рисунками-ситуациями («Пешеход с зонтом», «Мальчик в капюшоне», «На улице дождь», «Выпал снег», «Листопад на дороге»);
  • создание игрушки из пластилина - светофор, дорожный знак, автомобиль, регулировщик (Ева М.);
  • рисование дорожных знаков с помощью шаблонов;
  • вырезание из плотной бумаги белых полос для накладывания на пол «Пешеходный переход»;
  • картонные модели автомобилей.

Центр движения

  • спортивное развлечение «Маленькие инспекторы»;
  • игра-эстафета «Спасение малыша»;
  • подвижная игра «Перекресток»;
  • подвижная игра «Воробышки и автомобили» (Илья А.).

Центр ИКТ

  • просмотр серий из мультфильма «Аркадий Паровозов» (Саша М.);
  • просмотр презентации «Не играй на дороге».

Центр игры

  • сюжетно-ролевая игра «Сотрудники ГИБДД»;
  • сюжетно-ролевая игра «Диспетчерская служба МЧС»;
  • сюжетно-ролевая игра «Велопрогулка».

Центр конструирования

  • конструирование «ГИБДД»;
  • конструирование из лего «Машина ДПС» (Илья А.);
  • игра с напольным конструктором «Улицы города» (Лена Д.);
  • конструирование из бумаги «Опасная ситуация на дороге».

Центр театра и музыки

  • постановка кукольного театра «Пешеходный переход» (Аня Е.);
  • музыкальное развлечение «Улицы города»;
  • досуг «Буратино в городе дорожных знаков».

Центр природы

  • беседа «Автомобиль и окружающая среда».

Центр исследования и экспериментирования

  • «Тормозной путь» (Тема);
  • «Ремень безопасности».

Центр книги

  • чтение книг о правилах дорожного движения (Ева М.);
  • литературная викторина «Разрешается - запрещается».
  • создание «Библиотеки маленького пешехода»

Центр ОБЖ

  • беседа «Машина - средство повышенной опасности»;
  • д/и «Если возникло ДТП»;
  • беседа «Опасности на дороге»;
  • д/и «Что лишнее?» (Аня Г.).

Работа с родителями:

  • Родительское собрание «Что должны знать дошкольники о ПДД».
  • Конкурс семейных работ "Мой папа - водитель", "Моя мама - водитель".
  • Совместный досуг «Мы сотрудники ГИБДД».
  • Консультация «Ребенок на велосипеде».
  • Папка-передвижка «Практические рекомендации по соблюдению правил дорожного движения».

Подбор литературы

Методическая литература для педагогов:

  1. Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку» - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007.
  3. Скоролупова О.А. Играем? Играем!!! - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2006.

Что можно почитать детям:

  1. Алексеев В. «Три друга пешехода в любое время года»
  2. Богданович А. «Пешеходу - малышу»
  3. Доброхотова А. «Зеленый, желтый, красный»
  4. Житков Б. «Что я видел»
  5. Завойская К. «Ехал странный пассажир».
  6. Капустикян С. «Посиди, послушай».
  7. Маршак С. «Милиционер», «Мяч», «Автобус номер двадцать шесть».
  8. Михалков С. «Велосипедист», «Дядя Степа - милиционер», «Гололед», «Моя улица».