В статье рассматриваются особенности развития познавательных процессов у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), нарушение которых оказывает большое влияние на психическое развитие ребёнка и успешность его обучения в школе.
В общеобразовательной школе обучаются дети с различными проблемами в речевом развитии. Эти проблемы по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, на успешности его обучения в школе [5].
Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам профилактики и коррекции речевой патологии [2; 4].
В рамках экспериментальной работы по изучению состояния психических процессов у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием реи (ФФН), обучающихся в общеобразовательной школе мы провели изучение познавательных процессов, достаточное развитие которых влияет на успешность обучения в школе.
Для определения особенностей познавательной сферы детей с ФФН нами были использованы методики изучения памяти, внимания, зрительного и буквенного гнозиса, вербально-логического мышления, рекомендованные М.М.Семаго [3].
Для изучения речевых процессов мы использовали традиционные в логопедии методики.
Психолого-педагогическая диагностика проводилась по следующим направлениям: исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности; изучение особенностей зрительного восприятия (зрительного гнозиса); исследование вербально-логического мышления; исследование сформированности пространственных представлений; изучение фонетико-фонематической стороны речи.
Изучение слухоречевой памяти проводили с помощью методики «Запоминание 10 слов» (А.Р.Лурия).
Для изучения особенности устойчивости внимания детей с ФФН использовали «Корректурные пробы».
Таблица № 1.
Развитие слухоречевой памяти и внимания у младших школьников с ФФН
Группа
Кол-во учащихся |
Слухоречевая память |
Внимание |
Общий балл |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
КГ |
5 |
5 |
0 |
5 |
5 |
0 |
0 |
1 |
8 |
1 |
0 |
0 |
ЭГ |
5 |
5 |
0 |
5 |
5 |
0 |
0 |
2 |
6 |
2 |
0 |
0 |
В контрольной и экспериментальной группах отмечается низкий уровень развития слухоречевой памяти и устойчивости внимания. Средний составляет в КГ - 20%, а в ЭГ - 10%. Низкий уровень развития слухоречевой памяти и устойчивости внимания отмечается у 90% - КГ и 80% - ЭГ.
Основные затруднения, которые испытывали учащихся при исследовании слухоречевой памяти заключались в неполном воспроизведении слов. Кроме того, у них наблюдалась несформированность умения четко слушать инструкцию: низкая скорость и недостаточная точность выполнения задания.
У младших школьников с ФФН выявлен низкий и средний уровни устойчивости внимания. Дети выполняли задания с ошибками, и в основном в медленном темпе. Это говорит о состоянии временного утомления ребенка, а также об общей слабости процессов внимания.
При исследовании зрительного восприятия, мы использовали методику фигуры Поппельрейтера» (наложенные изображения), также изучали буквенный гнозис.
Таблица № 2
Результаты исследование зрительного восприятия у младших школьников с ФФН
Группа |
Зрительный гнозис |
Буквенный гнозис |
Общий балл |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
КГ |
6 |
4 |
0 |
6 |
3 |
1 |
0 |
4 |
3 |
3 |
0 |
0 |
ЭГ |
5 |
5 |
0 |
6 |
4 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
Анализ полученных данных показал, что зрительное восприятие детей с ФФН не всегда соответствует возрастной норме. Средний уровень развития зрительного восприятия показали в КГ - 30% (3 человека), а в ЭГ - 20% (2 человека). Низкий уровень развития зрительного восприятия составляет в КГ - 70% (7 человек), а в ЭГ - 80% (8 человек).
Основные трудности при выполнении заданий дети испытывали в процессе узнавания предметов и правильного их называния; нахождения слов с парными согласными звуками; узнавания букв, сходных по написанию; узнавания наложенных друг на друга букв.
Вербально-логическое мышление изучали с использованием методик «Простые аналогии» и «Выделение двух существующих признаков».
