Именно творческая деятельность человека
делает его существом, обращенным к будущему,
созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л.С.Выготский
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», - писал П.П.Блонский.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх - ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Актуализация и приоритетность идей гуманизации в образовании, обращает внимание педагогов на те виды занятий, содержание которых связано с миром эмоциональных, духовных ценностей человека. Важное место среди них принадлежит занятиям, связанным с музыкальным искусством. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в творческом развитии ребенка.
Искусство - одна из важнейших форм самосознания человека. Искусство приобщает к духовному опыту человечества. Сколько формировались знания о мире, столько же формировалось в чувствах наше к нему отношение. На протяжении уже многих тысячелетий искусство дает возможность человеку познать мир и выразить свое к нему отношение в художественной форме. Любое произведение искусства несет в себе особенности своей эпохи, человека, который его создал.
В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.
Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Одним из центральных понятий в работе музыкального руководителя в ДОУ является понятие «творчество», которое раскрывается в контексте музыкальных способностей.
В современной психологической науке не существует однозначной интерпретации понятия «творчество». Все определения понятия «творчество» были условно разделены на четыре группы, каждая из которых отражает специфику подхода к пониманию творческой деятельности:
- творчество - это высшее проявление активности человеческой деятельности;
- творчество - это целенаправленная преобразующая деятельность по разрешению противоречий;
- творчество - это способ самоутверждения, самовыражения, самореализации;
- творчество - это целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей.
Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.
1-2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле ("я сам", впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя - увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.
3-4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.
5-6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.
Большинство исследователей Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Е.С.Ермакова, И.В.Смолярчук, И.С.Якиманская и др. связывают развитие творческих способностей в дошкольном детстве с появлением символов, развитием способности замещения. Замещение формируется в различных видах деятельности ребенка - игре, конструировании, рисовании и др. [1]
Н.Е.Веракса, исследуя творческое мышление дошкольников замечает, что постановка ребенка в проблемную ситуацию еще не гарантирует развитие мышления. Она может вести к отказу от познавательной активности и пассивному ожиданию помощи от взрослого. Исследователь рассматривает средства творческого мышления дошкольников - действия объединения и опосредования. По мнению Н.Е.Вераксы эти действия составляют основу формирования диалектического мышления основы творчества, способности к преобразованию.
Другой аспект проблемы творческого развития в дошкольном детстве выявляется авторами исследований творческого воображения дошкольников. Воображение в качестве основного новообразования дошкольного возраста рассматривает В.В.Давыдов. Автор отмечает, что основную роль в развитии воображения и творческого характера деятельности у дошкольников выполняет игра.
Как основное новообразование дошкольного периода развитие воображения выступает также в исследовании Е.Е.Кравцовой. Автор выдвигает предположение о том, что психологический механизм творчества в дошкольном возрасте заключается в формировании воображения детей и рассматривает развитие воображения дошкольников в игровой, художественной, музыкальной, конструктивной деятельности.
«Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов рассматривают основные механизмы становления творческого мышления и воображения дошкольников, обращают внимание на специфику дошкольной творческой одаренности. В центре большинства из этих исследований находятся такие виды творчества, как изобразительная и музыкальная способность». [3]
Т.С.Комарова указывает на становление и развитие в данный возрастной период таких базовых для творческой деятельности психических качеств, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности. [2]
Эмоциональное отношение, к художественной деятельности - это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение - основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой - обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка. Одна из наиболее актуальных - интеллектуальная (стремление научиться самому что-то создавать, исполнять, делать). Другая - коммуникативная: потребность содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Значимо для дошкольника и потребность в самоутверждении, реализуемая при успешной деятельности.
Учитывая все сказанное выше, можно выделить наиболее значимые задачи, стоящие перед музыкальным руководителем:
- воспитание музыкальной культуры воспитанников;
- увлечь музыкальным искусством, сформировать потребность общения с ним, так как вне этого увлечения не может происходить подлинного общения с искусством;
- ознакомить с «языком» музыкального искусства, с его образным строем, через который композитор выражает, а слушатель воспринимает содержание произведения;
- развить творческие способности ребенка, которые необходимы и при созидании произведения искусства и при его восприятии.
Решение этих задач связано с особой организацией музыкальных занятий и с необходимостью:
- специального подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;
- использования на музыкальных занятиях различных видов музыкальной деятельности;
- проведение комплексных занятий;
- «включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова.
Музыкальные занятия как средство творческого развития детей
Задачи музыкального воспитания детей реализуются в условиях специально-организованного учебно-образовательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах. Как известно, основной формой музыкального обучения дошкольников в детском саду является музыкальное занятие.
