Формирование интереса к чтению на уроках английского языка как средству познания других культур

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Современная концепция обучения иностранному языку предусматривает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Ее составной частью является речевая компетенция, предполагающая развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности и, в том числе, чтения. Однако основной курс английского языка не предполагает «экстенсивного чтения», а ведь важность его как составной части изучения иностранного языка трудно переоценить. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописана необходимость обеспечить «сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур». Эту и ряд других целей и задач берет на себя курс домашнего чтения.

С целью формирования интереса к чтению на иностранном языке, мной была выбрана серия адаптированных книг издательств Oxford University Press и MacMillan о знаменитом детективе Шерлоке Холмсе. Данная серия, на мой взгляд, наиболее соответствует интересам кадет 7 класса. По окончании первого полугодия, прочитав первую книгу серии - «Голубой карбункул», был проведен обобщающий урок. Основная цель данного урока заключалась в развитии навыка говорения (построение собственного монологического высказывания) на основе прочитанного, а также закрепление лексических и грамматических навыков. Приоритетными задачами урока домашнего чтения, помимо чтения и аудирования аутентичного текста, я ставила развитие памяти, логики, расширение кругозора кадет. Среди воспитательных задач стоит отметить воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны изучаемого языка и формирование способности к общению на иностранном языке на межкультурном уровне. Урок разработан с использованием технологии коммуникативного обучения с элементами технологии критического мышления.

Особое внимание уделяется заданиям, направленным на формирование личностных и коммуникативных УУД кадет, а именно: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; аргументированно изложить своё мнение; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена обществ, проявление интереса и уважения к другим народам и культуре и др.

Приведем несколько примеров:

В ходе урока кадетам предлагалось самим выступить в роли детективов и раскрыть дело «Голубого карбункула» (The Blue Diamond). На разных этапах урока кадеты выполняли задания лексического и грамматического характера, способствующие решению поставленной задачи. Рассмотрим некоторые из них:

Так на этапе совместного целеполагания кадетам были предложены портреты с именами действующих лиц, по которым необходимо было определить предполагаемого преступника. Who of these people steals the diamond? Use phrases expressing opinion (рис. 1).

Рис. 1

Далее кадетам предлагается решить логическую проблему. Изучить информацию, полученную Шерлоком Холмсом в отеле и заполнить таблицу. Таким образом, обучающиеся получают еще один ключ к разгадке. Read the information. Then complete the table. Sherlock Holmes asks several questions at Northumberland Hotel. He finds out the following…

Опираясь на прочитанный текст, восстановить последовательность событий. Arrange the sentences in order.

В следующем задании предлагается восстановить размытые дождем слова в письме и восстановить события. Complete the gaps. Use the words from the box. В письме появляется ссылка на зашифрованную записку (рис.2).

Рис.2

Расшифровав секретное послание, кадеты узнают имя преступника. Используя специальный код разгадывают послание. Use the code to decipher the secret letter (рис.3).

Рис. 3

Чтобы закрыть дело, детектив должен составить отчет. Кадетам предлагается составить отчет о раскрытом преступлении, используя заметки Шерлока Холмса. Use the notes to write a report.

Ознакомившись со знаменитой повестью и выполнив ряд занимательных заданий, ребята пришли к выводу о том, что для того, чтобы раскрыть дело вовсе необязательно быть настоящим детективом, необходимо внимание к деталям.

Таким образом, можно сделать вывод, регулярные уроки домашнего чтения на иностранном языке не только позволяют ознакомить обучающихся с произведениями зарубежных авторов, но также способствуют расширению кругозора, развитию мышления и воображения, созданию дополнительной мотивации к изучению языка. Такие уроки позволяют учителю разнообразить формы работы, обеспечить практическое применение изученного на традиционных уроках иностранного языка, развивать навыки устной речи при обсуждении текста, формировать различные навыки чтения, существенно расширять лексический запас обучающихся.

Список литературы

  1. Sherlock Holmes: The Blue Diamond, Sir Arthur Conan Doyle, Oxford University Press, 2010.