Форма проведения: урок-соревнование.
Цели:
- развитие любознательности, внимания, памяти через использование заданий занимательного характера;
- наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.
Необходимое оборудование: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация Н.И.Лобачевский: «Математика - это язык, на котором говорят все точные науки».
1-й конкурс. Математическая разминка
- Седьмой месяц года? (июль)
- Кого по осени считают? (цыплят)
- Сколько концов у трёх с половиной палок? (8)
- Сколько ушей у 20 мышей? (40)
- Результат умножения? (произведение)
- Прибор для измерения углов.(транспортир)
- Два гуся на одной ноге весят 10 кг. Сколько килограммов они будут весить на двух ногах? (10 кг)
- Сколько прямых можно провести через две точки? (одну)
- Что больше 3метра или 301см?(301см)
- Сколько горошин может войти в 1 стакан? (0, горошины не умеют ходить)
2-й конкурс. Третий лишний
- Гектар, метр, сотка. (Метр.)
- Аршин, тонна, центнер. (Аршин.)
- Верста, сажень, фунт. (Фунт.)
- Пуд, дюйм, золотник. (Дюйм.)
- Метр, миллиметр, секунда (секунда)
- 23, 1, 3 (23)
- Диаметр, отрезок, радиус (отрезок)
3-й конкурс. Поставь знак
Поставьте знаки действий между семерками так, чтобы равенства были верными.
7777=1
Ответы: 7:7+7-7=1
7777=2 |
7:7+7:7=2 |
7777=3 |
(7+7+7):7=3 |
7777=4 |
77:7-7=4 |
4-й конкурс. Математика + Русский язык
Команде предлагается составить и написать как можно больше слов из слова МАТЕМАТИКА.
5-й конкурс. Математика + Литература
Заполни пропуски в пословицах
…. за всех , все за . .. |
. . . раз примерь, . . . раз отрежь. |
Не имей . . . рублей, а … . . . друзей. |
Ум хорошо, а . . . лучше. |
За . . . зайцами погонишься, ни . . . не поймаешь. |
У . . . нянек дитя без глаза. |
Обещанного . . . года ждут. |
. . . в поле не воин. |
Скупой платит . . . |
. . . сапога - пара. |
Знать, как свои . . . пальцев. |
. . . одного не ждут. |
6-й конкурс. Блицтурнир
"Словесную запись" необходимо записать "Символической записью".
1-я команда
|
2-я команда |
||
Словесная запись |
Символическая запись |
Словесная запись |
Символическая запись |
а на 70 больше, чем в |
а - в = 70 |
в на 4 меньше, чем а |
а - в = 4 |
а в 4 раза больше, чем в |
а : в = 4 или а = 4в |
а в 5 раз меньше, чем в |
в : а = 5 или
|
Сумма чисел а и 18 равна 30 |
а + 18 = 30 |
Разность чисел в и 23 равна 14 |
в - 23 = 14 |
Произведение чисел а и в меньше их суммы |
а• в<а+в |
Частное чисел а и в меньше их произведения |
а:в<а•в |
7-й конкурс. Математический футбол
- Какую часть часа составляют 30 минут?
- Сумму чисел 95 и 95 уменьшите в 10 раз.
- Не произведя вычислений, определите сколько цифр будет в частном.
- Сколько раз нужно взять по 20минут, чтобы получить 3 часа?
- При каких значениях к разность 300-к равна 300?
- В двух бидонах 8 л молока. Из одного бидона в другой перелили 1л молока, и в бидонах молока стало поровну. Сколько литров молока было в каждом бидоне?
- На птицеферме кур на 20 больше, чем гусей, а утокна 30 меньше, чем кур. Каких птиц больше - уток или гусей - и на сколько. (Гусей на 10 больше, чем уток)
- Суточная норма пищи для слона 1ц30кг. Сколько это в килограммах?
8-й конкурс. Весёлые вопросы
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две - всего… (пять, а не четыре).
9-й конкурс. Два капитана. (отвечают по очереди)
- Результат сложения (сумма)
- Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)
- Третий месяц летних каникул (август)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (семь)
- Равенство с переменной (уравнение)
- Несчастливое число (13 )
- Дюжина это сколько? (12)
- Используют при построении окружности (циркуль)
- Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности (радиус)
- Как найти делимое? (делитель умножить на частное)
- 72 : 8 = (9)
- Сколько грамм в 1 кг? (1000г)
- Первый месяц зимы (декабрь)
- Петух стоя на 1 ноге весит 3 кг. Сколько он будет весить стоя на 2-х ногах ? (3 кг)
- Треугольный платок - ? (косынка)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
- Какой месяц короче всех (май)
- Наименьшее трехзначное число (100)
- Какие сто букв останавливают движение транспорта (сто п)
- Какое число делится на все числа без остатка? (ноль)
- Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
10-й конкурс. У кого лучше глазомер?
На глаз определить количество конфет-горошин в стакане. Каждой команде вручается стакан с конфетами-горошинами. Побеждает та команда, которая даст ответ, наиболее близкий к правильному. (Учитель заранее должен сосчитать количество конфет в каждом стакане. В качестве приза стакан со сладостями можно вручить капитанам, которые поделятся со своей командой)
Используемая литература
- Предметные недели в школе. Математика. Сост. Гончарова Л.В. Изд. «Учитель», Волгоград, 2002.
- О.С.Шейнина, Г.М.Соловьёва Занятия школьного кружка. Математика. Изд. НЦ ЭНАС, Москва, 2005.
- И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин Задачи на смекалку 5-6. Москва, «Просвещение», 2003.
- В.С.Кравченко. Устные упражнения по математике. Москва, «Просвещение», 1979.