Пояснительная записка
К.Д.Ушинский говорил, что самая лучшая игрушка для детей - кучка песка. Малыши очень любят играть с песком, это одна из форм естественной деятельности ребенка. Манипуляции с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние; успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают скованных и тревожных детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. В данной работе мы отойдем от обычной уличной песочницы и рассмотрим новые виды взаимодействия с песком.
Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества, он имеет ряд преимуществ. Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка, не требует особых умений. К тому же если допустил ошибку или что-то не нравится, можно все легко и быстро исправить. Песок способен завораживать своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим и ускользающим или влажным и пластичным.
Сейчас пользуется большой популярностью кинетический песок. Это уникальный материал для детского творчества.
Он представляет собой смесь диоксида кремния (98%), и полидиметилсилоксана (2%), который выступает в качестве связующего агента. Диоксид кремния - это не что иное, как чистейший кварцевый песок. Полидиметилсилоксан также известен как «Пищевая добавка E900» - то есть он абсолютно безвреден.
На первый взгляд кинетический песок напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки - проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим! Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. Можно строить из песка горки и замки с применением воды, а потом рушить построенную песочную реальность и начинать строить новую.
Эта методика помогает детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя.
Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.
Актуальность
Одной из основных проблем современных дошкольников является общение. Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.
К сожалению, все чаще в младших дошкольных группах встречаются дети с низким уровнем развития речи и различными ее нарушениями.
Другая психологическая проблема в младшем дошкольном возрасте - это проблема адаптации к детскому саду. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния.
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка, она способствует развитию ребенка во всех аспектах. Такие игры могут решать как коррекционные и развивающие задачи, так и использоваться для гармонизации эмоционального состояния. Игры с песком способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать познавательные процессы, влияют на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Также современный подход к данному виду деятельности позволяет разнообразить повседневную жизнь младших дошкольников и принести положительные эмоции.
Направленность программы - социально-педагогическая.
Цель: развитие познавательных и исследовательских способностей детей, гармонизация эмоционального состояния.
Основные задачи:
Познавательное развитие
- сформировать элементарные представления о свойствах песка, расширить представления об окружающем мире;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- поддерживать и развивать интерес детей к совместному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Речевое развитие:
- обогащать и активизировать словарь детей за счет слов - названий предметов, объектов, действий с ними и чтения художественной литературы (стихи, песенки);
- формировать коммуникативные навыки.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать игровую деятельность с песком;
- отражать в игре действия с предметами;
- воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;
- соблюдать правила безопасности во время игр;
- облегчить процесс адаптации к детскому саду.
Художественно-эстетическое развитие:
- использовать музыкальные произведения в качестве эмоционального настроя;
- развивать детское творчество в играх с песком.
Физическое развитие:
- развивать двигательную активность;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать зрительно-пространственную ориентировку.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте 3-4 лет. Данная программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут с октября по апрель подгруппами по 4-5 человек. Занятия проводятся в отдельном помещении, где есть следующее оборудование:
- Поднос с кинетическим песком 40х40 см;
- Световой планшет с кварцевым песком размером 30Х40 см;
- Формочки для игры с песком;
- Вспомогательные материалы (фигурки, палочки, камушки, ракушки и т.д.);
- Музыкальный центр.
Методические рекомендации:
- Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.
- Общение с детьми необходимо выстраивать по принципу сотрудничества.
- Задания должны быть посильными, т.е. адаптированы на ранний возраст.
- Процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческой активности.
- На занятиях рекомендуется особую внимательность проявить по отношению к эмоциональной сфере детей.
- Во время рисования песком можно немного затемнить освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту.
Структура занятий.
- Приветствие (1-2 мин)
- Пальчиковая гимнастика (2-3 мин)
- Работа с кинетическим песком (10 мин)
- Музыкальная динамическая пауза (1-2 мин)
- Работа с песочным планшетом (10 мин)
- Заключение (2-3 мин)
Отличительная особенность занятий - деление его на две части с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и рекомендуемой сменой видов деятельности на занятии.
В первой части дети занимаются с кинетическим песком, и она нацелена на концентрацию внимания, расширение кругозора. Вторая часть занятия связана с релаксацией, снятием нервного напряжения и развитием творческих способностей с помощью песочного планшета. Обе части занятия объединены одной и той же тематикой.
На каждом занятии появляется тематическая игрушка-гость, которая исполняет роль помощника, рассказчика.
Так же на каждом занятии используется динамическая пауза: дети «переходят» от одной деятельности к другой под музыку, совершая различные движения по заданию педагога.
Ожидаемые результаты
В процессе данного образовательного курса дети:
- стараются выполнять правила безопасного поведения;
- учатся концентрировать внимание;
- овладевают простейшими приемами работы с кинетическим песком (работа с формочками, раскапывание, бурение и т.д.);
- овладевают приемами рисования песком (щепоткой, подушечками пальцем и т.п.);
- проявляют инициативу;
- развивают свою фантазию;
- снимают эмоциональное напряжение.
