Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста "Волшебный песок"

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: песочная терапия


Пояснительная записка

К.Д.Ушинский говорил, что самая лучшая игрушка для детей - кучка песка. Малыши очень любят играть с песком, это одна из форм естественной деятельности ребенка. Манипуляции с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние; успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают скованных и тревожных детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. В данной работе мы отойдем от обычной уличной песочницы и рассмотрим новые виды взаимодействия с песком.

Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества, он имеет ряд преимуществ. Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка, не требует особых умений. К тому же если допустил ошибку или что-то не нравится, можно все легко и быстро исправить. Песок способен завораживать своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим и ускользающим или влажным и пластичным.

Сейчас пользуется большой популярностью кинетический песок. Это уникальный материал для детского творчества.

Он представляет собой смесь диоксида кремния (98%), и полидиметилсилоксана (2%), который выступает в качестве связующего агента. Диоксид кремния - это не что иное, как чистейший кварцевый песок. Полидиметилсилоксан также известен как «Пищевая добавка E900» - то есть он абсолютно безвреден.

На первый взгляд кинетический песок напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки - проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим! Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. Можно строить из песка горки и замки с применением воды, а потом рушить построенную песочную реальность и начинать строить новую.

Эта методика помогает детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя.

Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.

Актуальность

Одной из основных проблем современных дошкольников является общение. Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.

К сожалению, все чаще в младших дошкольных группах встречаются дети с низким уровнем развития речи и различными ее нарушениями.

Другая психологическая проблема в младшем дошкольном возрасте - это проблема адаптации к детскому саду. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния.

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка, она способствует развитию ребенка во всех аспектах. Такие игры могут решать как коррекционные и развивающие задачи, так и использоваться для гармонизации эмоционального состояния. Игры с песком способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать познавательные процессы, влияют на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Также современный подход к данному виду деятельности позволяет разнообразить повседневную жизнь младших дошкольников и принести положительные эмоции.

Направленность программы - социально-педагогическая.

Цель: развитие познавательных и исследовательских способностей детей, гармонизация эмоционального состояния.

Основные задачи:

Познавательное развитие

  • сформировать элементарные представления о свойствах песка, расширить представления об окружающем мире;
  • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • поддерживать и развивать интерес детей к совместному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

Речевое развитие:

  • обогащать и активизировать словарь детей за счет слов - названий предметов, объектов, действий с ними и чтения художественной литературы (стихи, песенки);
  • формировать коммуникативные навыки.

Социально-коммуникативное развитие:

  • развивать игровую деятельность с песком;
  • отражать в игре действия с предметами;
  • воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;
  • соблюдать правила безопасности во время игр;
  • облегчить процесс адаптации к детскому саду.

Художественно-эстетическое развитие:

  • использовать музыкальные произведения в качестве эмоционального настроя;
  • развивать детское творчество в играх с песком.

Физическое развитие:

  • развивать двигательную активность;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку.

Условия реализации программы.

Программа рассчитана на детей в возрасте 3-4 лет. Данная программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут с октября по апрель подгруппами по 4-5 человек. Занятия проводятся в отдельном помещении, где есть следующее оборудование:

  • Поднос с кинетическим песком 40х40 см;
  • Световой планшет с кварцевым песком размером 30Х40 см;
  • Формочки для игры с песком;
  • Вспомогательные материалы (фигурки, палочки, камушки, ракушки и т.д.);
  • Музыкальный центр.

Методические рекомендации:

  • Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.
  • Общение с детьми необходимо выстраивать по принципу сотрудничества.
  • Задания должны быть посильными, т.е. адаптированы на ранний возраст.
  • Процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческой активности.
  • На занятиях рекомендуется особую внимательность проявить по отношению к эмоциональной сфере детей.
  • Во время рисования песком можно немного затемнить освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту.

Структура занятий.

  1. Приветствие (1-2 мин)
  2. Пальчиковая гимнастика (2-3 мин)
  3. Работа с кинетическим песком (10 мин)
  4. Музыкальная динамическая пауза (1-2 мин)
  5. Работа с песочным планшетом (10 мин)
  6. Заключение (2-3 мин)

Отличительная особенность занятий - деление его на две части с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и рекомендуемой сменой видов деятельности на занятии.

В первой части дети занимаются с кинетическим песком, и она нацелена на концентрацию внимания, расширение кругозора. Вторая часть занятия связана с релаксацией, снятием нервного напряжения и развитием творческих способностей с помощью песочного планшета. Обе части занятия объединены одной и той же тематикой.

На каждом занятии появляется тематическая игрушка-гость, которая исполняет роль помощника, рассказчика.

Так же на каждом занятии используется динамическая пауза: дети «переходят» от одной деятельности к другой под музыку, совершая различные движения по заданию педагога.

Ожидаемые результаты

В процессе данного образовательного курса дети:

  • стараются выполнять правила безопасного поведения;
  • учатся концентрировать внимание;
  • овладевают простейшими приемами работы с кинетическим песком (работа с формочками, раскапывание, бурение и т.д.);
  • овладевают приемами рисования песком (щепоткой, подушечками пальцем и т.п.);
  • проявляют инициативу;
  • развивают свою фантазию;
  • снимают эмоциональное напряжение.