Таблица № 3
Результаты изучения вербально-логического мышления у младших школьников с ФФН
Группа |
Простые аналогии |
Выделение 2-х сущ. признаков |
Общий балл |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
КГ |
5 |
5 |
0 |
5 |
5 |
0 |
0 |
3 |
4 |
2 |
1 |
0 |
ЭК |
4 |
6 |
0 |
4 |
6 |
0 |
0 |
0 |
8 |
2 |
0 |
0 |
Из таблицы № 3 мы видим, что мышление младших школьников с ФФН не соответствует возрастной норме.
Средний уровень развития вербального - логического мышления показали 30% в КГ (4 человека) и 20% - в ЭГ (2 человека).
Низкий уровень развития мышления в КГ составляет - 70%, а в ЭГ - 80%. При выполнении заданий, испытуемые испытывали трудности вербального обобщения; классификации предметов; выделения из общего частного; построения логически связанных заключений.
Пространственные представления детей младшего школьного возраста с ФФН мы изучали с использованием проб Н.И.Озерецкого» (Особенности реципрокной координации, воспроизведение двигательного ряда).
Таблица № 4
Результат изучения сформированности пространственных представлений у младших школьников с ФФН
Группа |
Проба Н.И.Озерецкого |
Графическая проба «Забор» |
Общий балл |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
КГ |
3 |
5 |
2 |
3 |
6 |
1 |
0 |
1 |
3 |
5 |
1 |
0 |
ЭГ |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
0 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
Из анализа полученных результатов можно сделать вывод о том, что уровень развития пространственных представлений младших школьников с ФФН в основном средний. В КГ он составляет 60% (6 человек), а в ЭГ - 50% (5 человек). Но у некоторой части детей (1 ребенок) отмечается высокий уровень, а у 40% в каждой группе низкий уровень.
Дети со средним уровнем развития пространственного восприятия затруднялись в усвоении двигательной программы при графическом предъявлении образца, также возникли затруднения в том, что дети моги часто отрывать руку, в сравнении с образцом результаты детей могли быть искаженными или неточными, отличаться по форме.
Особенности пространственного восприятия детей с низким уровнем заключались в воспроизведении двигательного ряда, испытуемые путались, долго вспоминали образец выполнения; двигательный ряд полностью могли воспроизвести только с третьего раза, с замедленным темпом выполнения и ошибками.
Сопоставительный анализ полученных данных позволяет утверждать, что недостаточное развитие устойчивости и концентрации внимания детей младшего школьного возраста с ФФН негативно влияет на развитие слухоречевой памяти, зрительного восприятия.
Кроме того, на состояние зрительного восприятия так же оказывает влияние недостаточное развитие фонематических процессов. Дети испытывают трудности опознания предметов, в названии которых имеются оппозиционные звуки, что свидетельствует о недостаточном развитии у детей с ФФН способности дифференцировать звуки по звонкости - глухости, по месту образования.
После речевого обследования, мы получили данные о том, что самыми распространенными у детей оказались нарушения произношения сонорных звуков [Р], [Р`], [Л], которые являются наиболее яркими в акустическом плане и наиболее сложными в артикуляторном. За ними следуют группы свистящих и шипящих. При выполнении заданий на исследование звукового анализа дети допускали следующие ошибки: неверно определяли заданный звук (в начале, середине, и конце слова), особенно в слабых позициях; ошибались в подсчете количества звуков в слове и назывании их последовательности. При исследовании фонематического синтеза дети пропускали звуки и слоги в словах. Примеры искажений: милиционер - милицанер, космонавт - комонавт, термометр - (теморитор), водопроводчик - вапровочик, дравочик, парикмахерская - палиахская.
Таким образом, нами было установлено, что развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ФФН не всегда соответствует возрастной норме. Из 20 детей, участвующих в эксперименте, у 80% выявлены те или иные затруднения, которые нуждаются в целенаправленной коррекционной работе.
Библиографический список
- Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка: в помощь родителям [Текст] / Т.Г.Визель. - М: Просвещение, 2010. - 46 с.
- Левина Р.Е Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.
- Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго (Библиотека психолога-практика). - М.: АРКТИ, 2000.
- Щипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] / Л.М.Шипицына. - М., ВЛАДОС, 2003. - 276 с.
- Ястребова А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе [Текст] / А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. - М.: «Когито-Центр», 1996. - 47 с.