Отчётность
После каждой совместной деятельности педагог фотографирует, далее создаются фотовыставки. Также предусмотрено проведение открытого занятия для родителей.
Учебно-тематический план на 2019-2020 уч.г.
Тематическое планирование составлено в соответствии с государственными праздниками, временами года. Используются различные сферы окружающего мира.
№ |
Тема |
Количество часов |
ОКТЯБРЬ.
|
2,5 |
|
1 неделя |
Знакомство с волшебным песком. |
0,5 |
2 неделя |
Дождик, дождик, кап-кап-кап! |
0,5 |
3 неделя |
Листики-ладошки. |
0,5 |
4 неделя |
Ежик мой колючий. |
0,5 |
5 неделя |
Дары осени. |
0,5 |
НОЯБРЬ.
|
2 |
|
1 неделя |
Мы посадим огород. |
0,5 |
2 неделя |
Фруктовый салат. |
0,5 |
3 неделя |
Цветы для мамы. |
0,5 |
4 неделя |
Прогулка в саду. |
0,5 |
ДЕКАБРЬ.
|
2 |
|
1 неделя |
Дорожки в лесу. |
0,5 |
2 неделя |
Угостимся мороженым. |
0,5 |
3 неделя |
Снежные прятки. |
0,5 |
4 неделя |
Новогодние чудеса (открытое занятие). |
0,5 |
ЯНВАРЬ.
|
1,5 |
|
1 неделя |
Следы на снегу. |
0,5 |
2 неделя |
Норки для мышат. |
0,5 |
3 неделя |
Кто где живет? |
0,5 |
ФЕВРАЛЬ.
|
2 |
|
1 неделя |
Фигуры на песке. |
0,5 |
2 неделя |
Кто там за заборчиком? |
0,5 |
3 неделя |
Зачем приехал грузовик? |
0,5 |
4 неделя |
Сказочный город. |
0,5 |
МАРТ.
|
2 |
|
1 неделя |
Я пеку, пеку, пеку. |
0,5 |
2 неделя |
Мамины помощники. |
0,5 |
3 неделя |
Пирог для гостей. |
0,5 |
4 неделя |
Приглашаем в кафе! |
0,5 |
АПРЕЛЬ.
|
2,5 |
|
1 неделя |
На берегу моря. |
0,5 |
2 неделя |
Пиратские сокровища. |
0,5 |
3 неделя |
Морские обитатели. |
0,5 |
4 неделя |
Наш аквариум. |
0,5 |
5 неделя |
Картина из ракушек (итоговое занятие). |
0,5 |
Краткое содержание занятий
ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство с волшебным песком.
- Воспитатель рассказывает детям о кинетическом песке, демонстрирует его свойства; объясняет правила поведения. Дети пробуют поиграть с «живым» песком и рисуют вместе с воспитателем на песочном планшете.
ЗАНЯТИЕ 2. Дождик, дождик, кап-кап-кап!
- Пальчиковая гимнастика «Дождик».
- Изображение дождика с помощью кинетического песка.
- Рисование тучки и дождика на песочном планшете.
ЗАНЯТИЕ 3. Листики-ладошки.
- Пальчиковая гимнастика «Дождик».
- Рассматривание кленовых листьев, обсуждение их формы, похожей на ладонь.
- Отпечатывание ладошек на поверхности кинетического песка.
- Изображение ладошек на планшете способом насыпания песка сверху.
ЗАНЯТИЕ 4. Ежик мой колючий.
- Пальчиковая гимнастика «Дождик».
- Изображение ежика с помощью заготовленной формы из кинетического песка и спагетти.
- На песочном планшете воспитатель предлагает нарисовать иголочки ежику.
ЗАНЯТИЕ 5. Дары осени.
- Пальчиковая гимнастика «Дождик».
- Игра с формочками овощей и фруктов.
- Рисование корзины с урожаем на песочном планшете.
ЗАНЯТИЕ 6. Мы посадим огород!
- Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
- Работа с кинетическим песком с помощью грабелек.
- Картина на песочном планшете «Огород».
ЗАНЯТИЕ 7. Фруктовый салат.
- Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
- Изготовление фруктов из кинетического песка с помощью формочек и разрезание с помощью игрушечного ножа.
- Игра «Угадай фрукт» на планшете с песком.
ЗАНЯТИЕ 8. Цветы для мамы.
- Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
- Создание картины на поверхности кинетического песка путем отпечатывания формочек (цветы).
- Рисование подсолнуха с помощью ситечка.
ЗАНЯТИЕ 9. Прогулка в саду.
- Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
- Игра с формочками цветов и насекомых.
- Создание песочной анимации «Цветущий сад».
ЗАНЯТИЕ 10. Дорожки в лесу.
- Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка».
- На поверхности песка дети вместе с воспитателем создают зимний лес и рисуют дорожки палочками.