В процессе музыкальных занятий музыкальным руководителем осуществляется большая воспитательная работа, в ходе которой у воспитанников формируется творческое отношение к музыке и к музыкальной деятельности. Благодаря проведенным научным исследованиям, а также опыту, накопленному практикой, методика организации и проведения музыкальных занятий в условиях дошкольных учреждений достаточно хорошо разработана.
Музыкальные занятия имеют свою специфику. Они отличаются от других занятий прежде всего своей структурой. В нее входят сразу несколько видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты.
Сегодня становится ясным, что не может быть универсальной структуры занятий, способной решать все учебно-воспитательные задачи в равной степени. Применение разнообразных типов музыкальных занятий в определенной системе позволит сделать процесс музыкального воспитания дошкольников более эффективным.
Однако уместно отметить, что учебный процесс очень динамичен. Он не должен ограничиваться слишком жесткими рамками. Вполне очевидно, что в дальнейшем могут «рождаться» и новые, более эффективные типы занятий, которые, возможно, потребуют совершенно иных форм их организации.
Рассмотрим 4 основных типа музыкальных занятий, получивших распространение в современной практике:
1 тип - традиционные занятия. Этот тип занятия является наиболее распространенным и хорошо известным педагогам. Традиционное занятие призвано решать сразу несколько учебно-образовательных задач. В структуре такого занятия фигурируют сразу все или почти все виды музыкальной деятельности. Последовательность их, как уже отмечалось выше, может быть различной. Традиционные занятия позволяют, экономно используя время, приобщить детей к разным видам музыкальной деятельности, учитывая тем самым различные интересы и потребности ребенка. Во время этих занятий хорошо учитываются психологические особенности дошкольников, их быстрая утомляемость и необходимость переключения с одного вида деятельности на другой. Все это создает такие условия для проведения занятий, при которых дети мало устают, занимаются с большим интересом и желанием. Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в освоении детьми определенных навыков и умений, равномерность в усвоении материала по всем видам музыкальной деятельности.
У традиционного занятия много достоинств, однако, оно не дает педагогу возможность в полной мере реализовать все задачи музыкального воспитания. Слишком частое применение лишь одного этого типа занятий снижает интерес детей и их активность, делает процесс обучения стереотипным, тормозит творческие проявления детей.
2 тип занятий - доминантные. В переводе с латинского это слово означает «господствующий». В структуре данного типа занятий господствует, или преобладает, какой-либо один вид музыкальной деятельности. Используется этот тип занятий для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности. Опытным педагогам-практикам известно, что, демонстрируя определенные успехи, например, в музыкально-ритмической деятельности, дети одной возрастной группы затрудняются в пении или в игре на детских музыкальных инструментах и т.д. В этой ситуации может оказаться эффективным применение доминантных занятий. Это будет способствовать преодолению существующего отставания детей. Проведение небольшой серии таких занятий обычно исправляет, выравнивает положение.
Выделяют 4 варианта доминантного занятия:
- занятие, в структуре которого преобладает, доминирует слушание музыки;
- занятие, в структуре которого доминирует певческая деятельность детей;
- занятие, в котором преобладающим видом является игра на детских музыкальных инструментах;
- занятие, в котором доминируют движения под музыку.
При разработке доминантных занятий следует исходить из необходимости активизации музыкального развития детей и целенаправленного развития навыков в конкретном виде музыкальной деятельности.
Тем не менее, в таком занятии всегда будет иметь место восприятие музыки. Кроме того, могут привлекаться и другие виды музыкальной деятельности, если это необходимо для реализации поставленных задач. Так, например, в доминантном занятии, где преобладающей является певческая деятельность, может быть предложено задание по драматизации знакомой песни или могут использоваться детские музыкальные инструменты для исполнения детьми знакомых попевок, передачи их ритмического рисунка и т.д. Доминантные занятия способствуют коррекции отставания в различных видах музыкальной деятельности. На таких занятиях при помощи одного, доминирующего вида деятельности, решаются задачи, тесно связанные с остальными видами музыкальной деятельности. Этот тип занятий позволяет осуществлять учебный процесс целенаправленно, выделяя более узкую педагогическую задачу и достигать положительных результатов.
3 тип музыкальных занятий - тематические. Отличительной чертой структуры тематических музыкальных занятий является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Такой тип занятий дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Активность детей при этом значительно повышается. Такие занятия хорошо запоминаются детям, привлекают их внимание к самой музыке и к окружающей действительности. Структура занятий должна быть гибкой. Она зависит от выбранной темы, от репертуара, возраста детей. Помимо музыкального материала на тематических занятиях может широко использоваться и другой художественный материал - произведения устного народного творчества, стихи, отрывки из прозы.
