Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит цель финансовой грамотности. Тогда к подростковому возрасту у него естественно сформируются потребности: найти своё дело, обеспечивать себя, вкладывать деньги в семейный бюджет. Он будет более защищён от мошенников, необдуманных кредитов и импульсивных покупок, а также подготовлен к разным финансовым задачам, которые могут в карьере.
Сегодня финансовая грамотность повсеместно признается необходимой для жизни компетенцией. Она является дополнительной областью исследования PISA (Россия занимает 10 место из 20 стран). В 2011 году Министерство финансов РФ запустило проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» и приняло Стратегию повышения финансовой грамотности в РФ на период 2017-2023 гг.
Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.
Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.
Обсуждение покупок, денег и ведение семейного бюджета необходимо начинать с 5-6 лет, ведь приближаясь к школьному возрасту ребенок переживает пик физических, когнитивных, социальных способностей. В этом возрасте ребенка необходимо познакомить с миром денег, показать ему купюры различного номинала. Постепенно можно усложнять задачу, добавляю в игру не настоящие деньги, показывая способы как их отличить.
Для лучшего восприятия можно использовать различные мультфильмы и игры, например, «Монополию». После 3х лет ребенок уже имеет полноценное восприятие мультфильмов, поэтому можно включить в просмотр мультфильмов о финансовой грамотности, примером может служить мультфильм «Смешарики", "Муха-Цокотуха" и т.д. Совместные экономические игры, с детьми младшего возраста можно играть в магазин, дочки-матери, а с детьми постарше можно играть в "Монополию", "Колонизаторы" и "Энергосеть».
Помните, что у детей ключевой способ обучения - это игра. Вот несколько увлекательных и интересных игр, которые помогут им освоить финансовые понятия:
- Магазин: создайте домашний магазин с игрушками и продуктами. Дайте детям возможность платить за покупки монетами и бумажками. Это поможет им понять, как работает обмен товаров на деньги.
- Копилка: поставьте копилку в комнате ребенка и объясните, что это место для сбережений. Поощряйте их складывать в нее карманные деньги и монеты.
- Бюджет для детей: Помогите ребенку создать простой бюджет. Подумайте вместе, сколько у него "доходов" (например, карманные деньги) и какие "расходы" (игрушки, сладости) он планирует.
Научить детей не только сберегать, но и инвестировать и умело управлять финансами - это настоящее искусство. Вот несколько шагов, которые могут помочь:
- Откройте сберегательный счет: помогите ребенку открыть сберегательный счет в банке. Это будет его первым опытом управления деньгами.
- Объясните о инвестициях: возможно, это будет сложно для маленьких детей, но старшим можно рассказать о том, как работают инвестиции, и даже попробовать совместно инвестировать в доли или облигации.
- Поддерживайте цели: помогите ребенку ставить финансовые цели, будь то покупка игрушки или накопление на будущее. Это поможет им осознавать, что деньги могут работать на них.
Финансовая грамотность начинается с обучения, и книги - отличный способ вдохновить детей на этот увлекательный путь. Давайте рассмотрим 5 лучших книг, которые помогут вашим детям освоить финансовые навыки, и познакомимся с каждой из них ближе:
"Секреты богатых детей" Роберта Кийосаки
Автор бестселлера "Богатый папа, бедный папа" предлагает специальную версию для детей. Книга рассказывает о разнице между активами и пассивными доходами, а также объясняет, как можно начать инвестировать с ранних лет.
"Как устроены деньги" Дженнинга Майера
Эта книга рассказывает о том, как деньги работают в мире, как они создаются и какие виды финансовых инструментов существуют. Яркие иллюстрации и интересные факты сделают изучение денег увлекательным.
"Детская книга об акциях и инвестициях" Эндрю Тобиа
Эта книга предназначена для детей и подростков, которые хотят разобраться в мире инвестиций. Автор объясняет сложные концепции простым и понятным языком и даже включает практические советы о том, как начать инвестировать с маленькой суммы.
"Деньги - это весело!" Сьюзи Орман
Автор этой книги утверждает, что финансы могут быть увлекательными и веселыми. Она предлагает множество игр и активностей, которые помогут детям научиться управлять деньгами и понимать их ценность.
"Денежное дерево" Герберта Хоувера
Эта книга рассказывает историю мальчика по имени Джимми, который научился собирать монеты и инвестировать их, чтобы вырастить "денежное дерево". Эта аллегория помогает детям понять, как работают инвестиции и сбережения.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.
Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:
- «Моя семья» (Что нужно семье)
- «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),
- «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)
- «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)
- «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой)
Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:
- «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)
- «Приемы деления» (На что тратятся деньги)
- «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)
- «Решение текстовых задач» (Валюты)
- «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).
На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т.д.
Соедини линиями продолжение пословицы
Береги хлеб для еды, |
богатый вора боится. |
Без денег торговать |
а деньги для Беды. |
Богатому не спится, |
как без соли хлебать. |
Когда деньги говорят, |
прокладывает. |
Есть грош, |
тогда правда молчит... |
Денежка дорожку |
так будет и рожь. |
Анаграммы. Расшифруйте слова.
СИПЕНЯ |
(ПЕНСИЯ) |
ПАРТАЛАЗ |
(ЗАРПЛАТА) |
КАНОЭКОМИ |
(ЭКОНОМИКА) |
Для организации работы по формированию у младших школьников финансовой грамотности нужно использовать интернет-ресурсы. В помощь учителю есть образовательные сайты и платформы. Так на сайте «Мои финансы РФ», во вкладке «Меню» можно скачать бесплатно учебные тетради «Финансовой грамотности» для 2-3 классов в 2-х частях, а также методические рекомендации для учителя, учебную программу и материалы для родителей.
Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе и онлайн-игры для обучающихся 2-4 классов размещены на сайте Финзнайка.рф, кроме того, там можно найти набор заданий по темам финансовой грамотности "Деньги", "Налоги", "Семейный бюджет", "Семья и государство", "Банки", "Валюта", "Страхование", "Бизнес". Онлайн-сервис Монеткины.рф, знакомит обучающихся основам ведения бюджета для 2-8 классов.
Создан интерактивный развлекательный просветительский мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне начального образования, обучающиеся должны знать:
- понимание природы и функции денег;
- умение ценить деньги;
- умение считать деньги;
- умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
- умение экономить и сберегать;
- умение тратить деньги и жить по средствам;
- умение делиться.
Таким образом, на данный момент развитие навыков работы с финансами становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Для достижения высоких результатов в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.