Вид урока: урок систематизации и закрепления изученного материала, урок-игра.
Форма работы: групповая.
Цель: Развитие информационно-коммуникативных навыков через развитие у обучающихся представлений о коммуникационных технологиях и развитие творческого мышления.
Планируемые результаты: отработать навыки устранить (повторить, разобрать повторно) пробелы в знаниях учеников необходимых для прохождения ОГЭ по информатике.
Тип урока: игра.
Ход урока
1. Организационный момент: Приветствие учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. (Улыбка учителя)
2. Сообщение темы и цели урока.
Мы с вами продолжаем работать с различными видами заданий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Тема нашего урока "Деловая игра". Сегодня вы узнаете, что командный такое деловая игра, Работать на уроке будем в группах. Прошу всех соблюдать правила работы в группе.
3. Ученики класса делятся на 3 команды по 5 человек.
4. Для каждой команды выдаются рабочие листы с заданиями, всего 10, на каждое задание даётся 3-4 минуты.
5. Командам объявляются условия игры.
6. Учитель на экран выводит задания по порядку, если команда получает ответ поднимает руку. Если ответ верен, то он выводится на экран, если не верен, то двум другим командам дается время получить правильный ответ, но в рамках регламента.
Темы заданий
1. Количественные параметры информационных объектов.
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор - дикие животные».
Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы - два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.
2. Кодирование и декодирование информации.
Валя шифрует русские слова (последовательности букв), записывая вместо каждой буквы её код:
А |
Д |
К |
Н |
О |
С |
01 |
100 |
101 |
10 |
111 |
000 |
Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может означать не только СКА, но и СНК. Даны три кодовые цепочки:
- 10111101
- 1010110
- 10111000
Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе расшифрованное слово.
3. Значение логического выражения.
Напишите наименьшее целое число x, для которого истинно высказывание:
НЕ (X < 2) И (X < 5).
4. Формальные описания реальных объектов и процессов.
Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:
Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
5. Простой линейный алгоритм для формального исполнителя.
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
- прибавь 1;
- умножь на b
(b - неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа - это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b.
6. Программа с условным оператором.
Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s& и t вводились следующие пары чисел:
(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (-11, -12); (-11, 12); (-12, 11); (10, 10); (10, 5).
Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES»?
Бейсик |
Паскаль |
DIM s, t AS INTEGER
|
var s, t: integer;
|
7. Информационно-коммуникационные технологии.
Доступ к файлу slon.txt, находящемуся на сервере circ.org, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
A) .txt
Б) ://
B) http
Г) circ
Д) /
Е) .org
Ж) slon
8. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений.
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» - символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
Запрос
|
Найдено страниц
|
Рыбак | Рыбка |
780 |
Рыбак |
260 |
Рыбак & Рыбка |
50 |
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Рыбка?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
9. Анализирование информации, представленной в виде схем.
На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В?
10. Сравнение чисел в различных системах счисления.
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
- 2316, 328, 111102.
7. Через 20 мин после начала урока физкультминутка.
8. После выполнения всех заданий подводим итоги игры. Выставляются учащимся оценки.
9. Рефлексия. Учащимся задаётся вопрос: «Какое задание у них вызвало затруднение.
10. Домашнее задание - индивидуальное: решить 5 заданий, которые вызывают затруднение.