Написание слов, обозначающих предметы. Различие их по вопросам «кто?», «что?»

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Цель: закреплять умения различать названия предметов по вопросам кто? и что?

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей различать предметы по вопросам кто? что? (работа с картинками);
  • развивать умение выделять предметы, отвечающих на вопрос кто? или что? (игра «Четвертый лишний»);
  • упражняться в соотнесении картинки и слова;
  • продолжать формировать навык письма за счет работы в тетради.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие на основе работы с картинками;
  • корригировать логическое мышление на основе выделения живых и неживых предметов;
  • слуховое восприятие на основе различения вопросов;
  • коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе пальчиковой гимнастики.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность при выполнении заданий;
  • усидчивость;
  • интерес к уроку.

Оборудование: презентация, предметные картинки (рыба, муха, коза, утка, пила, сыр, сок, шар), карточки со словами для соотнесения слова и картинки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Организационный момент

- Какое время года сейчас?

Зима

- Какое время года было перед зимой? Осень
- Какое время года будет после зимы? Весна
- Определите какой день недели сегодня? Пятница
- Назовите сегодняшнее число и месяц. 14 декабря
- Декабрь какой по счету месяц зимы? Первый
- Перечислите все месяцы зимы? Декабрь, январь, февраль
II. Основная часть
1. Игра «Найди лишнее»
- Посмотрите на экран и выберите ту картинку, которая лишняя.
(чайник, лиса, юла, фонарь)
Лиса
- Почему изображение лисы лишнее? Лиса живая.
- Как мы спросим про лису, если она живая?
(над словом появляется вопрос «кто?». Один человек читает у доски, потом читают вместе.
Кто?
- А какая картинка лишняя на следующем слайде?
(Бабочка, девочка, бусы, ежик).
Бусы
- Почему изображение бус лишнее? Бусы неживые
- Как мы спросим про бусы, если они обозначают неживой?
(над словом появляется вопрос «что?». Один человек читает у доски, потом читают вместе.)
Что?

- Как вы думаете, что мы с вами будем учиться делать сегодня на уроке?

Учиться различать слова по вопросам «кто?» «что?».

2. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока

Сегодня на уроке мы будем закреплять умение различать слова по вопросам «кто?» и «что?», а так же записывать слова, которые отвечают на вопрос «кто?», «что?» в тетради.

3. Различение предметов по вопросам «кто?», «что?» А теперь каждый из вас получил на стол папку с заданием. Откройте ее и достаньте содержимое.
- Перед вами картинки.
(У каждого ребенка предметные картинки разные: рыба, утка, муха, коза, шар, сок, сыр, пила)
Открывают папку и достают ее содержимое.
- Рассмотрите картинки. Рассматривают картинки.

- Сейчас каждый из вас выйдет к доске и соотнесет картинку с нужным вопросом.

Учащиеся по очереди выходят к доске и располагают картинки в два столбика.
- Назови предмет? Шар.
- Как спросим про шар? Кто или что?
- Что? Шар.
Что?

- Размести картинку у нужного вопроса.
(Аналогично проделать со всеми картинками).

Слова, которые отвечают на вопрос «кто это?»: утка, коза, рыба, муха.


Слова, которые отвечают на вопрос «что это?»: шар, сыр, сок, пила.

4. Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.

5. Работа со словами Следующее задание.
Вы получили конверт. Откройте его.
(В конверте лежат карточки со словами: рыба, утка, муха, коза, шар, сок, сыр, пила. Каждый учащийся получает два слова.)
Получают конверт и достают его содержимое.
- Что лежит в конверте? Карточки со словами.
- Сейчас каждый из вас так же выходит к доске, читает слова и соотносит их с нужной картинкой. Учащиеся по очереди выходят к доске, читают слово и соотносят его с нужной картинкой.
- Прочитай первое слово? Рыба
- Найди картинку с изображение рыбы.
- Слово рыба отвечает на вопрос кто? ли что?
Кто?

- Почему рыба это кто?
(Аналогично проделываем с другими словами)

Рыба живая.

6. Пальчиковая гимнастика

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

7. Работа в тетради - Откройте тетрадь.
- Найдите сегодняшнее запись с сегодняшним числом.
- Кто мне напомнит, какое сегодня число?
- Начнем работу как обычно с минутки чистописания.
Открывают тетради и находят запись даты.
14 декабря
- Какую букву вы будете прописывать сегодня? Строчную букву ч.
- Обратите внимание, какой вопрос начинается на эту букву? Что?
- На вопрос что? Какие предметы отвечают? Неживые предметы.
Давайте посмотрим, из каких элементов состоит строчная буква ч? Волна и наклонная палочка с крючком.
- Пропишите строчную букву ч в тетради. Прописывают букву в тетради.
А теперь давайте запишем слова, которые обозначают живой предмет.
- На какой вопрос отвечают живые предметы?
- Какие слова запишем?
- Запишите только два первых слова.
Кто?
Муха, рыба, коза, утка.

- Какой вопрос задают неживым предметам?
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос что?
- Запишите первые два слова.

Что?
Шар, сыр, сок, пила.

III. Итог урока

- Что мы сегодня с вами делали на уроке?
- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие живой предмет?
- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неживой предмет?

Задавали вопросы к словам обозначающим предметы.

8. Домашнее задание

Выполнить задание на карточке. Соотнести слово с картинкой. Записать в тетрадь сначала слова, которые отвечают на вопрос кто?, а затем слова, которые отвечают на вопрос что?