Звучит музыка. На сцене появляются «Лицеисты Царскосельского Лицея». Они шумят, играют, перекидываю друг другу мягкий мяч, катаются друг на друге. Выносят стулья. Наконец, появляется «Пушкин». Он останавливается в центре сцены и начинает сочинять. В руках - перо и лист бумаги. «Пушкин» стоит в центре, лицеисты вокруг него продолжают играть, перекидывать мягкий мяч.
Пушкин:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
Лицеист 1:
А над Виргилием зевал,
Пушкин:
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил
И забывал латинский класс
Лицеист 2:
Для алых уст и черных глаз,
Пушкин:
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала…
(присаживается на стулья, которые выстроились в скамейку продолжает вдохновенно сочинять. Остальные лицеисты собираются вокруг «Пушкина», становятся за стульями, садятся рядом и с интересом следят за тем, как Александр пишет)
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я…
Близ вод, сиявших в тишине
Звучит музыка… Появляется девушка - муза. Лицеисты, при виде барышни, учтиво встают и внимательно следят взглядом за юной особой, слушают.
Девушка:
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась, муза в ней
Открыла пир младых затей
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны…
Садится за рояль, играет что-то торжественное.
Лицеисты выстраиваются в шеренгу на авансцене. Они уже «участники церемонии» и в поведении их читается волнение и торжественность момента.
Лицеист 1: (торжественно) 19 октября 1811 года в Екатерининском дворце состоялась торжественная церемония открытия Лицея.
Лицеист 2: (волнуется) В присутствии царя, царского семейства, министров, придворных…
Лицеист 3: (сочувствует) Директор Малиновский говорил еле слышно, все думали, что из-за волнения перед царствующими особами, а ему было противно читать речь, написанную за него важным лицейским родителем…
Лицеист 4: Мы, лицеисты больше всего были рады, что он замолк. Гости сидели, а мы должны были слушать его стоя.
Лицеист 5: Зато профессору права Куницыну речи никто не писал… И по мере того, как раздавался его звучный, чистый и внятный голос, все оживились…
Пушкин: В продолжении всей речи ни разу не было упомянуто о государе…
Все лицеисты удивились, испугались.
Пушкин: Это небывалое дело так поразило… и понравилось Александру, что он тотчас прислал Куницыну «Владимирский крест».
Картина 2
Аплодисменты. Перестановка. Стулья в ряд. Лицеисты за стульями, как бы провожают взглядом, проходящих мимо важных персон.
Лицеист 1: Начальство отправляется на ужин.
Сами быстро усаживаются на стулья, как будто бы в столовой за обеденный стол.
Лицеист 2: Быстро поедают свой суп и пирожки 30 лицеистов,
Лицеист 3: И тут же первый лицейский анекдот…
Девушка: Императрица-мать Мария Федоровна решила узнать, хорошо ли кормят? Подошла к Корнилову и спросила: Карош суп?
Лицеист 3: Да, мосье!
Все смеются. Перестановка. Стулья справа. Часть лицеистов стоит за стульями, часть сидит на стульях, кто-то стоит на стуле, кто-то прилег или присел на пол. Вся композиция представляет 4 этажа Лицея.
Картина 3
Лицеист 4: Лицей - маленький четырехэтажный городок. Инспекторы и гувернеры живут внизу - там же и хозяйственное управление.
Лицеист 5: Второй этаж - это столовая, больница, канцелярия, знаменитый конференц-зал.
Пушкин: Именно здесь Пушкин будет читать свои стихи Державину.
Лицеист 1: Третий этаж - учебный: классы, кабинет физики, библиотека, «рекреционная зала», то есть место для отдыха и забав
Лицеист 2: В зале - огромные зеркала и мебель обита штофом - тяжелым узорчатым шелком.
Лицеист 3: На четвертом - номера, в которых лицеисты живут…
Лицеист 4: Всем лицейским был предложен заранее выработанный режим, правильные занятия.
Появляется классная дама: (читает)
- Подъем - в 6 утра.
Лицеисты выстраиваются в одну шеренгу, как на поверку, по диагонали. Дама напротив шеренги.
- С 7до 9 часов - класс, учебные занятия.
- В 9 - чай с булкой.
Все лицеисты: А….??? И все?
Дама: Никаких завтраков. После чая - первая прогулка.
«Пушкин» делает шаг вперед и читает стихи.
Пушкин:
Вы помните ль то розовое поле,
Друзья мои, где красною весной,
Оставя класс, резвились мы на воле
И тешились отважною борьбою…
Остальные лицеисты затаскивают его обратно в свою шеренгу.
Дама: С 10 до 12 - класс
- В 12 часов - вторая прогулка.
«Пушкин» опять делает шаг вперед и читает стихи.
Пушкин:
Вы помните ль, то розовое поле,
Друзья мои…
Лицеисты опять затаскивают его обратно «в строй».
Дама: В час - обед из трех блюд. Сначала давали каждому по полстакана портера…
Лицеисты «подсоловели» немного.
Дама: Потом нашли это баловством, запивали квасом и водой.
Лицеисты огорчены.
- От 2 до 3 - чистописание или рисование.
- От 3 до 5 - класс.
- В 5 часов - чай и до 6 - прогулка.
Лицеисты: Так ведь дождь…
Дама: Гуляли обязательно, в любую погоду.
«Пушкин» опять делает попытку прочесть…
Пушкин: Вы помните…
Но в этот раз ему даже не дают сделать шаг вперед.
- По средам и субботам - вечернее танцеванье или фехтованье…
- А в субботу…
Лицеисты с надеждой смотрят на классную даму.
Дама: Баня!
Дама: В половине девятого ужин, До 10 - отдых, развлечения. В 10 - вечерняя молитва и сон.
Но сегодня должно вам в свои ряды принять новых лицеистов. Рассказать им про наш Лицей… провести вступительные испытания и клятву им прочесть. Готовьтесь…
Музыка. Идет подготовка. Стулья…. Экран…
Пушкин: Итак, позвольте пригласить на эту сцену…
Все новенькие заходят на сцену, садятся на стулья. Появляется экскурсовод. Рассказывает про Лицей «Кикины палаты». Рассказ сопровождается показом слайдов.
Пушкин: А сейчас настало время для клятвы Лицеистов.
Классная дама раздает всем листы с клятвой. Все встают. Звучит торжественная музыка. «Лицеисты и «Пушкин» читают текст клятвы, а новички повторяют только строчки - Клянусь!
Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам…. (название лицея)
На сцену приглашается директор Лицея, который произносит слова приветствия и поздравления, всех вновь поступивших в лицей ребят.
В сценарии использованы тексты из книги Н.Я.Эйдельмана «Прекрасен наш союз…» об истории Царскосельского лицея. Варианты, черновики известных пушкинских строчек и авторское написание некоторых слов.