Цель: Формирование и закрепление представлений изготовления чайника в стиле гжель.
Задачи:
- Упражнять детей в лепке предмета из нескольких частей.
- Закреплять умения раскатывать шар кругообразными движениями ладоней, раскатывать жгутики, плотно соединять части поделки.
- Развивать чувство формы и пропорций.
- Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
- Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
- Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Хохлома, Жостово.
- Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
- Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Оборудование:
- Слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, коробка почта, пластилин белого, синего, голубого цвета, доски.
- Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. А вы радовались, когда шли в детский сад?
Приглашаю вас в круг радости.
Давайте скажем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад, вас видеть я!
2. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А, вы любите путешествовать? Мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас узнаете.
Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Посмотрите, какая она необычная (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
Кто же нам ее прислал и что в ней как вы думаете? (мастера народного промысла)
Воспитатель: Откроем посылку? (да)
Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) (хохлома, дымковская, филимоновская, жостово)
- Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А о каком вы должны догадаться.
Послушайте стихотворение:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
3. Целеполагание
Воспитатель: Как вы думаете, как зазывается эта посуда? (гжельская посуда)
Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется, как вы думаете? (потому что промысел гжельская роспись появилась в Подмосковье в селе Гжель)
- Сейчас мы посмотрим правы ли вы были. Проходите на стульчики и смотрите внимательно. Расскажу вам сказку.
4. Основная часть
Воспитатель: Давным-давно жили в Подмосковье в селе Гжель смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. (слайд 1)
Нашли они в своей сторонушке глину белую чудесную и решили лепить из нее разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в мире синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. (слайд 2)
Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. (посмотри на доску)
Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники, При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд 3)
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал его. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. (слайд 4)
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал.
Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Гжельские мастера большие фантазеры. (слайд 5)
Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные. (слайд 6,7)
Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд 8)
Разных барышень в нарядных платьях. (слайд 9)
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…А какая нарядная и праздничная получилась роспись. (слайд 10)
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка? Что именно вам понравилось? (узоры гжелевской росписи, цветы, точки, капельки)
Воспитатель:
- О каком промысле эта сказка? (о гжеле)
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из белой глины)
- Какими узорами украшают? (из цветов, капелек, полосочек, сеточек)
- Какие изделия делали мастера из глины? (посуду, животных, барышень в платьях)
Почему Гжель сине-голубая? (потому что умельцы говорили, что у них в селе Гжель, небо самое синие-синие, они эти цвета перенесли на свои работы)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель: Мастера из села Гжель предлагают. вам ребята, помочь им кое-что слепить, а что вы узнаете, отгадав загадку.
Есть и крышка, и свисток,
Он готовит кипяток! Если воду не налить,
Может сразу задымить!
И рабочий, и начальник,
Подливают воду в … (чайник)
Анализ готового изделия
- Посмотрите на изделие, которое я выполнила
- Что вы видите? (чайник)
- Какие части есть у него? (крышка, донышко, ручка, носик).
- Из какого цвета мы будем делать чайник как вы думаете? (из белого)
- А как вы думаете для чего тогда нам синий и голубой цвет? (эти цветами мы будем делать узоры на чайнике в стиле гжелевской росписи)
- Прежде, чем мы начнем давайте вспомним ТБ работы с пластилином.
Планирование (показ воспитателя вместе с инструкцией)
- Берём в руки белый пластилин, разомнём его.
- Отщипываем одну большую часть белого пластилина и скатываем из неё шар.
- Берём другую часть белого пластилин отщипываем два кусочка для крышечки и донышка и скатываем два шарика.
- Теперь эти шарики расплющиваем и прилепим одну лепёшку сверху, а другую снизу.
- Отщипываем небольшой кусочек пластилина, скатываем небольшую колбаску и прилепим её с боку это будет носик.
- Нам осталось слепить ручку. Для этого мы опять берем часть белого пластилина, скатываем из него колбаску, сгибаем её дугой и прилепим с боку, с другой стороны. Вот такой чайник у нас получился.
- А теперь украсим наш чайник гжельскими узорами.
- Можете приступать к выполнению работы.
5. Заключительная часть
- Скажите, что мы сегодня лепили? (чайник)
- Какой росписью вы сегодня расписали чайник? (гжельской росписью)
- Понравилось ли вам быть мастерами? Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и какой замечательный получился сервиз! Вы самые лучшие мастера!