Тематика занятий может быть различной. В зависимости от этого их можно подразделить на тематические, в которых тема связана с предметами или явлениями окружающей действительности, например, с природными явлениями («Золотая осень», «Подснежники», «Времена года»), бытом детей («Праздник города», «Любимые сказки») и на музыкально-тематические, в которых тема тесно связана с особенностями самой музыки - жанровыми особенностями, формой, средствами выразительности и т.д. («Музыкальные загадки», «Что такое танец?», «Познакомимся с музыкальными инструментами» и др.). [6]
4 тип музыкальных занятий - комплексные. Комплексные музыкальные занятия - это занятия, на которых общая воспитательная задача реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности - художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной. В какой-то мере комплексные занятия позволяют реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников. [7]
Отличительной особенностью этого типа занятий, предполагающей синтез различных видов искусства, является необычная форма организации. Она достаточно современна и позволяет детям адаптироваться к окружающей жизни. В своей обыденной жизни дети часто встречаются с различными синтетическими видами зрелищ - теле и радиопередачами, театрализованными спектаклями, массовыми зрелищами (детские праздники, елки и др.). Поэтому им нужно быть готовыми к восприятию и пониманию особенностей этих зрелищ.
Структура комплексных занятий, как и структура тематических занятий, определяется одной выбранной педагогом темой. Однако, в отличие от тематических, на комплексных занятиях тема раскрывается средствами разных видов искусства.
Все виды художественной деятельности детей на таком занятии объединены общей темой, художественным единым образом. Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами.
Тематика комплексных занятий может быть самой разнообразной. Это образы природы («Зимушка-зима», «Встречаем птиц», «Осенины» и др.), темы, связанные с различными праздниками («Проводы масленицы», «Самая любимая» (посвященное мамам), с жизнью, бытом людей («Ярмарка», «Умелые руки», «Космонавты» и др.).
Во время комплексных занятий в значительной степени повышается активность детей, т.к. обеспечивается свобода действий, выбора средств реализации поставленной педагогом задачи. Такие занятия раскрепощают самых застенчивых детей. Все дети чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на занятии, радуются, когда видят общий коллективный результат труда. На комплексных занятиях царит особая творческая, у детей возникают сильные эмоциональные переживания, что позволяет воспитывать эстетические чувства, способность ориентироваться в окружающем. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными не только для старших, но и для младших дошкольников.
Данный тип занятий можно рассматривать как своеобразную учетно-контрольную форму работы с детьми, что помогает выявить общий уровень подготовленности детей и их индивидуальные особенности. Это обобщающие занятия, которые лучше всего проводить в конце квартала, как бы подводя определенный итог проведенной за данный период работе.
Планирование комплексных занятий происходит в соответствии с учебной программой по художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. На занятиях используется в основном хорошо знакомый детям материал, усвоенный ими в ходе обычных занятий по всем видам художественной деятельности. Этот материал подбирается в соответствии с выбранной темой занятия и теми художественными задачами, которые поставлены педагогом. Но на комплексном занятии может привлекаться и новый, незнакомый детям материал, который исполняется взрослыми или заранее подготовленным ребенком. Это вносит в занятие элемент неожиданности и вызывает у детей неподдельный интерес.
Самое главное требование к комплексному занятию: оно должно быть самым настоящим занятием, предполагающим различные формы обучения. Оно может включать элемент развлекательности, однако оно по своей форме не должно напоминать развлечение.
Таким образом, у детей в процессе комплексных занятий:
- развивается умение самостоятельно и творчески применять разные художественные средства (краски, формы, музыкальные звуки, поэтические выражения для воплощения одного и того же замысла);
- накапливается опыт совместной работы, формируются нравственные основы взаимоотношений между детьми;
- наглядно выделяются результаты художественного развития всех детей, а также проявляются интересы и способности каждого ребенка в отдельности;
- создается радостная и творческая атмосфера общения коллектива взрослых и детей, благоприятная обстановка для проявления эстетических качеств, для нравственного совершенствования, развития интеллекта, для формирования готовности к школе.
Особенности диагностики творческих способностей дошкольников
В практике опытно-экспериментальной работы ощущается дефицит диагностических методик, адекватно отражающих возрастные особенности дошкольников, содержание их художественно-эстетической деятельности и позволяющих комплексно оценить уровень творческого развития личности.
