Деятельность ресурсного центра «Инновационная модель развития психологических компетенций субъектов образовательных отношений»

Разделы: Школьная психологическая служба


Достижение нового качества образования в значительной степени зависит от обеспечения образовательных организаций высококвалифицированными кадрами, в том числе специалистами. Сегодня высокие требования в школах предъявляются к психологическому сопровождению всех субъектов образовательных отношений. Помимо курсовой подготовки к педагогам-психологам предъявляются такие требования как способность к непрерывному самообразованию, реализации исследовательской и экспериментальной деятельности, использованию информационно-коммуникационных технологий. В современных школах есть поребность в создании системы профессионального роста специалистов через повышение психологической компетентности педагогов-психологов, которая позволит не только конструктивно взаимодействовать в коммуникативном пространстве, но и будет способствовать рефлексии, самообразованию, повышению потребности в творческой самореализации, что, в конечном итоге, приведет к позитивному самоотношению в конструкте «Я - профессионал», успешности профессионального роста и самоэффективности. С 2021 года в МОУ «Ломоносовская гимназия» г.Петрозаводска работает ресурсный центр сопровождающий деятельность педагогов-психологов города. Программа ресурсного центра опирается на методические разработки Ираиды Сергеевны Якиманской, Доктора психологических наук, профессора, члена Международной педагогической академии, почетного работника общего образования Российской Федерации, лауреата премии Правительства РФ в области образования и ее последников. Ирина Сергеевна является автором 300 научных работ по проблемам возрастной и педагогической психологии. Среди них десять монографий, в том числе «Развивающее обучение», «Знания и мышление школьника», «Технология личностно-ориентированного образования», «Психологические основы математического образования», «Педагогическая психология».

Цель деятельности РЦ: содействие повышению психолого-педагогической компетентности педагогов-психологов, педагогов общеобразовательных организаций в освоении нового содержания, технологий и методов психолого-педагогической деятельности в современных условиях развития образования.

Задачи:

  • Ретрансляция инновационной деятельности по повышению психолого-педагогических компетенций работников образовательных организаций муниципальной системы образования;
  • Повышение социального и профессионального статуса гимназии и педагогических работников в педагогическом сообществе и городском социуме.
  • Создание условий для систематизации и обобщения опыта передовых специалистов и передового опыта в области психологии и психологических технологий и инноваций.
  • Оказание методической помощи педагогам-психологам в создании собственных методических разработок, индивидуальных технологий, авторских программ.
  • Организация наставничества с вновь прибывшими педагогами-психологами.
  • Содействие обмену опытом по взаимодействию специалистов общеобразовательных организаций.
  • Актуализация, систематизация, совершенствование модели развития психологических компетенций МОУ «Ломоносовская гимназия».

С 1992 года под руководством доктора психологических наук, профессора, члена Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук И.С.Якиманской МОУ «Ломоносовская гимназия» стала экспериментальной площадкой института педагогических инноваций Российской академии наук «Проектирование личностно-ориентированного образования». Специалисты гимназии обладают значительным опытом формирования продуктивной образовательной среды, в первую очередь, уделяя внимание личностным качествам и индивидуальным особенностям гимназистов во время их обучения, раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика, определению вектора его личностного развития в образовательном процессе, выявлению его избирательности. Понимая, что центральной фигурой обучения является ученик специалистами гимназии разработано большое количество дидактического материала с опорой на индивидуальный стиль познания, субъектный опыт и личностное развитие каждого учащегося. Карта индивидуального маршрута развития каждого учащегося позволяет отслеживать динамику развития познавательных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), развитие склонностей и способностей, эмоциональной сферы, волевых качеств, коммуникативности. Индивидуальный маршрут состоит из базы данных и рекомендаций по развитию обучающегося. Каждый педагог изучает индивидуальные маршруты развития детей класса, в котором он работает, применяет полученные знания при подготовке и проведении урока, учитывает темп работы, доминирующий тип восприятия информации, темперамент, способности каждого обучающегося, разрабатывает индивидуальные карточки, разноуровневые и вариативные задания.

