Обобщение знаний по произведению Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Разделы: Литература, Коррекционная педагогика

Класс: 6

Ключевые слова: Редьярд Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», Редьярд Киплинг


Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о событиях и героях сказки.
  • Коррекция устной речи, внимания, зрительно-слухового восприятия.
  • Формирование мотивации к учению, любви к животным.

Используемая технология: технология опорных сигналов.

Ход урока

I. Оргмомент

Я рада видеть вас, друзья,
Красивыми, нарядными,
С задорным огоньком в глазах
И сказочно приятными.
Надеюсь получить от вас
Побольше понимания,
Активности большой,
Усердия, внимания!

II. Актуализация опорных знаний. «Мозговой штурм»

- Ребята, скажите, каков жанр (вид) произведения Р.-Т.-Т.? (Сказка)

- Что такое сказка? (Рассказ о вымышленных событиях, где животные могут разговаривать)

- А что такое литературная сказка? Чем она отличается от народной? (У литературной сказки есть автор)

Сказка Р.-Т.-Т. - литературная. Автор сказки? (Редьярд Киплинг)

У сказки, как и у любого другого произведения, есть сюжет. Кто помнит, что такое сюжет? (Ряд событий)

- Также, безусловно, в любом произведении есть герои. Вспомним героев- животных в сказе Р.-Т.-Т. Работа в парах.

- У вас на партах лежат флажки с ответами. Я зачитываю описание животного, вы, посовещавшись, поднимаете нужный ответ.

Змейка - маленькая, юркая, пыльно-серая. (Карайт)

Крыса - трусливая, плаксивая, печальная. (Чучундра)

Чёрная кобра - огромный, жестокий, злобный. (Наг)

Кобра - злая, подлая, страшная. (Нагайна)

Мангуст - бесстрашный, преданный, благовоспитанный. (Рикки-Тикки-Тави)

Птицы-портные - смелые, хитрые, умные. (Дарзи)

III. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, отгадайте загадку.

Его индийцы приручают.
От змей зверёк их защищает.
Проворный, ловкий и бесстрашный,
Он даже кобре недруг страшный,
Змею увидит - нападает
И в лютой схватке побеждает. (Мангуст)

- Тема нашего урока: «Рикки-Тикки-Тави», автор Редьярд Киплинг. Сегодня нам нужно обобщить знания по этому произведению, последовательно вспомнить важные события сказки и охарактеризовать главных героев.

IV. Работа по теме урока

- Прежде, чем начнём работать по частям сказки, я хочу вам немножко рассказать о мангусте. (На доске фото мангуста). Это хищный зверёк, длина тела от 20 до 70 см. Шёрстка, чаще всего, свело-коричневая. Помогает людям, охотясь на опасных змей.

- Ребята, постараемся по главам восстановить цепь событий сказки.

1. Работа по первой главе сказки. «Рикки-Тикки дома у людей».

(Осознанное чтение).

- Главный герой сказки - это Рикки-Тикки-Тави.

- Кто такой Рикки-Тикки-Тави?

- А как он выглядит? Ребята, найдите и прочитайте описание внешнего вида мангуста. (стр. 187). Ц/в: скажите, какой боевой клич был у Рикк-Тикки?

- Что произошло с Рикки-Тикки во время наводнения?

- Где оказался зверёк после наводнения?

- Как вы думаете, понравилось ли мангусту в семье Тедди? Почему? (Потому что он остался жить в доме Большого Человека)

- Как Рикки вёл себя в доме Большого Человека? (Ему было всё любопытно, любопытный зверёк)

2. Глава вторая «Знакомство Рикки-Тикки с садом и его обитателями».

Выборочное чтение.

Рикки-Тикки очень понравилось в доме Большого Человека. Он подружился с людьми. А ещё ему очень понравился сад.

- Ребята, найдите и прочитайте сад, который так полюбил Рикки-Тикки.

- И ответьте на такой вопрос «Почему мангусту очень понравился сад? (стр. 189)

- С кем познакомился Рикки в большом саду? (с семьёй Дарзи)

- Что сообщила семья Дарзи Рикки? (Птенчик выпал из гнезда, и Наг проглотил его)

- Кто такой Наг? (Ядовитая змея - чёрная кобра)

- Какая опасность подстерегала Рикки во время разговора с Нагом?

