Письмо. 1-й класс. Повторение написания орфограмм жи–ши, ча–ща, чу–щу

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: жи-ши, ча-ща, чу-щу


Цель: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи урока:

  • Обучающие: формировать умение распознавать в словах орфограмму и правильно ее обозначать;
  • Развивающие:
    • развивать речь учащихся посредством устных высказываний,
    • обогащать словарный запас,
    • развивать внимание посредством выполнения карточных заданий.
  • Воспитательные: воспитывать аккуратное ведение записей в тетради.

УУД:

Коммуникативные УУД

  • Формировать умение слушать и слышать других учащихся;
  • Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом учителя;
  • Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и коллективе.

Познавательные УУД

  • Формировать умение извлекать информацию из предложенного задания;
  • Формировать умение на основе анализа текста делать выводы.

Регулятивные УУД

  • Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
  • Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Формировать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

  • Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
  • Формировать общее представление о нормах поведения.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
- Начинать урок пора!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- У нас сегодня присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети присаживаются на места)

- Сегодня нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.

- Желаю быть внимательными, старательными и быть активными, чтобы у нас с вами всё получилось.

- Руки? - На месте!

- На месте. (Дети)

- Ноги?

- На месте.

- Локти?

- У края.

- Спина?

- Прямая.

- Откройте свои тетради. Вспомним правила работы на письме:

  • тетрадочку с наклоном,
  • ручку правильно возьмите
  • спина прямая,

- Запишите число, классная работа, 2 февраля. В классе.

2. Минутка чистописания

- Сейчас вам предстоит написать слоги под диктовку соблюдая правильное написание букв и соединений.

Запись слогов под диктовку: ОК, ВУ, ЧА, ЮР, ЖИ, ИЛ, ЩУ.

- Проверьте. (слайд 1) Презентация

- Встретились ли в этих слогах орфограммы? Какие? Подчеркните.

3. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Перед вами 3 полянки. Чтобы их преодолеть нам надо выполнить задание. На каждой полянке живёт какое-то правило. (к полянам магнитом, обратной стороной к детям, прикреплены карточки с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»). Вот только я совсем забыла, какое именно правило на какой полянке живет. Помогите мне разобраться. У каждого из вас - карточки со словами. Прочитайте их самостоятельно. (читают самостоятельно)

жи-ши

чу-щу

ча-ща

шишки

тащу

чайник

моржи

чудак

роща

жираф

щука

дача

шина

чучело

туча

- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на первом ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями «жи-ши»).

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? (в одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило)

- Как вы думаете, какое правило живет на первой поляне? (Сочетания «жи-ши» пиши с буквой И).

- Молодцы! (переворачиваю карточку на первой поляне. На ней надпись «жи-ши»).

- Теперь прочитают карточки ребята, которые сидят на втором ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями «ча-ща»)

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? (в одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило)

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на второй поляне? (Сочетания «ча-ща» пиши с гласной А)

- Молодцы! (переворачиваю карточку на первом острове. На ней надпись «ча-ща»).

- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на третьем ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями «чу-щу»).

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? (в одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило)

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на 3 поляне? (Сочетания «чу-щу» пиши с гласной У)

- Молодцы! (переворачиваю карточку на третьей поляне. На ней надпись «чу-щу»).

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Тема нашего урока: Повторение написания орфограмм «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»)

- Молодцы! Верно! Какие цели поставим …

- Сегодня мы с вами повторим правила написания сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».

Упражнения в правописании гласных после шипящих.

- Ребята, посмотрите, перед вами река. Чтобы её перейти, нужно выполнить задание. (КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ: лужи, час, весна, чудо)

- Найдите лишнее слово. (ВЕСНА)

- Почему вы решили, что слово «весна» является лишним? (потому что во всех других словах есть правила, о которых мы говорим сегодня на уроке, только в слове ВЕСНА такого правила нет)

- Докажите! (В слове «лужи» правило: Сочетания «жи-ши» пиши с гласной И. В слове «Час» правило: Сочетания «ча-ща» пиши с гласной А. В слове «чудо» правило: Сочетания «чу-щу» пиши с гласной У).

А теперь запишите слова с изученными правилами в свою тетрадь. (запись слов по 1 чел. у доски)

- Молодцы! Вам удалось перейти реку

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- Ребята, посмотрите, мы подошли к городу. Но на воротах замок. А чтобы замок открылся, надо выполнить задание.

Прием «Лови ошибку».

- Прочитайте текст, найдите слова с ошибками, исправляя их. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.

Солнце освещало вершыны елей. На елях были крупные шышки. Стайка клестов кружылась над ельником. Клесты искали пищю.

- Проверка на доске.

- О какой птице говорится в тексте?

- Что вы знаете о этой птице?

! Клест - это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой. А знаете почему?

Потомство свое клесты выводят зимой потому, что их основной источник пищи семена еловых шишек.

А для других птиц - зима голодное время. Чтобы облегчить жизнь птицам зимой, человек должен подкармливать их, т.е. сделать кормушки и насыпать туда корм, тогда сытой птице и холод не будет страшен. Давайте не будем забывать о зимующих птицах и помогать им, выживать в холодное время года.

Если со мной согласны, сделайте 1раз хлопок.

- Молодцы!!! Вы справились с заданием. И теперь ваш путь свободен.

- Давайте с вами повторим правила:

- Правило с сочетанием «жи-ши»

Ученики 1 ряда:

ЖИ-ШИ, ПИШУТСЯ с БУКвой И.

Ученики 2 ряда «ча-ща»

ча-ща пишется с буквой А

Ученики 3 ряда «чу-щу»

чу-щу пишется с буквой У

ФИЗМИНУТКА

- Я буду говорить слова. Если в них есть наши орфограммы, то вы приседаете, если нет - поднимаете руки вверх:

ТУЧИ, СНЕЖИНКА, СВЕЧА, СНЕГИРЬ, ВЕРШИНА, КНИЖКА, ЧУДО, ОВЧАРКА, ЛУЖА, ЧАЩА.

4. Закрепление и обобщение

Игра «Доскажи словечко»

- Запишите отгадки, найдите в словах орфограммы, подчеркните сочетания.

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)

У них усы не для красы -
Они показывают время
И называются… (часы)

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит под ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом… (шишка)

- Проверка.

5. Рефлексия

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- А какие правил мы с вами вспомнили?

- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

- На уроке все трудились,
Ни минутки не ленились!
И запомните, друзья,
Писать без правила нельзя!

Приложение