Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует - значит знает. Творчество - это канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом (краской, глиной, семенами, нитками, берестой).

Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Формирование творческой личности - одна из самых важных задач педагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно - творческая деятельность детей.

В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Вспомним, как ведут себя дети, смастерив поделку. Ребята не спешат расставаться с делом своих рук. Видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими. Детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть поделки, сделанные их руками. Работа над созданием аппликации очень увлекательна, она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты образа. Поделка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.

Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт, научить их работать с нетрадиционными материалами.

Поэтому тема моего опыта является актуальной . Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликационных работ из нестандартных материалов, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определѐнного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.

Задачи:

  • Формировать практические умения и навыки в работе с нестандартными материалами, формировать способности, аналитическое мышление.
  • Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности, развивая их творчески.
  • Учить способам создания самостоятельных работ, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  • Развивать у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции.
  • Устанавливать взаимоотношения совместного творчества взрослого и ребѐнка.
  • Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

Технология

Технология работы с детьми по развитию творческих способностей посредством выполнения аппликационных работ из нестандартного материала (ручному труду) строилась на основе программы «Приглашение к творчеству». Вся работа условно разделена на 3 блока: работа бумагой, с природным и бросовым материалом, с текстильным материалом.

Такая форма детской деятельности как аппликация из нестандартного материала очень интересна для ребенка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать вообще и продуктивно - в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свои отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностями мышления детей дошкольного возраста. Ребенок даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, с природным материалом, бросовым материалом, он активно действует. Малыша радует, что он может создать поделку своими руками. Другая потребность - познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.

В основу программы творческих занятий по аппликации из нестандартных материалов легли перечисленные выше потребности ребенка. Данная программа помогает развивать положительные эмоциональные отношения к занятиям по ручному труду, т.к. кроме всех известных видов ручного труда в ней предусмотрены нетрадиционные виды, а также при проведении занятий шире используются игровые методы и приемы. Занятия, включенные в программу «Приглашение к творчеству», помогают научить детей творчески мыслить и трудиться с удовольствием. Процесс превращения различных материалов и ненужных вещей в интересные и полезные поделки доставит массу удовольствия и радости малышу.

Творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманная воспитателем поделка, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него только положительные эмоции, если полученный результат нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении.

Благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе.

Средства реализации:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, сбор материалов для ручного труда, игры, детское творчество, образовательная ситуация.
  • Использование наглядно-дидактических пособий, направленных на развитие творческой деятельности.
  • Организация выставок работ, участие в конкурсах различного уровня.
  • Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребѐнок-воспитатель для развития творческих способностей

Формы работы:

  • Образовательные ситуации, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
  • Игры.
  • Упражнения по изготовлению поделок из нестандартного материала.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Рассматривание. Наблюдение. Сбор материалов для творчества

Используемые материалы:

  • Пластилин
  • Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
  • Яйца «Киндер-сюрприза»
  • Сухие листья
  • Семена растений
  • Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
  • Вата, синтепон
  • Скорлупа яиц
  • Перья
  • Галька, ракушки
  • Фольга
  • Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания
  • Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
  • Бисер, бусины, пайетки, пуговицы
  • Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки, салфетки и губки для мытья посуды
  • Ватные палочки

Инструменты и приспособления:

  • Ножницы, шило (только для взрослого)
  • Иголка и нитковдеватель
  • Карандаш
  • Линейка
  • Клеѐнка для аппликации
  • Клейкая лента
  • Кисточки для клея и красок.
  • Стаканчики непроливайки

Виды деятельности

Работа с бумагой и картоном

  1. Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлѐнности.
  2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
  3. Изготовление объѐмных картинок. Изготовление аппликации - достаточно лѐгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объѐмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объѐмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счѐт приклеивания деталей к основному листу.
  4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

Работа с природным и бросовым материалом

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своѐ отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога - научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции.

Поделки, включѐнные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение: для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определѐнные требования: должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию); тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

Работа с текстильными материалами

Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.

Реализация программы начинается со второй младшей группы. В этой группе работу строится в основном на знакомстве детей с простыми материалами, такими как бумага, ткань, крупа, пластилин, соленое тесто. Тесто - чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Чудесные поделки получаются у ребят с использованием круп.

В средней группе я продолжала заинтересовывать детей изготовлением объѐмных (будто настоящих) фигурок из бумаги и картона, простых композиций из крупы, обрезанных ниток, показывала взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, поощряла стремление к более точному изображению.

В средней группе стали делать аппликации из природного материала. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно-творческая деятельность.

Усложнила работу с бумагой, пластилином, предложив детям рисовать на стекле, предлагала разнообразный природный материал. Ребята с удовольствием делали картины для украшения интерьера. Работы получались яркими, результатами были довольны все.