Нагайна - это…?

- Ребята, давайте попробуем все вместе нарисовать словесную картину сада и его обитателей. (Словесное рисование картин)

- А сейчас посмотрим, какой цельный образ может получиться из словесных картин, которые вы так живо описали. (На доске появляется сад и его обитатели)

Итак, этот большой и красивый сад нравился всем его обитателям: и любопытному Рикки-Тикки, и его друзьям - семье Дарзи, и его врагам - Нагу с Нагайной.

3. Работа по третьей главе. «Рикки убивает Карайт».

(Выразительное чтение)

- Рикки-Тикки думал, что у него два врага - Наг и Нагайна, но он ошибся. Был ещё один враг - это Карайт. Какой была встреча с Карайт для Рикки? (смертельно опасной) Почему? (юркая маленькая ядовитая змейка)

- Прочитайте выразительно битву с Карайт (стр. 192). Ц/в: Почему Рикки удалось победить Карайт?

- Кого спас Рикки от грозной Карайт? (Тедди)

- Как люди оценили мужество Рикки? (Люди стали ласкать его, хвалить, обнимать его)

Физминутка:

Рикки-Тикк потянулся,
Птице Дарзи улыбнулся.
А потом присел слегка,
Посмотрел на облака.
Повертелся он вокруг,
И воскликнул: «Здравствуй, друг!»

4. Работа по четвёртой части. «Битва Рикки-Тикки с Нагом».

- Ребята, мы подошли к одному из главных событий сказки - битва Рикки с Нагом.

- По цепочке прочитайте битву и ответьте на такой вопрос: какой главный подвиг совершил Рикки? (спас всех членов семьи). (стр. 196).

- О какой черте характера говорит этот его поступок? (бесстрашный, преданный)

- Кто пришёл на помощь Рикки? (Большой человек)

- Сейчас послушайте песню про Рикки-Тикки в исполнении девочки Оли и скажите: какие черты характера Рикки-Тикки прославляет Оля своей песней? (аудио песня в исполнении Оли Рождественской «Рикки-Тикки-Тави». (Отважный, любящий свою семью, заботливый, верный друг, грозный для врагов, храбрый)

5. Работа по пятой части сказки. «Рикки-Тикки перехитрил Нагайну».

- Прочитаем по ролям отрывок о том, как Рикки перехитрил подлую Нагайну. (стр. 198?). Ответьте на вопрос: благодаря какой черте характера Рикки удалось обмануть Нагайну? (ум, смекалка, сообразительность, находчивость)

- Кто помог Рикки перехитрить Нагайну? (Жена Дарзи)

- Почему жена Дарзи пришла на помощь Рикки-Тикки? (Потому, что кобра пожирала их птенцов)

6. Работа по шестой части сказки. «Большая победа Рикки».

1). Почему глава называется «Большая победа Рикки»? (Рикки победил злую Нагайну)

2). А кто помог ему победить Нагайну? (семья Дарзи)

3). Кого спас Рикки - Тикки от Нагайны? (мальчика Тедди и его семью)

4). Как отблагодарили люди Рикки - Тикки? (Они хвалили его и говорили, что «Это наш спаситель»)

- Ребята, давайте попробуем кратко пересказать 6 главу сказки при помощи картинок, расположенных на доске. (1 чел.)

- Все остальные внимательно слушают, может понадобиться ваше дополнение.

- А теперь, ребята, прочитаем подписи под рисунками и посмотрим, как вы справились с заданием.

- Итак, большая победа Рикки - это бой с Нагайной. Убив Нагайну, Рикки ещё раз доказал, что он верный страж своих друзей.

- Вот и подошла к концу сказка о мужественном и бесстрашном мангусте Рикки-Тикки-Тави.

V. Итог урока

Итак, ребята, главная мысль сказки - это любовь, забота и преданность друзей! Люди полюбили Рикки-Тикки за его бесстрашие, верность и преданность. И для Рикки-Тикки-Тави семья мальчика Тедди стала и его семьёй.

VI. Д/з. Выполнить рисунки к сказке