Технологическая карта урока физики. Тема урока: "Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета, траектория, путь, перемещение". 9-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 9


1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

9 класс

Место урока

Тематический блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся

Раздел 1. Законы движения и взаимодействия тел (39 часов)

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета, траектория, путь, перемещение

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (траектория, путь, перемещение)

Анализ и обсуждение различных примеров механического движения.
Обсуждение границ применимости модели «материальная точка».
Описание механического движения различными способами (уравнение, таблица, график).
Анализ жизненных ситуаций, в которых проявляется относительность механического движения.
Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта.
Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта.
Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела относительно разных тел отсчёта.
Анализ текста Галилея об относительности движения; выполнение заданий по тексту (смысловое чтение).

Тема урока

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета, траектория, путь, перемещение

Уровень изучения

базовый

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты

Личностные

  • осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры
  • ценностное отношение к достижениям российских ученых-физиков
  • развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности

Метапредметные

Познавательные

- анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования.

Комуникативные

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различия и сходства позиций;
- публично представлять результаты работы.

Регулятивные

  • давать адекватную оценку ситуации.

Предметные

  • использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка;
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (перемещение, путь).

Ключевые слова

Механика, кинематика, динамика, механическое движение, материальная точка, траектория, путь, перемещение.
Инерциальная система отсчета.
Относительность движения.

Краткое описание

2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

ЭТАП 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Демонстрационный и частично фронтальный эксперимент «Движение инерционной машины, колебания математического и пружинного маятника, вращение на центробежной машине, свободное падение тел».

Колебания математич. маятника

Движение инерционной машины

Колебания пружинного маятника

Вращение на центробежной машине

Свободное падение тел

Выявление общих признаков.

ЭТАП 1.2. Актуализация опорных знаний

ЭТАП 1.3. Целеполагание

Ты узнаешь:
 О видах механического движения
 О границах применимости моделей «материальная точка», «абсолютно твердое тело»
 Об относительности механического движения
 О необходимости соблюдать технику безопасности на уроках физики

Ты научишься:
 Использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения для решения практических задач
 Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (путь, перемещение)
 Различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твёрдое тело

БЛОК 2. Освоение нового материала

ЭТАП 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Просмотр видеоуроков

ЭТАП 2.2 Проверка первичного усвоения

Устное решение задач из учебника № 22-27, письменно № 35
(Физика. 9 класс: в 2 ч. Ч 1 / Л.Э.Генденштейн, А.А.Булатова и др.; под ред. В.А.Орлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2017. - 240 с.: ил.)
22. Приведите примеры тел, которые покоятся относительно Земли; движутся относительно Земли.
23. Приведите примеры тел, относительно которых неподвижны:
А) пассажир опускающегося лифта;
Б) птица, летящая в стае.
24. Может ли воздухоплаватель, летящий в тумане на воздушном шаре, без навигационных приборов определить направление полета. Ответ обоснуйте.
25. Может ли считать материальной точкой космический корабль:
А) диспетчер в Центре управления полетом, определяя расстояние от Земли до корабля;
Б) космонавт, входящий в люк космического корабля из открытого космоса;
В) диспетчер, следящий за стыковкой космических кораблей.
26. Укажите все различия пути и перемещения.
27. Вдоль железнодорожного полотна установлены километровые столбы. Что с их помощью может определить пассажир поезда - путь или перемещение?
35. По рисункам найдите проекции на оси координат

БЛОК 3. Применение изученного материала

ЭТАП 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

ЭТАП 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Задача № 28
Два друга играют в футбол. Обязательно ли пройденные ими пути одинаковы, если они совершили одинаковые перемещения? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.
Задача № 32
На приборной панели автомобиля имеется прибор, показывающий, сколько километров проехал автомобиль. Что показывает этот прибор: пройденный автомобилем путь или перемещение автомобиля? Как должен был ехать автомобиль, что бы по этому прибору можно было определить модуль перемещения автомобиля?

