Эффективные цифровые инструменты для обучения студентов в электронной среде

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Пик популярности онлайн-обучения пришелся на пандемию COVID-19, а после ее окончания оно прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Неудивительно, что интерес к технологиям в обучении только растет, а новые цифровые методы стирают ранее непреодолимые барьеры в образовании. Сектор образования получил значительный импульс. Различные аспекты жизни студентов вращаются вокруг технологий. Цифровые инструменты помогают учащимся и учителям эффективно общаться и сотрудничать.

Современному преподавателю необходимо активно взаимодействовать со студентами в электронных средах - на лекциях, в социальных сетях, в электронных курсах. Модернизация образовательной сферы путем внедрения электронного и дистанционного обучения сопровождается совершенствованием правового регулирования оказания образовательных услуг. Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 регламентируется порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, который претерпевает периодические изменения в связи с экспоненциальным ростом информации и совершенствованием цифровых технологий в результате осуществления четвертой промышленной революции.

При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий применяются новые подходы к организации обучения и новые обучающие решения.

Особый интерес среди подходов к организации обучения студентов вызывает непрерывное, перевернутое, адаптивное и социальное обучение, а также геймификация. Непрерывное обучение предполагает целенаправленное, самоорганизованное и самомотивированное отношение к получению теоретических знаний и практических навыков на протяжении всей жизни.

Навыки непрерывного обучения могут быть сформированы при использовании перевернутого обучения, при котором студенты самостоятельно изучают теоретический материал, а практические задания разбирают с преподавателем (наставником) на занятии в реальной или виртуальной аудитории.

В последнее десятилетие особую популярность приобретает социальное обучение, реализуемое путем создания профессиональных сообществ в социальных сетях, где обсуждаются актуальные проблемы, происходит обмен информацией и опытом, коллаборация и создание цифрового контента внутри и между сетей.

Геймификация предусматривает прохождение уровней освоения курсов, выполнения различного рода заданий в виде тестов, ситуационных задач, кейсов, предусмотрена система поощрения, бонусов и баллов. Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда MOODLE позволяет реализовывать геймификацию в рамках функционирования в образовательной среде вуза модульной балльно-рейтинговой системы. Индивидуальные траектории позволяют не только развивать уникальные способности отдельных студентов, но и подтягивать отстающих студентов до определенного уровня требований.

Одним из важнейших условий осуществления дистанционного и смешанного обучения является наличие технологической информационно-коммуникативной платформы.Взаимодействие участников сети организуется, как правило, не по административным каналам. Оно актуализируется объективной потребностью в коммуникации, что обусловливает широкий спектр возможных взаимосвязей и множественность их уровней и требует принципиально новых подходов к решению проблем.

Для создания платформы дистанционного и смешанного взаимодействия можно использовать функционал бесплатных облачных ресурсов Google. В качестве платформы для публичного размещения учебных материалов используется предложение от Google-Blogger. Это бесплатный ресурс, позволяющий использовать различный дизайн, структурирование учебного материала, добавление разнообразных виджетов и т.п. В результате осуществляется доступ к структурированным по темам, формам контроля полученных знаний образовательным материалам. Для хранения информации может быть также использован Google Диск, дающий возможность копировать ссылки и вставлять их в Blogger. Размещение информации на Google Диске позволяет беспрепятственно обновлять информацию, что синхронно отражается в Blogger, когда вставляются ссылки на учебный материал. Таким образом, реализуется беспрепятственное изучение теоретического материала, закрепляемого проведением тестирования по основным разделам дисциплин и курсов с помощью облачных вычислений Blogger, а также хранение образовательных материалов на Google Диске, к которому осуществляется доступ разработчика в любом месте в любое время (https://www.blogger.com/, https://drive.google.com/). Создание онлайн-курсов для определенных групп предполагает использование инструментов в Google Class (https://classroom.google.com/), в том числе размещение учебных материалов в ленте по мере прохождения курсов; создание заданий в виде тестов, ответов на вопросы, ознакомление с материалом; управление пользователями; оценка результатов. Сервис защищенных видеоконференций (https://meet.google.com/) позволяет не только проводить дистанционные встречи, но и сохранять видеозаписи конференций в облаке. В настоящее время для структурирования образовательного материала широко используются сервисы создания ментальных карт (https://workspace.google.com/ marketplace/app/mind_maps/).

Публикация видеолекций может быть осуществлена в системе потокового мультимедиа. Подобные направления создания и размещения образовательных материалов могут быть реализованы на платформе Microsoft, в частности, в Microsoft Teams (создание команд и составление расписаний занятий, размещение теоретического материала и заданий для выполнения в виде ответов на вопросы, тестирования и т.п.)

Таким образом, сочетание новых подходов к организации обучения и обучающих решений, реализуемых на основе облачных вычислений, позволяют создавать эффективные модели не только дистанционного обучения, но и в режиме offline для более наглядного представления учебного материала, работы в малых группах, использовании технологии перевернутого класса, геймификации и т.п. Экономическое обоснование зависит от поставленных целей и задач, а также финансирования внедряемого проекта, т.е. при недостатке средств часть задач может быть реализована на бесплатных сервисах, не всегда включающих полных спектр возможностей и функций, необходимых для создания и размещения качественных образовательных ресурсов.

Идти в ногу со временем, быть мобильным, точно реагировать на новейшие изменения в соответствии с интересами детей, их семей, общества в целом - одна из важнейших задач образования. Правильный подход к организации, внедрения и распространения цифровых технологий в образовании детей открывает новые возможности привлечения большего числа обучающихся, стирает временные и территориальные границы для желающих обучаться по программам дополнительного образования, и соответственно, позволяет повысить качество, привлекательность и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Список используемых источников

  1. Магомедов Ш.Б., Абдусаламов Р.А., Магдилова Л.В. ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-instrumenty-v-obuchenii-studentov-yuristov-v-usloviyah-distantsionnogo-i-smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 18.09.2023).
  2. Исмагилов, Н.А. Современные технологии цифровой образовательной среды / Н.А.Исмагилов, И.Р.Хабибуллин, О.В.Азовцева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 12 (459). - С. 155-158. - URL: https://moluch.ru/archive/459/101021/ (дата обращения: 18.09.2023).
  3. Эффективные цифровые инструменты для обучения студентов в электронной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://sursau.ru/about/news/30905/