- На планшете с песком изображают елочку и затем вместе рисуют зимний пейзаж.
ЗАНЯТИЕ 11. Угостимся мороженым.
- Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
- Игра с набором формочек (шарики мороженого в вафельных конусах).
- Создание песочной анимации «На далеком Севере».
ЗАНЯТИЕ 12. Снежные прятки.
- Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
- Педагог прячет в песке голубые камушки (льдинки), дети ищут их, раскапывая пальчиком песок.
- На песочном планшете дети вместе с педагогом изображают метель, а затем прячут голубые камушки, будто их заносит снегом.
ЗАНЯТИЕ 13. Новогодние чудеса.
- Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
- На поверхности кинетического песка рисуют снеговика с помощью отпечатков круглых форм разного размера и дорисовывают детали.
- На песочном планшете дети вместе с педагогом создают морозные узоры на окне путем оттисков снежинок.
ЗАНЯТИЕ 14. Следы на снегу.
- Пальчиковая гимнастика «Черепаха».
- Изображение следов на песке с помощью рук.
- Совместное рисование на песочном планшете «Узоры на песке» (двумя руками одновременно).
ЗАНЯТИЕ 15. Норки для мышат.
- Пальчиковая гимнастика «Черепаха».
- Дети вместе с педагогом сооружаю гору из песка, а затем проделывают в ней норки с помощью палочек.
- На планшете с песком дети дорисовывают дырочки в сыре.
ЗАНЯТИЕ 16. Кто где живет?
- Пальчиковая гимнастика «Черепаха».
- Игры с фигурками животных. Деление пространства песка на зоны: ферма, лес и зоопарк.
- Создание песочной анимации «Путешествие по зоопарку» на планшете.
ЗАНЯТИЕ 17. Фигуры на песке.
- Пальчиковая гимнастика «Дом».
- Дети с помощью формочек отпечатывают контуры геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
- На планшете с песком дети украшаю тарелочку, салфетку и платок.
ЗАНЯТИЕ 18. Кто там за заборчиком?
- Пальчиковая гимнастика «Дом».
- Построение забора с помощью счетных палочек на кинетическом песке.
- Создание картины из песка «Кто прячется за заборчиком?».
ЗАНЯТИЕ 19. Зачем приехал грузовик?
- Пальчиковая гимнастика «Дом».
- Сюжетная игра с игрушечными машинками.
- Игра на песочном планшете «Дорисуй-ка!».
ЗАНЯТИЕ 20. Сказочный город.
- Пальчиковая гимнастика «Дом».
- Совместное построение города с помощью формочек.
- Создание песочной анимации «Строители».
ЗАНЯТИЕ 21. Я пеку-пеку-пеку.
- Пальчиковая гимнастика «Тесто».
- Изготовление пирожков с помощью ладошек и украшение их.
- Рисование крендельков на песочном планшете.
ЗАНЯТИЕ 22. Мамины помощники.
- Пальчиковая гимнастика «Тесто».
- С помощью различных формочек от сортера дети делают «печенье».
- Совместное рисование на планшете «Мамин портрет».
ЗАНЯТИЕ 23. Пирог для гостей.
- Пальчиковая гимнастика «Тесто».
- С помощью формочек дети изготавливают целые пироги и режут их на части с помощью игрушечного ножа.
- Создание песочной анимации «Повар».
ЗАНЯТИЕ 24. Приглашаем в кафе.
- Пальчиковая гимнастика «Тесто».
- Игра с формочками в виде кусочков торта.
- Игра на песочном планшете «Твое любимое блюдо».
ЗАНЯТИЕ 25. На берегу моря.
- Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
- На поверхности песка дети выкладывают картину с помощью голубых камушков и ракушек.
- Создание совместной картины «Такое разное море».
ЗАНЯТИЕ 26. Пиратские сокровища.
- Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
- Педагог прячет в кинетическом песке «сокровища» и предлагает детям найти клад.
- Совместная песочная анимация «Далекие острова».
ЗАНЯТИЕ 27. Морские обитатели.
- Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
- Игры с формочками морских обитателей.
- Совместное рисование на планшете «Медузы и осьминоги».
ЗАНЯТИЕ 28. Наш аквариум.
- Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
- Изображение аквариума на поверхности кинетического песка различными способами и материалами.
- Рисование на планшете с помощью трафаретов «Рыбки».
ЗАНЯТИЕ 29. Картина из ракушек.
- Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
- Вместе с педагогом дети создают картину на поверхности кинетического песка с помощью ракушек.
- Рисование ракушек на планшете с песком.
Список используемой литературы
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников / Психолог в детском саду №3 - 2006.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб 2004.
- Депутатова Н.В. Коррекционная программа игр с кинетическим песком при работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. - 2016 URL: http://zhurnalpoznanie.ru
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - Спб., М.: Речь, 2019.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2019.
- Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. - СПб.: Речь, 2007.