Цель: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи урока:
- Обучающие: формировать умение распознавать в словах орфограмму и правильно ее обозначать;
-
Развивающие:
- развивать речь учащихся посредством устных высказываний,
- обогащать словарный запас,
- развивать внимание посредством выполнения карточных заданий.
- Воспитательные: воспитывать аккуратное ведение записей в тетради.
УУД:
Коммуникативные УУД
- Формировать умение слушать и слышать других учащихся;
- Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом учителя;
- Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и коллективе.
Познавательные УУД
- Формировать умение извлекать информацию из предложенного задания;
- Формировать умение на основе анализа текста делать выводы.
Регулятивные УУД
- Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
- Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Формировать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные УУД
- Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
- Формировать общее представление о нормах поведения.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
- Начинать урок пора!
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
- У нас сегодня присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети присаживаются на места)
- Сегодня нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.
- Желаю быть внимательными, старательными и быть активными, чтобы у нас с вами всё получилось.
- Руки? - На месте!
- На месте. (Дети)
- Ноги?
- На месте.
- Локти?
- У края.
- Спина?
- Прямая.
- Откройте свои тетради. Вспомним правила работы на письме:
- тетрадочку с наклоном,
- ручку правильно возьмите
- спина прямая,
- Запишите число, классная работа, 2 февраля. В классе.
2. Минутка чистописания
- Сейчас вам предстоит написать слоги под диктовку соблюдая правильное написание букв и соединений.
Запись слогов под диктовку: ОК, ВУ, ЧА, ЮР, ЖИ, ИЛ, ЩУ.
- Проверьте. (слайд 1) Презентация
- Встретились ли в этих слогах орфограммы? Какие? Подчеркните.
3. Сообщение темы и целей урока
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Перед вами 3 полянки. Чтобы их преодолеть нам надо выполнить задание. На каждой полянке живёт какое-то правило. (к полянам магнитом, обратной стороной к детям, прикреплены карточки с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»). Вот только я совсем забыла, какое именно правило на какой полянке живет. Помогите мне разобраться. У каждого из вас - карточки со словами. Прочитайте их самостоятельно. (читают самостоятельно)
жи-ши |
чу-щу |
ча-ща |
шишки |
тащу |
чайник |
моржи |
чудак |
роща |
жираф |
щука |
дача |
шина |
чучело |
туча |
- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на первом ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями «жи-ши»).
- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? (в одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило)
- Как вы думаете, какое правило живет на первой поляне? (Сочетания «жи-ши» пиши с буквой И).
- Молодцы! (переворачиваю карточку на первой поляне. На ней надпись «жи-ши»).
- Теперь прочитают карточки ребята, которые сидят на втором ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями «ча-ща»)
- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? (в одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило)
- Ребята, расскажите это правило.
- Как вы думаете, какое правило живет на второй поляне? (Сочетания «ча-ща» пиши с гласной А)
- Молодцы! (переворачиваю карточку на первом острове. На ней надпись «ча-ща»).
- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на третьем ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями «чу-щу»).
- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? (в одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило)
- Ребята, расскажите это правило.
- Как вы думаете, какое правило живет на 3 поляне? (Сочетания «чу-щу» пиши с гласной У)
- Молодцы! (переворачиваю карточку на третьей поляне. На ней надпись «чу-щу»).
- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Тема нашего урока: Повторение написания орфограмм «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»)
- Молодцы! Верно! Какие цели поставим …
- Сегодня мы с вами повторим правила написания сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Упражнения в правописании гласных после шипящих.
- Ребята, посмотрите, перед вами река. Чтобы её перейти, нужно выполнить задание. (КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ: лужи, час, весна, чудо)
- Найдите лишнее слово. (ВЕСНА)
- Почему вы решили, что слово «весна» является лишним? (потому что во всех других словах есть правила, о которых мы говорим сегодня на уроке, только в слове ВЕСНА такого правила нет)
- Докажите! (В слове «лужи» правило: Сочетания «жи-ши» пиши с гласной И. В слове «Час» правило: Сочетания «ча-ща» пиши с гласной А. В слове «чудо» правило: Сочетания «чу-щу» пиши с гласной У).
А теперь запишите слова с изученными правилами в свою тетрадь. (запись слов по 1 чел. у доски)
- Молодцы! Вам удалось перейти реку
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Ребята, посмотрите, мы подошли к городу. Но на воротах замок. А чтобы замок открылся, надо выполнить задание.
Прием «Лови ошибку».
- Прочитайте текст, найдите слова с ошибками, исправляя их. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.
Солнце освещало вершыны елей. На елях были крупные шышки. Стайка клестов кружылась над ельником. Клесты искали пищю.
- Проверка на доске.
- О какой птице говорится в тексте?
- Что вы знаете о этой птице?
! Клест - это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой. А знаете почему?
Потомство свое клесты выводят зимой потому, что их основной источник пищи семена еловых шишек.
А для других птиц - зима голодное время. Чтобы облегчить жизнь птицам зимой, человек должен подкармливать их, т.е. сделать кормушки и насыпать туда корм, тогда сытой птице и холод не будет страшен. Давайте не будем забывать о зимующих птицах и помогать им, выживать в холодное время года.
Если со мной согласны, сделайте 1раз хлопок.
- Молодцы!!! Вы справились с заданием. И теперь ваш путь свободен.
- Давайте с вами повторим правила:
- Правило с сочетанием «жи-ши»
Ученики 1 ряда:
ЖИ-ШИ, ПИШУТСЯ с БУКвой И.
Ученики 2 ряда «ча-ща»
ча-ща пишется с буквой А
Ученики 3 ряда «чу-щу»
чу-щу пишется с буквой У
ФИЗМИНУТКА
- Я буду говорить слова. Если в них есть наши орфограммы, то вы приседаете, если нет - поднимаете руки вверх:
ТУЧИ, СНЕЖИНКА, СВЕЧА, СНЕГИРЬ, ВЕРШИНА, КНИЖКА, ЧУДО, ОВЧАРКА, ЛУЖА, ЧАЩА.
4. Закрепление и обобщение
Игра «Доскажи словечко»
- Запишите отгадки, найдите в словах орфограммы, подчеркните сочетания.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот)Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)У них усы не для красы -
Они показывают время
И называются… (часы)Слышит мишка краем уха,
Как жужжит под ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом… (шишка)
- Проверка.
5. Рефлексия
- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
- А какие правил мы с вами вспомнили?
- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
- На уроке все трудились,
Ни минутки не ленились!
И запомните, друзья,
Писать без правила нельзя!