Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Народное творчество»

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, подготовительная группа, Развитие речевой деятельности


Цель: Формировать целостное восприятие об устном народном творчестве, как о разделе художественной литературы.

Задачи:

  • Образовательные: продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества, закрепить знания о жанрах устного народного творчества; учить узнавать сказки по заданию;
  • Развивающие: развивать фантазию, воображение, ум, смекалку; развитие речи, обогатить словарный запас детей жанрами народного фольклора.
  • Воспитательные: воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи, поддерживать на занятии эмоциональное, игривое настроение.

Оборудование: презентация, колонка, песня колыбельная, карточки с буквами СКАЗКА, пазлы (Заюшкина избушка, Царевна лягушка, По щучьему велению),

Ход занятия

I. Организационный момент (2 мин)

- Здравствуйте, ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними. Повторяйте за мной.

- Посмотри на наш ты круг.
Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

II. Водная часть (2 мин)

- Ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы живём? (в России)

- Россия огромная страна. А мы с вами где живём? (в городе Лобня)

- Как называется столица нашей Родины? (г. Москва)

- Наша страна многонациональная, здесь проживает много различных народов. И у каждого народа есть свои сказки, песни, считалки, потекши и так далее.

- Скажите, пожалуйста, а как называется всё то, что я сейчас перечислила? (фольклор)

III. Целеполагание

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Мы сегодня будем говорить об устном народном творчестве)

IV. Основная часть (2 мин)

- Кто мне скажет, что такое устное народное творчество? (это словесное творчество народа, которое передавалось из уст в уста, из поколения в поколение)

- А что могли люди передавать из уст в уста? (сказки, песни, скороговорки)

- Как и на чём путешествовали сказочные герои? (ковер-самолет, волк, клубок, печка, ступа, помело).

- Мы сегодня тоже будем путешествовать, а на чем вы должны отгадать загадку:

Из облаков он вылетает
И над деревьями летает!
Летит по небу без забот,
Не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот,
А он всегда летит вперед!
(ковер-самолет)

- Если вы готовы - отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество», тогда вперед. Повторяйте за мной. (дети идут на стульчики)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)

Мы садимся на ковёр, (Дети приседают)
Отправляемся в полёт! (Руки около головы, смотрят в стороны)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочк.)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо)
Приземляться нам пора! (Приседают)

- Присаживайте за столы. Сначала девочки, потом мальчики.

1. Станция пословицы. (2 мин)

- Вот и приземлились на станцию пословицы.

- Кто мне скажет, что такое пословица? (Пословица - это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, об орудии труда, о природе)

- Правильно, каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.

- О чем бывают пословицы? (о природе, о дружбе, о человеке)

- Какие пословицы о труде вы знаете? (

  • Делу время, потехе - час.
  • Терпение и труд все перетрут.
  • Семь раз примерь, один раз - отрежь.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Землю красит солнце, человека - труд.)

- Какие о дружбе? (

  • Нет друга - ищи, а нашел - береги.
  • Все за одного, один за всех.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

- Молодцы, много пословиц знаете.

2. Станция Считалки. (2 мин)

- Что такое считалки? (стихотворения рифмованные, которые служат для выбора ведущего)

- Зачем нужны считалочки? (чтобы выбрать ведущего для игры)

- Какие считалочки вы знаете, кто хочет выйти рассказать? (выходит ребёнок к доске)

(Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.)

- Молодцы!

- Приглашаю вас продолжить наше путешествие, но давайте отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)

Сорока-белобока
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

3. Станция Песни. (4 мин)

- Есть такая фраза, когда говорят: «Душа поёт» как вы понимаете значение этой фразы? (это случается, когда человеку слов мало, рождается задушевная песня)

- Правильно, в древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, напевая песни, совершая обряды.

- А какие народные музыкальные инструменты вы знаете? (балалайка, гармонь, ложки, свистульки, трещотки).

- Я Вам предлагаю сейчас послушать песню до конца, а затем вы мне ответите к какому виду песен она относиться и о чем там говориться. Прослушивание колыбельной песни. МУЖИЧОК ЖИЛ НА КРАЮ.

- Скажите, это какая песня? (колыбельная)

- О чем говориться в этой песне? (о мужичке у которого было семеро детей, и они ели масленую кашку)

4. Станция загадки. (2 мин)

- Послушайте, что я вам расскажу.

1.

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

- Что я вам сейчас прочитала? (загадку)

- Какая первая буква в отгадке? (Эс)

2.

А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла! (Кошкин дом)

3.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)

4.

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде eму помог
Один смелый петушок. (Зайкина избушка)

5.

Верно я ему служу.
Я усатый и хвостатый,
Сапоги ношу на лапах! (Кот в сапогах)

6.

Чудище ужасное во дворце живёт,
Девицу прекрасную монстр в гости ждёт.
Для неё, красавицы, есть в саду цветок,
Полюбить чудовище он бы ей помог.
А когда полюбится - сгинет образ тот…
Сказку кто волшебную быстро назовёт? (Аленький цветочек)

- Ребята, что за слово у нас получилось? (СКАЗКА) (вывешивание букв, отгадок)

5. Станция Сказки. (2 мин)

- Мы с вами поиграем, сейчас я буду вам диктовать слова, вы должны их послушать и назвать название сказки.

  1. Дед, баба, курочка, яичко, мышка «Курочка-ряба».
  2. Солдат, старуха, топор. «Каша из топора».
  3. Брат, сестра, река, печь, яблоня. «Гуси-лебеди».
  4. Муха, денежка, базар, самовар, гости, паук «Муха-Цокотуха»
  5. Кувшин, званый пир, тарелка. «Лиса и журавль».
  6. Мачеха, бал, башмачок, сестры, принц «Золушка».
  7. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь «Дюймовочка»
  8. Царь, три сына, стрела, болото «Царевна-лягушка»
  9. Девочка, медведи, домик «Три медведя».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)

Будем пальчики считать
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок,
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку
Нашу вещую каурку,
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.

Д/И «Подели на слоги» (3 мин)

- Давайте поиграем еще в одно игру. Сейчас я буду вам называть героев сказок, а вы должны будете сказать сколько в этом слове слогов и поставить ударение.

  • Мышка
  • Лягушка
  • Зайчик
  • Волк
  • Лисичка
  • Медведь.

- Из какой сказки эти герои? (Теремок)

  • Дедка
  • Бабка.
  • Внучка.
  • Жучка.
  • Кошка.
  • Репка

- А эти герои из какой сказки? (Репка)

- Какого героя не хватает? (мышки)

Д/И Сбор пазла (3 мин)

- Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно здесь не обошлось без проделок сказочных злодеев. Ведь и такие персонажи есть в сказках. Пазлы вы должны собрать. И сказку назвать! (Заюшкина избушка, По щучьему велению, Царевна-лягушка).

V. Итог (3 мин)

- Скажите, о чем мы с вами сегодня говорили? (о фольклоре)

- Что относиться к фольклору? (скороговорки, загадки, сказки, песни)

- Что вы нового узнали?

- Какие пословицы вы запомнили?

Рефлексия

  • Поднимите руку, кому сегодня было интересно.
  • Поднимите руку, кому сегодня было сложно.

Молодцы, попрощайтесь с гостями.