ЭТАП 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА

https://phys-oge.sdamgia.ru/test?extra_id=139&filter=all
Тип 22 № 1641 - https://phys-oge.sdamgia.ru/problem?id=1641"

Автомобиль движется по повороту дороги. Одинаковые ли пути проходят правые и левые колёса автомобиля? Ответ поясните.
Решение.
1.  Правые и левые колёса автомобиля проходят разные пути.
2.  Правые и левые колёса автомобиля движутся по концентрическим окружностям. Больший путь проходят колёса, находящиеся дальше от центра окружностей.

ЭТАП 3.4. Развитие функциональной грамотности

Прочитайте текст из рубрики «Что мы узнали» стр. 13-14.

ЭТАП 3.5. Систематизация знаний и умений

Составьте схему «Виды механического движения»

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

ЭТАП 4.1. Диагностика/самодиагностика

Материальная точка. СО
Автор: © 2017, ООО "КОМПЭДУ", http://compedu.ru
Описание:
При поддержке проекта http://videouroki.net

Задание 1
Вопрос: Тело (или группа тел), принимаемое в данном случае за неподвижное, относительно которого рассматривается движение других тел, называется
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) телом подсчета
2) телом отсчета.
3) системой координат
4) началом отсчета

Задание 2
Вопрос: Какую систему координат следует выбрать при определении положения самолета в небе?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Среди ответов нет правильного
2) Трехмерную (х, y, z)
3) Двухмерную (х, y)
4) Одномерную (х)

Задание 3
Вопрос: Вставьте пропущенные слова:
Любое тело в каждый момент времени обладает некоторой геометрической ..., определённым образом ориентировано в ... и занимает в нём некоторое ...
(Слова писать через один пробел)

Запишите ответ: _______________

Задание 4
Вопрос: Тело, у которого расстояние между любыми его точками не меняется.
Составьте слово из букв:
ЁДЛВОЛЕТ ТОРБОНТАОЮЕС -> _______________

Задание 5
Вопрос: Что образует систему отсчета?
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
- Тело отсчета
- Часы и система координат
- Тело отсчета, система координат, часы
- Система координат

Задание 6
Вопрос: Вставьте пропущенное (-ые) слово (-а):
Основная задача кинематики состоит в нахождение положения тела в любой момент времени, если известны его положение, ... в начальный момент времени.
Запишите ответ: __________________

Задание 7
Вопрос: Какую систему координат необходимо выбрать, для определения положения шашки на шахматной доске?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Одномерную (х)
2) Трехмерную (х, y, z)
3) Среди ответов нет правильного
4) Двухмерную (х, у)

Задание 8
Вопрос: Какое (-ие) утверждение (-я) верно (-ы)?
а) материальная точка обладает размерами;
б) материальная точка обладает массой.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Ни а, ни б
2) Только а
3) И а, и б
4) Только б

Задание 9
Вопрос: Тело можно принять за МТ, если:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) размеры тела много меньше расстояния, которое оно проходит
2) среди ответов нет правильного
3) тело движется поступательно
4) размеры тела много меньше расстояния до тела отсчёта

Задание 10
Вопрос: Что не относится к видам механического движения?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) зигзагообразное движение
2) поступательное движение
3) вращательное движение
4) деформация

Ответы:
1) (4 б.) Верные ответы: 2;
2) (3 б.) Верные ответы: 2;
3) (5 б.) Верный ответ: "формой пространстве положение".
4) (5 б.) Верные ответы: "АБСОЛЮТНО ТВЁРДОЕ ТЕЛО".
5) (4 б.) Верные ответы:
- Нет;
- Нет;
- Да;
- Нет;
6) (4 б.) Верный ответ: "скорость и ускорение".
7) (3 б.) Верные ответы: 4;
8) (3 б.) Верные ответы: 4;
9) (4 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
10) (4 б.) Верные ответы: 1.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Составить хокку по теме урока.
Хокку - лирическое стихотворение, состоящее из трех строк.
Первая строка - это информация, которая позволяет представить, о чем пойдет речь.
Вторая строка раскрывает смысл первой, она самая длинная.
В третьей строчке делается вывод из первых двух.

Этап 5.2. Домашнее задание
§ 1 № 42, 44, 45