В подготовительной группе я перешла к творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы я использовала натурные наблюдения, литературный материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов и параллельно знакомились с новыми техниками работы по ручному труду: мозаикой из яичной скорлупы; флористикой; папье-маше; аппликацией из спичек, плетение волшебных ковриков; игрушек из помпонов. При создании любой поделки у детей формируются нравственно - волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах. Прежде чем начать работать с материалом - проводим наблюдения, опыты, в процессе которых дети, устанавливают свойства и качества материалов, каким клеем можно пользоваться при изготовлении поделок, какие работы можно выполнить из этих материалов, каким способом соединять

Начиная работать с любым из нестандартных материалов, стараюсь сначала заинтересовать детей, для этого показываю методы работы с каждым видом материала. Освоив принцип выполнения аппликации из одного материала, дети изготовляют работы самостоятельно. Знакомлю с правилами работы кисточкой, клеем, ножницами. Использую игровые приѐмы, загадки, считалки, музыкальное сопровождение, фантазирую вместе с детьми.

Работа над аппликацией выполняется в определѐнной последовательности, о которой напоминаю детям и стараемся обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала: природного, текстильного, бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.

Формируя навыки работы с нестандартными материалами, дети учатся ставить цель, определять мотив, подбирать материалы для изготовления под елки, организуют своѐ рабочее место, определяют последовательность работы, поддерживают порядок на рабочем месте. При организации работы стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство познавательных, практических и игровых задач. Большинство операций в освоении навыков художественной деятельности дети выполняют в совместной деятельности с воспитателем после дневного сна, в тёплое время года на прогулке, на участке. Для дошкольников является значимой потребность общения со взрослыми. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Общаясь с детьми, радуясь их новым знаниям, удовлетворенностью похвалой, использую поддержку и доброжелательность.

Стимулом к самостоятельной деятельности является предметная среда. Помогают дошкольникам осуществлять замысел образцы работ. Важно, чтобы ребёнок подобрал материал и приготовил всё необходимое, побуждаю детей к поиску материала для воплощения замысла, советую, как экономнее его расходовать. Я пытаюсь увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим, предоставляя возможность развития творческой индивидуальности, учитывая, что все, что делают дети своими руками должно быть красиво.

Условия

Система работы над решением поставленных мною задач потребовала создания определенных условий:

  1. Создание предметно-пространственной развивающей среды:
    1. В группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, насыщенная изо-материалами, нетрадиционными бросовыми, а так же природными материалами для детского художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними.
    2. Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг.
  2. Профессиональная компетентность.
    1. Педагог, развивающий в детях творческие способности должен быть сам творцом, заинтересованным в создании эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми. Чтобы достичь поставленной цели я изучила дополнительную литературу по данной теме, предусмотрела наличие необходимых материалов.
  3. Творческая заинтересованность.
    1. Каждый педагог - практик заинтересован в том, чтобы у детей расширялись и углублялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и познавательные интересы, развивались психические процессы: внимание, память, воображение, развивалось чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера.
  4. Условия творческой деятельности.
    1. Привлечение детей к деятельности по работе с нестандартным материалом, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес. Это требует развития мотивационной потребности ребѐнка У детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признания, самоутверждения, реализовать которую можно в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п.
    2. Чрезмерная критика, регламентирование каждого действия ребѐнка приводит к боязни ошибиться, без инициативности, к привычке делать всѐ только по указанию взрослого. В позитивных условиях ребѐнок намного лучше справляется с заданием. Желание пережить успех активизирует деятельность ребѐнка. Он стремится к новым достижениям, новым результатам. Поэтому я стараясь подчеркнуть положительные моменты, отметить успех ребѐнка с тем, чтобы усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности.
  5. Сотрудничество с родителями.
    1. Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий.

Воспитание детей осуществляется успешно только по условию совместной работы детского сада и семьи. Чтоб активизировать внимание родителей к педагогическому процессу на собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах рассказываю о работе, которая проводится в этой связи в группе. Даю родителям рекомендации по развитию творческих способностей навыков трудовой деятельности при работе с нестандартными материалами, используя разные формы работы: выставки детских поделок, оформляю стенды, папки-передвижки на различные темы, где помещаю консультации.

Результат работы

В ходе реализации формирующего этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность. Результаты на контрольном этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в художественном ручном труде дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно исполнительские качества деятельности.

Перспектива

Перспективу работы вижу в распространении опыта среди коллег через открытые просмотры, консультации и семинары.

В работе с детьми планирую опробовать новые техники ручного труда, такие как декупаж, торцевание, киригами, квиллинг, аппликации из бумаги, сложенной гармошкой.

Библиография

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. Сада. - 2-е изд., дораб. - М: Просвещение, 1991.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  3. Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. Воспитательно-образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. - М., 1997.
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  5. Куцакова Л.В. Программа Москвичок. Организация работы с детьми по изобразительной деятельности и художественному труд у. - М., 1998.
  6. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2009.
  8. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
  9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М: 2003, - 344с.
  10. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - М: Мозайка-Синтез, 2007.