Предметом научных исследований в области эстетического развития личности детей становились как специальные художественные способности: музыкальные (Б.М.Теплов, К.В.Тарасова, Г.М.Цыпин, Л.Л.Бочкарёв и др.), литературные (В.П.Ягункова, Е.А.Корсунский и др.), в изобразительной деятельности (Е.И.Игнатьев, А.А.Медик-Пашаев, В.В.Кузин, Т.С.Комарова, Р.Г.Казакова и др.), так и общие (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.).
Вместе с тем, практика показывает, что художественный опыт ребенка дошкольного возраста более синкретичен. Биографические материалы, научная литература, современная педагогическая практика свидетельствуют о том, что творческие способности ребенка не являются суммой специальных и общих способностей, а представляют собой комплекс индивидуальных комбинаций личностных свойств. [4]
Исходя из этого, можно выделить объекты диагностики в сфере эстетического воспитания и художественного образования ребенка:
- мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности, вкусы);
- общие или универсальные художественные способности (уровень развития творческого воображения, дивергентного, конвергентного и творческого мышления, ассоциативности восприятия и др.);
- креативное свойство личности (способность к эмпатии, целеустремленность, чувство красоты, коммуникативность и др.);
- специальные художественные способности.
Осуществляя диагностику творческих способностей ребенка следует руководствоваться определенными принципами:
- принцип гуманизма и педагогического оптимизма: основывается на заповеди «Не навреди!». К ребенку следует подходить бережно, заботливо. Любое исследование должно помочь развитию, а не затормозить его. Диагноз предполагает не только установление личного уровня развития, но и выявление его резервов, определение отрицательных и положительных качеств, на которые можно будет опереться в дальнейшем;
- принцип объективности и научности: предполагает, что психическое развитие раскрывается в его собственных закономерностях, объясняется понятиями детской психологии, а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого. Важно осмыслить собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом возрастном этапе;
- принцип комплексности, системности и систематичности: предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи. Важно определить место каждого качества и свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития;
- принцип детерминизма: означает, что психические явления взаимосвязаны и вызываются целым комплексом причин. Нужно уяснить причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.
- принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л.Рубинштейном: означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка;
- принцип индивидуального и личностного подхода: означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
А.М.Матюшкин выделяет 4 уровня диагностики творческих способностей детей, в которую входят различные методики:
- компонентная диагностика, предполагающая исследование отдельных проявлений творческих способностей;
- структурная диагностика, призвана выявить несколько компонентов в структуре исследуемого качества; ее назначение - найти связи, корреляции отдельных сторон процесса;
- системная диагностика, предполагающая использование комплекса методик, исследующих все компоненты психологической модели и выявляющая перспективы развития личности в отношении исследуемого спектра проблем;
- прогнозирование, как разработка вероятностного прогноза в развитии исследуемого качества личности.[5]
В своей книге «Развитие творческих способностей дошкольников» Е.В.Котова выделяет следующие показатели и уровни музыкального творчества дошкольников:
1. Развитие интонационной и двигательной активности
Высокий уровень - ребенок проявляет творческую активность, самостоятельность, инициативу. Быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи педагога. Высокая продуктивность деятельности, связанная с решением проблем и творческих заданий. Свободно ориентируется в пространстве с предметом. Выразительно передает музыкально-игровой образ, инсценирует. Свободно владеет своим голосом, телом. Наблюдается ритмопластическая свобода движений. Движения скоординированы и выразительны, согласуются с музыкой.
Средний уровень - ребенок двигается ритмично, в такт музыки, точно, но недостаточно выразительно. Хорошо владеет интонациями. Затрудняется сочетать речевые импровизации (литературный текст) и движения. Умеет подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. Выполняет творческие задания с интересом.
Низкий уровень - активность проявляет только в связи с интересной темой или заданием. Ребенок малоэмоционален, без интереса и, зачастую, равнодушно относится к музыкально-творческой деятельности. Не проявляет самостоятельности. Движения скованны, плохо ориентируется в пространстве. Нарушена координация движений, не чувствует своего тела. Двигается невыразительно. Не проявляет речевой активности, пассивен. Голос тихий, монотонный.
2. Развитие музыкально-творческого воображения
Высокий уровень - ярко выражает эмоциональность во всех видах музыкального творчества. Высокая степень развитости фантазии. Ребенок придумывает интересные образы, выразительные и вариативные детали. Проявляет гибкость и беглость мышления в создании оригинальных речевых и двигательных моделей.
