Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины.
Повышение требования к коммуникативному аспекту владения иностранным языком заставляет учителей иностранного языка искать новые формы и приемы обучения для повышения мотивации учащихся.
Одним из приемов повышения мотивации является использование национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент воспитывает в первую очередь патриотическое чувство за свою Родину.
Так ли необходим НРК при обучении иностранному языку?
Чем обусловлено его включение в содержание образования?
Первоначальными причинами этого для нас были следующие:
- Во-первых, необходимость повышения престижа татарского языка, татарского народа, Республики Татарстан на мировом уровне.
- Во-вторых, неумение многих представителей татарской национальности, в том числе и наших учащихся, представить на высоком уровне свой народ и его культурно-историческое наследие за рубежом.
Это и определило основные задачи использования НРК при изучении иностранных языков, в числе которых мы считаем наиболее важными это:
- Формирование готовности учащихся к межнациональному и межкультурному общению.
- Формирование готовности учащихся к диалогу культур, т.е. умение анализировать, сравнивать политическую, экономическую, культурную жизнь разных стран.
- Формирование умения использовать знания, полученные на уроках истории, литературы, географии и других предметов.
- Воспитание у учащихся чувства любви, патриотизма к своему народу, гордости за его свершения.
- Воспитание у учащихся толерантности, открытости и уважения к культуре других народов как части культуры своей родины и мировой культуры.
- И, конечно же, обязательное использование иностранного языка как инструмента общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Наряду с общедидактическими принципами при отборе и структурировании содержания учебного материала, стараемся руководствоваться следующими принципами:
- принцип социокультурной ценности, требующий включения фактов национальной культуры, знание которых способствует повышению уровня межкультурной и страноведческой образованности школьников, содействует формированию основ национально-культурной компетенции как целостной системы представлений об основных национальных традициях, обычаях и реалиях страны изучаемого языка;
- принцип страноведческой ценности. Одним из основных условий отбора знаний о родном крае должно быть их современность и общеизвестность среди жителей Татарстана;
- принцип актуальности, ориентирующий на современную действительность, личностную и социальную значимость используемого материала;
- принцип аттрактивности (привлекательности) учебного материала, учет которого особо важен при формировании познавательных интересов у младших школьников. Его использование предусматривает демонстрацию интересных, характерных только для данного народа сторон жизни. И, конечно же, привлекательность оказывает положительное влияние на формирование устойчивого интереса и любви к родному краю. Это ведущий, доминирующий принцип.
- принцип функциональности, требующий активного использования учащимися лексических единиц с национально-культурной семантикой, норм речевого этикета и невербального поведения.
Разработанная нами структура предъявления краеведческой информации включает в себя три этапа:
- начальная ступень (1-4 класс) "мне интересно";
- средняя ступень (5-8 класс) "хочу и могу";
- старшая ступень (9-11 класс) "оценочно реагирую, интерпретирую".
На начальном этапе внедрения НРК большое значение имеет знание психологических особенностей младшего школьника, который необычайно деятелен, быстро утомляется и отвлекается. И здесь главное - поддержание интереса к истории и культуре родного края через эмоции, чувства, активные действия, т.к. те знания и переживания, которые он "пропустил" через активные действия закрепляются в его сознании надежно и глубоко.
Общение учащихся с национальной культурой проходит на наших уроках и во внеурочных мероприятиях при использовании следующих приемов:
- Драматизации татарских сказок "Храбрый заяц" М.Джалиля; "Шурале", "Су Анасы", «Кажа белэн Сарык» Г.Тукая, перевод которых с татарского на английский осуществляется старшеклассниками.
- Инсценирование праздников, игр таких, как Сабантуй, Аулакой, Науруз.
- Творческое конструирование. Учащиеся своими руками конструируют различные предметы, например, казанское полотенце, лепят сказочных персонажей, вышивают калфак и тюбетейку, рисуют национальные узоры, одевают куклы в национальные костюмы, создают книжки-раскладушки, а учитель в это время комментирует все их действия и рассказывает обо всем об этом на английском языке.
Свои достижения в области изучения иностранного языка с использованием НРК младшие школьники демонстрируют в книжках-раскрасках, в которых они могут еще раз прочитать, раскрасить информацию, полученную ими и понравившуюся им на уроках.
Таким образом, обучая младших школьников иностранному языку, стараемся эмоционально погрузить их в мир духовных ценностей татарского народа, его истории и мудрости, способствуя их нравственному воспитанию, создавая основы для более глубокого изучения иностранного языка.
На среднем этапе продолжается работа над говорением, чтением, аудированием и письмом на основе краеведческого материала.
Я хочу научить своих ребят анализировать и сравнивать историческое и культурное наследие татарского народа, определять его место в поликультурном мире, что способствует социокультурному развитию подростков.
Активизация аналитического мышления, склонность к рассуждению, к выявлению причинно-следственной связи явлений в подростковом возрасте позволяет ввести новые педагогические приемы внедрения НРК. Разноуровневые вопросы, проблемные ситуации, умение отстоять свою точку зрения, сравнение и анализ помогает нашему ученику формировать умение представлять свою культуру и Республику на международном уровне.
На этом этапе мы проводим викторины по истории Казани, Елабуги, экскурсии на выставки, защиту костюмов народов, проживающих в г.Елабуге, создание постеров "Татарские народные музыкальные инструменты", наши композиторы, конкурс на лучший кулинарный рецепт татарского блюда и т.д.
На старшем этапе мы переходим к таким формам работы как дискуссия, самостоятельный поиск нужной информации, обобщение, анализ, сравнение и др.
Наши старшеклассники умеют представлять родную культуру в иноязычной среде, пояснять факты родной культуры зарубежному гостю, оказывать речевую и социокультурную поддержку в ситуациях проживания зарубежных гостей в Татарстане, а также определять свою жизненную позицию в жизни Республики Татарстан и определять свое место в окружающем мире, а данные формы работы помогают корректировать им свои суждения, оценки, правильно формировать жизненные позиции и ценности.
Исследовательская работа по культуре искусства родного края расширяет навыки самостоятельной работы по совершенствованию английского языка, вызывает желание знать и изучать культуру других народов.
На старшем этапе учащиеся 11 классов ежегодно готовят и защищают на английском языке рефераты о Татарстане, о Елабуге, его экономике, науке, культуре и искусстве, тематику которых выбирают в начале года. В течение учебного года они активно ищут информацию по своим темам в библиотеках и архивах города, переводят ее, готовят к своим рефератам наглядность - постеры, газеты, видео и аудиозаписи. Во время защиты рефератов одноклассники, как правило, задают докладчикам вопросы, и каждый учится отстаивать свою точку зрения.
Большую помощь в организации учебного процесса с использованием НРК оказывает кабинет, который ежегодно пополняется дидактическим материалом, творческими работами учащихся, видео и аудио кассетами с записями, мультимедийными программами о Татарстане, Елабуге.
Мы стараемся, чтобы все наши достижения стали традициями, которые мы будем поддерживать и обогащать.
Благодаря такой работе осуществляется не только творческий рост учеников, но и учителей, которые находятся в постоянном творческом поиске.
Душою искренне внимаем
Шекспиру, Пушкину, Тукаю
И языков связующая нить
Нам помогает жить, любить, творить,
И понимать друг друга на планете
И быть своим в любой стране на свете.