  • С 2017 года в гимназии ведется учебный предмет «Психология общения». Предмет «Психология общения» имеет ряд важных преимуществ: развитие коммуникативных навыков; понимание поведения окружающих; повышение самооценки и уверенности в себе; улучшение межличностных отношений, которые обязательно необходимо транслировать психолого-педагогическому сообществу.
  • С 2018 года гимназией приобретен практичный программный комплекс компьютерных психодиагностических и коррекционных методик «Effecton Studio», который применяется для комплексного психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, улучшения показателей успеваемости учащихся, гармонизации отношений в коллективе учеников, учителей и родителей, выявление одаренности, профориентации и др. С помощью данной программы составляются индивидуальные карты учащихся и выстраивается индивидуальный маршрут развития гимназистов.
  • В рамках внеурочной деятельности для десятиклассников реализуется программа «Этика и психология семейной жизни». Цель данного курса: формирование системы психологических и этических представлений о современной семье. Задачи дисциплины «Этика и психология семейной жизни» включают следующие ключевые направления:
  • Развитие навыков анализа и понимания процессов семейного взаимодействия, способности предвидеть возможные конфликты и пути их преодоления.
  • Обучение основам грамотного воспитания детей, учета возрастных особенностей, индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Воспитание культуры общения внутри семьи, развитие эмпатии, терпимости и умения учитывать интересы всех членов семьи.
  • Привитие чувства ответственности перед близкими, осознание важности морального долга и нравственных обязательств в семейных отношениях.

Реализация указанных задач способствует формированию зрелых, ответственных членов общества, готовых построить полноценную и успешную семейную жизнь.

- С 2010 года в гимназии работает Малая академия гимназистов для детей с академической и интеллектуальной одаренностью, где гимназисты осваивают программы «Творческое мышление» и «Психология общения».

- Для учащихся с особыми образовательными потребностями реализуется программа «Все грани успеха». Занятия посещают гимназисты у которых возникают трудности в учёбе, наблюдаются проблемы в поведении. В рамках программы занятия проводятся индивидуально и в группе.

- По субботам специалисты гимназии ведут клуб «Доверие», в рамках которого проходит индивидуальное, групповое, семейное консультирование. 4 раза в год, помимо родительских собраний, проводятся тематические тренинги, деловые игры в школе эффективного родителя.

- В рамках развивающей школы будущих первоклассников «Мозаика», педагогом-психологом гимназии проводятся занятия по развитию познавательных и коммуникативных процессов «Первые шаги в школе».

- С учениками 1-х, 5-х и 10-х классов проводится 4-х недельный адаптационный курс «Эффективное сотрудничество».

- Успешно реализуется сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в области психологии, социологии и педагогики. Обучающиеся гимназии являются победителями и призерами Международной конференции «Наследники Ломоносова (г. Санкт-Петербург), Всероссийской конференции «Ломоносовские чтения (г. Москва), Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых "Первые шаги в психологию" и др. Гимназия занимает 1 место в рейтинге школ города по количеству победителей и призеров Межрегиональной конференции «Будущее Карелии» и городской конференции «Будущее Петрозаводска».

Таким образом, психологи гимназии передают свой ценный профессиональный опыт посредством событий, организуемых Ресурсным центром:

  • Курсы повышения квалификации «Организация психологического сопровождения субъектов образовательного процесса в современных условиях», 16 часов;
  • Заседания городского методического сообщества педагогов-психологов «Перспективы и актуальные тенденции психолого-педагогической деятельности»;
  • Фестиваль мастер-классов «Психологическая практика: современные вызовы, актуальные тенденции, новые возможности»;
  • Психологическая игра для педагогов-психологов и обучающихся города;
  • Олимпиада «Путешествие в мир психология», 5-6 классы;
  • Практико-ориентированные семинары: «Формула успеха первоклассника», «Тропинки к грамотному письму», «Психология образования. Современный вектор развития»;
  • Практико-ориентированный семинар «Формула успеха первоклассников»;
  • Всероссийская учебно-исследовательская конференция «Ломоносовские чтения»; секция психология;
  • Практико-ориентированный семинар «Тропинки к грамотному письму»;
  • Городской конкурс «Педагог года» в номинации «Специалист в области сопровождения»;
  • Психологическая игра для педагогов-психологов «Путешествие в мир психологии».

Результаты деятельности Ресурсного центра «Инновационная модель развития психологических компетенций субъектов образовательных отношений»:

  • Повышение психолого-педагогических компетенций субъектов образовательных отношений муниципальной системы образования;
  • Совершенствование образовательной среды, включающей в себя условия, формы, принципы, методы и технологии психологического сопровождения субъектов образовательных отношений;
  • Повышение социального и профессионального статуса профессии «педагог-психолог»;
  • Повышение социального и профессионального статуса гимназии и педагогических работников в педагогическом сообществе и городском социуме;
  • Трансфер технологий с целью развития инновационной модели психологических компетенций.