Милосердие. Кто мой ближний? 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: милосердие


Задачи: дать знания о христианской добродетели смирения, о покаянии, о Промысле Божием.

Основные понятия: Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.

Средства: учебное пособие, иллюстрации № 34-38.

План:

  1. Проверка знаний.
  2. Объяснение нового материала, на примере.
  3. Работа с понятиями.
  4. Связь с современными событиями.
  5. Закрепление.

Ход урока

1. Повторение

- Среди нас живут добрые люди: наши близкие и друзья. Хороших людей много. Он нас любят, помогают, заботятся, и мы их любим.

- Но есть среди нас и злые люди: вредные, обманщики, лицемеры. Как относились христиане к таким людям? Как поступают в настоящий момент?

- В Священной истории сказано, что Христос учил Своих учеников любить всех людей и даже врагов своих (вспомните заповедь: «возлюби ближнего своего»).

Но можно ли любить людей, которые нам неприятны и злы?

Может ли человек другого вероисповедания быть твоим ближним?

2. Формулирование темы урока и цели и задач

- Вот, оказывается, давно-давно задавали этот вопрос Своему Учителю Иисусу Христу апостолы. Он ответил на этот вопрос притчей.

- Начнем наш сегодняшний урок с этой притчи. Просмотр мультфильма «Притча о милосердном самарянине»

- О каком человеческом качестве мы сегодня будем говорить на уроке? Милосердие

Запись темы урока в тетрадь.

Оно проявляется в заботе, помощи, участии и терпении.

- На какие вопросы ответим сегодня на уроке?

(Что такое милосердие, можно ли научиться милосердию, кому и как нужно делать милосердные дела)

3. Работа по теме урока

- Какой вопрос был задан Христу?

- Как ответил Христос?

- Кто шел по дороге? (человек)

- Что с ним произошло? (на него напали разбойники, избили и отобрали вещи)

- Кто шел по той же дороге? (священник, служитель церкви и самарянин)

- Что сделал каждый из них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

- Кто же наш ближний? Как на этот вопрос отвечали христиане?

- Как правильно относится к другим людям?

- Как вы должны относится к другому человеку?

- Что означает слово «милосердие»?

Милосердие - это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Запись в тетрадь.

- Какие слова - синонимы вы можете подобрать к слову «милосердие»?

- Посмотрите на Слайд 1. Какие слова по-вашему мнению лишние? Объясните.

- На Руси в давние времена жили славяне. И язык, на котором они разговаривали, назывался славянским. В нем существует очень точное слово, которое обозначает добрый поступок человека - благотворить. Это сложное слово состоит из двух. Из каких?

- Что означает слово «благо»? (добро)

Благотворить - делать добро. Запись в тетрадь.

- Кто из вас пробовал хоть раз делать добро том человеку, который к вам плохо относится? Кто попробует, тот увидит, что добро обязательно вернется к нему. И если с другим человеком случилось несчастье, мы должны немедленно постараться помочь ему, каким бы он ни был.

- Слайд 2 - милосердие - традиционная черта у россиян.

- Можно ли требовать за совершенное добро оплату?

- Как называют человека, который не берет за добрые дела оплату?

Бескорыстие - качество человека, когда он не требует ничего з свою помощь.

- Назовите добрые дела, которые вы готовы выполнить. Готовы ли вы быть добрыми, зная, что вся ваша работа, выполненная для блага другого человека, не будет им оплачена и тебя никто не поблагодарит?

- Готовы ли вы делать добрые дела, зная, что тебя никто за это не похвалит и не заметит их?

- Можно ли купить доброту за деньги?

- Можно ли просить оплату за доброе дело? Что думали по этому поводу христиане?

- Так относится к людям не всегда легко для нас. Потому что это служение людям. Служить - значит отдавать себя для блага других людей. Легко ли это?

- Что легче: отдавать или брать? Задайте себе вопрос, как вы ведете себя по отношению к другим людям - отдаете или берете?