Средний уровень - дошкольник проявляет интерес, желание включиться в музыкально-творческую деятельность, но затрудняется в выполнении задания. Требуются помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Образы вызывают интерес, некоторую эмоциональную реакцию, но несколько детализированы. Проявляет репродуктивное воображение. Активно участвует в групповых проектах, но не отличается оригинальностью исполнения, спонтанным творчеством. Творческие задания выполняет увлеченно, с удовольствием, но не демонстрирует самостоятельности в выборе решений.
Низкий уровень - ребенок не умеет свободно выражать свои фантазии, скован. Затрудняется с выполнением творческих заданий, повторяет вариант показа педагога или соседа. Использует образы достаточно известные, вносит в них небольшие детали. Не может передать образ в движении и вокальных интонациях.
3. Развитие способности к моделированию музыкальной речи (в движениях и интонациях)
Высокий уровень - ребенок легко и с радостью выполняет задания. Самостоятельно выдвигает перспективные нестандартные цели и реализует их в спонтанных ассоциациях, вариативных ситуациях, выборе слагаемых модели (звук, слово, движение), умении варьировать, изменять, дополнять исполнение, многовариантности решений.
Средний уровень - задания выполняет, применяя простейшие варианты исполнения; присутствует осознанное, инициативное отношение к проблемам, желание придумать свою модель. Ребенок передает простой ритм имени, потешки, различает ритм и метр.
Низкий уровень - задания выполняет однообразно, повторяет вариант педагога. Неустойчивая любознательность. Затрудняется в изобретении ритмических рисунков, голосовых интонаций, элементарных движений. Не умеет различать двухчастную форму музыкального произведения.
4. Проявление творческого начала в музыкально-игровой деятельности
Высокий уровень - ребенок искренне и непосредственно переживает, увлечен занятием, способен к эмоциональной отзывчивости и вхождению в изображаемые обстоятельства и условные ситуации; дополняет и изменяет знакомый материал; создает новые комбинации из усвоенных ранее элементов; самостоятельно ищет и пробует наилучшее решение быстро реагирует; находит адекватные выразительные средства для воплощения музыкального образа; продукт его деятельности соответствует элементарным художественным требованиям.
Средний уровень - показатели, характеризующие высокий уровень, проявляет не в полной мере: некоторые из них отсутствуют (увлеченность захваченность деятельностью) при наличии других, а другие - требуют активизации со стороны педагога, поддержки и в отдельных случаях - показа способа решения проблемы.
Низкий уровень - уровень характеризуется малоэмоциональным отношением ребенка к творчеству; сложностью в способности к эмоциональному сопереживанию и «вхождению» в условно-игровую ситуацию; отсутствием самостоятельных поисков творческих решений; слабой ориентировкой в новых условиях; пассивностью в игровой деятельности; помощь и поддержка педагога не изменяет творческих проявлений.
В настоящее время идет активный пересмотр вопросов теории и практики музыкального воспитания с учетом ориентации на развитие личности ребенка, на формирование его музыкально-эстетического сознания. Проблемы формирования творческих способностей детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности. Развитие ребенка требует внимания, необходимых компетенций, применения разнообразных видов деятельности, современных диагностик со стороны педагогов.
Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческих способностей воспитанников, так как дошкольный возраст - сенситивный период для развития этого процесса.
Поэтому исключительно важно вовремя пробудить и развить у ребенка интерес к такому огромному культурному пласту, каким является музыкальное искусство. Творческие способности детей развиваются в процессе специально организованной деятельности. Для этого необходимо:
- Создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к познавательной эмоциональной и интеллектуальной активности (сравнение музыкальных произведений по сходству, контрастные сопоставления, выявление оттенков настроения, интеграция разных видов искусств, способствующая возникновению ассоциативных связей и творческому осмыслению содержания музыки).
- Использование вариативных форм организации музыкальной деятельности, гибкой структуры занятий.
- Опора на опыт ребенка в сочетании с новизной содержания, исключение каких-либо стереотипов.
- Применение системы творческих заданий, актуализирующих эмоциональный опыт ребенка.
Список литературы
- Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов Дошкольное воспитание, 1993, № 4.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов - 2-е издание, испр, и доп.: Мозаика-Синтез; Москва; 2008.
- Корчаловская Н. К проблеме развития музыкального восприятия у дошкольников [Текст]: сборник научных статей / Н.Корчаловская. - М.: Изд-во МПГУ. - 1996.
- Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. К73 Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
- Матюшкин A.M.Загадки одаренности. М., 1993.
- Петрова В. Музыкальные занятия с малышами [Текст] / В.Петрова. - M., 1993.
- Теплов Б.М. Избранные труды [Текст]: в 2-х т. Т. 1 / Б.М.Теплов. - М. Педагогика, 1985.