Отчётность

После каждой совместной деятельности педагог фотографирует, далее создаются фотовыставки. Также предусмотрено проведение открытого занятия для родителей.

Учебно-тематический план на 2019-2020 уч.г.

Тематическое планирование составлено в соответствии с государственными праздниками, временами года. Используются различные сферы окружающего мира.

Тема

Количество часов

ОКТЯБРЬ.
Тема: ОСЕННИЕ ЗАБАВЫ.

2,5

1 неделя

Знакомство с волшебным песком.

0,5

2 неделя

Дождик, дождик, кап-кап-кап!

0,5

3 неделя

Листики-ладошки.

0,5

4 неделя

Ежик мой колючий.

0,5

5 неделя

Дары осени.

0,5

НОЯБРЬ.
Тема: МИР РАСТЕНИЙ.

2

1 неделя

Мы посадим огород.

0,5

2 неделя

Фруктовый салат.

0,5

3 неделя

Цветы для мамы.

0,5

4 неделя

Прогулка в саду.

0,5

ДЕКАБРЬ.
Тема: ЗИМУШКА-ЗИМА.

2

1 неделя

Дорожки в лесу.

0,5

2 неделя

Угостимся мороженым.

0,5

3 неделя

Снежные прятки.

0,5

4 неделя

Новогодние чудеса (открытое занятие).

0,5

ЯНВАРЬ.
Тема: ЖИВОТНЫЙ МИР.

1,5

1 неделя

Следы на снегу.

0,5

2 неделя

Норки для мышат.

0,5

3 неделя

Кто где живет?

0,5

ФЕВРАЛЬ.
Тема: ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ?

2

1 неделя

Фигуры на песке.

0,5

2 неделя

Кто там за заборчиком?

0,5

3 неделя

Зачем приехал грузовик?

0,5

4 неделя

Сказочный город.

0,5

МАРТ.
Тема: МЫ - ПОВАРЯТА.

2

1 неделя

Я пеку, пеку, пеку.

0,5

2 неделя

Мамины помощники.

0,5

3 неделя

Пирог для гостей.

0,5

4 неделя

Приглашаем в кафе!

0,5

АПРЕЛЬ.
Тема: МОРСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ.

2,5

1 неделя

На берегу моря.

0,5

2 неделя

Пиратские сокровища.

0,5

3 неделя

Морские обитатели.

0,5

4 неделя

Наш аквариум.

0,5

5 неделя

Картина из ракушек (итоговое занятие).

0,5

Краткое содержание занятий

ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство с волшебным песком.

  • Воспитатель рассказывает детям о кинетическом песке, демонстрирует его свойства; объясняет правила поведения. Дети пробуют поиграть с «живым» песком и рисуют вместе с воспитателем на песочном планшете.

ЗАНЯТИЕ 2. Дождик, дождик, кап-кап-кап!

  • Пальчиковая гимнастика «Дождик».
  • Изображение дождика с помощью кинетического песка.
  • Рисование тучки и дождика на песочном планшете.

ЗАНЯТИЕ 3. Листики-ладошки.

  • Пальчиковая гимнастика «Дождик».
  • Рассматривание кленовых листьев, обсуждение их формы, похожей на ладонь.
  • Отпечатывание ладошек на поверхности кинетического песка.
  • Изображение ладошек на планшете способом насыпания песка сверху.

ЗАНЯТИЕ 4. Ежик мой колючий.

  • Пальчиковая гимнастика «Дождик».
  • Изображение ежика с помощью заготовленной формы из кинетического песка и спагетти.
  • На песочном планшете воспитатель предлагает нарисовать иголочки ежику.

ЗАНЯТИЕ 5. Дары осени.

  • Пальчиковая гимнастика «Дождик».
  • Игра с формочками овощей и фруктов.
  • Рисование корзины с урожаем на песочном планшете.

ЗАНЯТИЕ 6. Мы посадим огород!

  • Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
  • Работа с кинетическим песком с помощью грабелек.
  • Картина на песочном планшете «Огород».

ЗАНЯТИЕ 7. Фруктовый салат.

  • Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
  • Изготовление фруктов из кинетического песка с помощью формочек и разрезание с помощью игрушечного ножа.
  • Игра «Угадай фрукт» на планшете с песком.

ЗАНЯТИЕ 8. Цветы для мамы.

  • Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
  • Создание картины на поверхности кинетического песка путем отпечатывания формочек (цветы).
  • Рисование подсолнуха с помощью ситечка.

ЗАНЯТИЕ 9. Прогулка в саду.

  • Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
  • Игра с формочками цветов и насекомых.
  • Создание песочной анимации «Цветущий сад».

ЗАНЯТИЕ 10. Дорожки в лесу.

  • Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка».
  • На поверхности песка дети вместе с воспитателем создают зимний лес и рисуют дорожки палочками.
  • На планшете с песком изображают елочку и затем вместе рисуют зимний пейзаж.