- Посмотрите на Слайд 3. Здесь изображена картина Ивана Алексеевича Ерменёва «Нищие». Прослушайте отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова, в котором говорится еще об одной черте человека. (до 38 секунды)

- Что просил нищий, стоя у храма? (хлеб)

- Какие чувства он испытывал в этот момент? (ему тяжело стоять, хочет кушать, пить, страдает)

- Как бы вы назвали человека, который дал нищему камень? (скупой)

- Теперь послушайте еще одно стихотворение о нищем. Чтение учителем на стр.41-42 стихотворения Я.Полонского.

- Как в этом стихотворении поступал нищий? (раздавал всё, что ему подавали)

- Почему он так делал? Что заставляло его так поступать?

- Знали ли поэты, писавшие эти строки, «золотое правило жизни христиан»? (знали, потому что они не осуждали нищих, а сочувствовали им)

- Последние строки Лермонтова перекликаются с текстом Евангелия:

«Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучитесь и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Если между вами человек ,который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»

Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 7-13.

Еще один пример из Библии:

Одна из книг Ветхого завета и часть Пятикнижия - книга Исход - повествует об освобождении еврейского народа из египетского рабства, странствиях евреев под руководством пророка Моисея и обретении Бога избранным народом. В одном из самых драматических моментов повествования рассказывается о том, как, по чудесному мановению жезла Моисея, Красное море расступилось перед ним и беглецами и все они успели перебраться на другой берег. При этом гнавшиеся за ними египтяне потонули в волнах сомкнувшегося моря.

Данный сюжет заинтересовал американских ученых, которые методом компьютерного моделирования доказали возможность такого события, как разделение моря.

Карл Дрюс из отделения атмосферных и океанических исследований Университета Боулдера (штат Колорадо, США) и Вэйчин Хань, работающий в Национальном центре атмосферных исследований, расположенном также в городе Боулдер, обратили внимание, что, согласно Библии, разделению моря предшествовал сильный восточный ветер. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону», - говорится в Библии.

Ученые решили, что восточный ветер вряд ли мог помочь евреям, шедшим из Египта, перейти Красное море, которое вытянуто с северо-запада на юго-восток. Их предположение не ново: в Библии море, которое переходили евреи, ведомые Моисеем, на церковнославянский язык переводится как Чермное море, что означает не только красное, но и «море камышей», и на английском языке названия весьма созвучны: Red Sea (Красное море) и Sea of Reeds (Море камышей).

Но у берегов Красного моря камыши не растут. Зато они есть у берегов озер, расположенных в дельте Нила.

Изучив старинные карты Египта, ученые предположили, что в Библии речь шла об озере, которое находилось около древнего города Танис, расположенном в восточной части дельты Нила. Сейчас озеро, о котором, вероятно, шла речь, называется Мензала.

Анализ археологических данных, измерений со спутника и древних карт позволил ученым определить границы и распределение глубины озера 3000 лет назад. Затем они смоделировали действие восточного ветра разных параметров с разной продолжительностью.

Оказалось, что ветер, который на протяжении 12 часов дует со скоростью около 100 км/ч (27 м/с), был способен «раздвинуть» воды, чтобы на срок около четырех часов образовался сухопутный мост с одного берега озера на другой.

«Мы проводили моделирование очень близко к тому, что написано в Книге Исход, - рассказал BBC Карл Дрюс, один из авторов работы. - Разделение моря вполне может быть описано динамикой жидкостей. Ветер уносит воду таким образом, что создает безопасный проход, а затем резко позволяет воде вернуться обратно».

Ученые говорят, что люди всегда были очарованы историей, описанной в Исходе, и довольно интересно, что, согласно исследованию, эта история вполне подтверждается и законами физики.

Правда, авторы работы отмечают, что довольно проблематично находиться на берегу и тем более переходить море по дну при почти ураганном ветре.

Моисей радовался смерти Фараона.

«Мои дети погибли!» - сказал Бог.

- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? Затронули ли они вашу душу? Почему?

4. Закрепление

Давайте поговорим о событиях сегодня. О войне, которая идет. Если Бог говорил, в случае с Моисеем, дети мои погибли, жалел их, значит ли это, что и мы должны проявлять милосердие в отношении всех ближних?

В Священной истории сказано, что Христос учил своих учеников любить всех людей и даже врагов своих.

Работа в парах

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие - это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

5. Рефлексия

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- Но можно ли любить людей, которые нам неприятны и злы?

- Может ли человек другого вероисповедания быть твоим ближним?