Методическая разработка технологической карты урока по теме "Свет и колебания. Резонанс" (из педагогического опыта)

Разделы: Физика, Профессия — педагог

Классы: 10, 11

Ключевые слова: резонанс, колебательное движение


Тема урока

Свет и колебания. Резонанс

Учебник

Физика. Мякишев Г.Я. (10-11) (Базовый). Пособия для СПО

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Цель урока:
Создать условия для открытия новых знаний по изучению природы вынужденных колебаний; явления резонанса, его отрицательной и положительной роли, а также мер борьбы с резонансными явлениями как факторами физического загрязнения окружающей среды

Задачи урока

предметные:

  • изучить природу вынужденных колебаний; явления резонанса, его отрицательной и положительной роли, а также мер борьбы с резонансными явлениями как факторами физического загрязнения окружающей среды;
  • создать целостность понятия «свет и колебания»,

метапредметные:

  • формировать умения видеть целостную научную картину мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, физическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни;
  • формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  • развивать у школьников рациональное физическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы;
  • находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
  • развивать мотивы и интересы познавательной, творческой деятельности учащихся, развитие умения чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений;
  • направлять поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязанных учебных задач через разные способы мотивации и деятельности;
  • формировать экологическое мышление;
  • формировать умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях;
  • формировать умение достигать результата работы совместными действиями и оценивать его значимость.

Содержание урока

Единство природы колебаний в различных областях. Условия наступления и физическая сущность явления резонанса. Учет резонанса на практике.

Планируемые результаты

Планируемые результаты обучения учащегося:
- приводит примеры вынужденных колебаний;
- объясняет причины, различает его виды;
- знает определение частоты вынужденной силы, резонанса, приводит примеры;
- умеет описывать и объяснять явление резонанса, его вред и пользу.
Достигаемые образовательные результаты:
Личностные: формирование убежденности в возможности познания природы, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, определять понятия, делать обобщения и устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.
Предметные: формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы; первоначальных представлений о физической сущности явлений природы; приобретение опыта наблюдения физических процессов.

Организация пространства

Смешанное обучение

Виды деятельности на уроке

Фронтальная работа, кооперативно-групповая работа,
индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая работа, творческая работа

Образовательные технологии

Личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, мобильное обучение, информационно-коммуникативные технологии. здоровьесберегающие технологии,

Используемые виды контроля
и оценивания на уроке

Контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем) с использованием компьютерного тестирования;
самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимися) на основе критериев в рабочем листе.

Необходимое оборудование

Мобильный класс. Выход в Интернет.
Акустические колонки, устройства демонстрирующие создание вынужденных колебаний (электрофорная машина, модель двигателя внутреннего сгорания, метроном, баскетбольный мяч), опыты по явлению резонанса (5 шариков на нити, 2 шарика на нити), маятник пружинный, 3 маятника нитяных (2 одинаковой длины, 2 одинаковой массы), камертон, теннисный шарик на нити

Необходимое программное обеспечение

Программа «MyTestX», PowerPoint 2013

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация к уроку, материалы видеоурока «Вынужденные колебания. Резонанс» Физика. Мякишев Г.Я. (10-11) (Базовый). Пособия для СПО
В помощь учителю и ученикам// Видеоуроки)

Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет

  • Википедия
  • http://что - означает.рф (Толковый словарь)
  • https://youtu.be/jZqbgN1ZhtM
  • сайт «Международный год света»

Организационная структура урока