Эмоциям принадлежит очень важная роль в жизни детей. С их помощью они воспринимают действительность и учатся реагировать на нее. С первых дней жизни ребенку предстоит столкнуться с многообразием окружающего мира, которое представляют люди, предметы, события.
Ключевая задача развития эмоциональной сферы дошкольников заключается в том, чтобы научить детей пониманию собственного эмоционального состояния, а также окружающих людей.
Эмоциональный опыт ребенка, который заключается в опыте его переживаний, может обладать как позитивной, так и негативной окрашенностью, оказывающей существенное влияние на его психологическое самочувствие.
Основа психического здоровья детей заложена в сбалансированности как положительных, так и отрицательных эмоций, с помощью которых обеспечивается поддержание душевного равновесия. Из-за нарушения эмоционального баланса возникают эмоциональные расстройства, которые являются причиной отклонения в развитии личности ребенка, а также способствуют нарушению социальных контактов.
Мой педагогический опыт показывает, что наиболее частями формами проявления поведенческих нарушений в эмоциональной сфере являются гиперактивность и агрессия.
Гиперактивность является сочетанием таких характеристик, как общее двигательное беспокойство, неусидчивость, импульсивность поступков, эмоциональная лабильность, нарушение концентрации внимания. Гиперактивный ребенок является очень непоседливым, ему сложно закончить начатое дело, он склонен к постоянной смене настроения.
Нормативно-инструментальная агрессия является видом детской агрессивности, где агрессия проявляется в качестве нормы поведения в общении со сверстниками.
Агрессивный ребенок проявляет себя неусидчивым, он драчлив, никогда не признает за собой вины, а также требователен к подчинению окружающих.
Я полагаю, что любое эмоциональное нарушение ребенка - продукт и показатель семейной аномалии, который можно рассматривать в качестве нарушения всей семьи.
В качестве основных методов, которые направлены на выявление особенностей эмоционального развития и оценки эмоционального состояния ребенка, в условиях детского дошкольного учреждения, мной используются в процессе педагогической деятельности наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты.
Я предлагаю использовать данные методики и родителям, которые наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада - при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах.
Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Поэтому для таких групп детей необходима коррекционная работа, и чем раньше она будет начата, тем плодотворнее будет проведена.
Для развития эмоциональной сферы детей, педагог должен иметь развитую способность к эмпатии и использовать разнообразные приемы, сокращающие эмоционально-личностную дистанцию с воспитанниками. Педагогу необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность по отношению к каждому ребенку. Таким образом, у ребенка сформируется чувства защищенности и принятия, обеспечивающие психологический комфорт и безопасность в новой среде.
Основная цель программы развития ДОУ состоит в создании благоприятных условий по полноценному проживанию ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию физических и психических качеств на основании возрастных особенностей, подготовке ребенка к жизни в современном социуме.
Основные задачи, которые решаются педагогическим коллективом и лично мной состоят из:
- создания оздоровительной учебно-воспитательной системы, которая обеспечивает восстановление и укрепление здоровья детей посредством интеграции оздоровительной деятельности в педагогическую;
- обеспечения интеллектуально-личностного развития детей с помощью интеграции дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей;
- обеспечения целенаправленной социализации личности ребенка, включающего введение его в мир природных и общечеловеческих связей и отношений, передачи ему лучших норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, воспитания умений подчинения собственных интересов конкретным правилам;
- изменения пространственно-предметной среды, которая направлена на обеспечение социально-эмоционального развития и саморазвития ребенка;
- подготовке к дальнейшему обучению в школе;
- координации усилий ДОУ и семьи по созданию оптимальных условий для развития ребенка.
Для меня интересно то, что в каждом ребенке заложено позитивное ядро, которому современный педагог должен помочь развиться.
Я полагаю, что в воспитании не должны применяться такие методы, как давление, принуждение, манипуляция. Для меня идеалом развития является свободная, творческая и гармонически развитая личность.
Список литературы
- Арнаутова С.П. Современная парадигма образовательной системы // Дошкольное образование. - 2013. - № 7. - с. 16-21.
- Беликов С.П. Развитие дошкольного образования в России на современном этапе. - М.: изд-во «АРС», 2014.
- Нострикова О.П. Дошкольное образование. - М., 2014.