ЗАНЯТИЕ 11. Угостимся мороженым.

  • Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
  • Игра с набором формочек (шарики мороженого в вафельных конусах).
  • Создание песочной анимации «На далеком Севере».

ЗАНЯТИЕ 12. Снежные прятки.

  • Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
  • Педагог прячет в песке голубые камушки (льдинки), дети ищут их, раскапывая пальчиком песок.
  • На песочном планшете дети вместе с педагогом изображают метель, а затем прячут голубые камушки, будто их заносит снегом.

ЗАНЯТИЕ 13. Новогодние чудеса.

  • Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
  • На поверхности кинетического песка рисуют снеговика с помощью отпечатков круглых форм разного размера и дорисовывают детали.
  • На песочном планшете дети вместе с педагогом создают морозные узоры на окне путем оттисков снежинок.

ЗАНЯТИЕ 14. Следы на снегу.

  • Пальчиковая гимнастика «Черепаха».
  • Изображение следов на песке с помощью рук.
  • Совместное рисование на песочном планшете «Узоры на песке» (двумя руками одновременно).

ЗАНЯТИЕ 15. Норки для мышат.

  • Пальчиковая гимнастика «Черепаха».
  • Дети вместе с педагогом сооружаю гору из песка, а затем проделывают в ней норки с помощью палочек.
  • На планшете с песком дети дорисовывают дырочки в сыре.

ЗАНЯТИЕ 16. Кто где живет?

  • Пальчиковая гимнастика «Черепаха».
  • Игры с фигурками животных. Деление пространства песка на зоны: ферма, лес и зоопарк.
  • Создание песочной анимации «Путешествие по зоопарку» на планшете.

ЗАНЯТИЕ 17. Фигуры на песке.

  • Пальчиковая гимнастика «Дом».
  • Дети с помощью формочек отпечатывают контуры геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
  • На планшете с песком дети украшаю тарелочку, салфетку и платок.

ЗАНЯТИЕ 18. Кто там за заборчиком?

  • Пальчиковая гимнастика «Дом».
  • Построение забора с помощью счетных палочек на кинетическом песке.
  • Создание картины из песка «Кто прячется за заборчиком?».

ЗАНЯТИЕ 19. Зачем приехал грузовик?

  • Пальчиковая гимнастика «Дом».
  • Сюжетная игра с игрушечными машинками.
  • Игра на песочном планшете «Дорисуй-ка!».

ЗАНЯТИЕ 20. Сказочный город.

  • Пальчиковая гимнастика «Дом».
  • Совместное построение города с помощью формочек.
  • Создание песочной анимации «Строители».

ЗАНЯТИЕ 21. Я пеку-пеку-пеку.

  • Пальчиковая гимнастика «Тесто».
  • Изготовление пирожков с помощью ладошек и украшение их.
  • Рисование крендельков на песочном планшете.

ЗАНЯТИЕ 22. Мамины помощники.

  • Пальчиковая гимнастика «Тесто».
  • С помощью различных формочек от сортера дети делают «печенье».
  • Совместное рисование на планшете «Мамин портрет».

ЗАНЯТИЕ 23. Пирог для гостей.

  • Пальчиковая гимнастика «Тесто».
  • С помощью формочек дети изготавливают целые пироги и режут их на части с помощью игрушечного ножа.
  • Создание песочной анимации «Повар».

ЗАНЯТИЕ 24. Приглашаем в кафе.

  • Пальчиковая гимнастика «Тесто».
  • Игра с формочками в виде кусочков торта.
  • Игра на песочном планшете «Твое любимое блюдо».

ЗАНЯТИЕ 25. На берегу моря.

  • Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
  • На поверхности песка дети выкладывают картину с помощью голубых камушков и ракушек.
  • Создание совместной картины «Такое разное море».

ЗАНЯТИЕ 26. Пиратские сокровища.

  • Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
  • Педагог прячет в кинетическом песке «сокровища» и предлагает детям найти клад.
  • Совместная песочная анимация «Далекие острова».

ЗАНЯТИЕ 27. Морские обитатели.

  • Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
  • Игры с формочками морских обитателей.
  • Совместное рисование на планшете «Медузы и осьминоги».

ЗАНЯТИЕ 28. Наш аквариум.

  • Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
  • Изображение аквариума на поверхности кинетического песка различными способами и материалами.
  • Рисование на планшете с помощью трафаретов «Рыбки».

ЗАНЯТИЕ 29. Картина из ракушек.

  • Пальчиковая гимнастика «Подводный мир».
  • Вместе с педагогом дети создают картину на поверхности кинетического песка с помощью ракушек.
  • Рисование ракушек на планшете с песком.

Приложение №1

Список используемой литературы

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
  2. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников / Психолог в детском саду №3 - 2006.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб 2004.
  4. Депутатова Н.В. Коррекционная программа игр с кинетическим песком при работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. - 2016 URL: http://zhurnalpoznanie.ru
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - Спб., М.: Речь, 2019.
  6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2019.
  7. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. - СПб.: Речь, 2007.