Григорий Остер "Бабушка удава"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Класс: 2.

Цели урока: узнать интересные факты из жизни Григория Остера; научиться давать характеристику героям сказки; ответить на вопрос «что такое воспитание?»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формируемые УУД:

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре; осуществлять проверку выполненной работы.

Предметные: размышлять о характере и поступках героя; определять жанр произведения; восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение; формулировать правила поведения на уроке.

Применяемые методы, педагогические технологии: наглядные методы (рабочие листы, презентация), словесные (беседа); технология развития критического мышления - дерево предсказаний, технология сотрудничества (работа в паре).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего урока! Меня зовут …. Я желаю вам всем хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу.
Ребята, проверьте готовность к уроку. У каждого должен быть файлик с раздаточным материалом и клей-карандаш. У кого всё готово - садитесь.
Знакомство с учителем.
Ребята, я вам представилась. А теперь давайте вы вместе на счет три назовете своё имя. Один, два, три… Кричат свои имена.

Ой, как шумно, скажите, разве в таком шуме можно что-то расслышать?

Давайте вспомним правила поведения на уроке, а для начала я вам дам один совет.

Презентация

1 слайд (вставить обложку вредных советов):

Не шуми на уроке,
Соблюдай тишину,
Чтобы было не слышно
И не видно тебя.
Если тихо под партой
Весь урок просидеть -
Есть надежда без двойки
Возвратиться домой.

- нет

- Ребята, правильный ли я дала вам совет? - нет
- А как правильно надо вести себя на уроке?
- Молодцы! А такой вредный совет нам дал Григорий Остер.
- Не шуметь, поднимать руку во время ответа, активно работать.
2. Актуализация знаний

Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой фрагмент одного мультфильма, сюжет которого тоже придумал Григорий Остер «Бабушка удава». (05:03 - 06:07) 2 слайд Смотрят фрагмент мультфильма.
Ребята, чем же захотела заняться бабушка? Воспитанием животных.

А что такое воспитание?
(Воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.)

Предположение детей.

3. Постанова учебной задачи На доске пальма.
- Что за дерево у меня на доске?
Пальма.

- На стволе дерева написано «воспитание». Я сейчас запишу ваши предположения о том, что же такое воспитание на листья пальмы.
(Учитель вписывает предположения детей о том, что же такое воспитание)

- Спасибо за ваши предположения, а теперь к пальме мы вернемся в конце урока и проверим, правильно ли мы ответили на вопрос.

Развитие человека, уважение к старшим, любовь к природе, бережное отношение к природе, любовь к Родине, дружба, хорошие качества, любовь к близким.
Кто знает, из какого мультфильма мы посмотрели отрывок? 38 попугаев
Да, но данная серия называется «Бабушка удава». Кто запомнил автора этого произведения?
- Молодцы!
Григорий Остер
Какая тема нашего урока? 3 слайд Г.Остер «Бабушка удава»

Какая цель урока? 4-5 слайд

На уроке мы узнаем:
- интересные факты из жизни Григория Остера;
Мы научимся:
- давать характеристику героям произведения;
Мы сможем:
- ответить на вопрос «что такое воспитание?»

Прочитать сказку Григория Остера «Бабушка удава»,
Дать характеристику героям,
Ответить на вопрос «Что такое воспитание?»

4. Построение проекта выхода из затруднения Сейчас вы познакомитесь с писателем Г.Остером. 6-7 слайд
Вы будете работать в парах. У вас в файлике есть лист № 1 с биографией Григория Остера, прочитайте ее.
Читают в парах биографию автора.
Ниже на этой карточке написаны факты о Григории Остере, но есть те, которые к нему не относятся. Отметьте (+ справа) те факты, которые достоверные. На карточке таблица, дети самостоятельно читают информацию об авторе, и ставят «+» в таблице, где факт достоверный.
Проверяем. Читают достоверные факты.
А сейчас мы с вами прочитаем отрывок из произведения Григория Остера, которая называется «Бабушка удава». Попробуйте передать особенность общения каждого героя сказки. Возьмите, пожалуйста, из файла лист 2.
Я начинаю читать, а вы будете продолжать.
Спасибо вам за такое прекрасное чтение!
Слушают чтение учителя и читают самостоятельно.
- Вам понравилось произведение? К какому бы жанру вы его отнесли? (Сказка, рассказ, стихотворение, басня) - Cказка

- Почему?
- Что запомнилось?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (38 попугаев - песня «зарядка»)
Продолжаем наш урок.

- Сказка - это выдумка. Не думаем ведь, что в жизни удав дружил бы с попугаем, животные не умеют разговаривать.
Назовите, пожалуйста, какие герои есть в сказке «Бабушка удава». - Удав, мартышка, слоненок, попугай и бабушка.
А сейчас я вам предлагаю дать характеристику каждому герою. Выполняют задание в парах.
Возьмите, пожалуйста, рабочий лист 3 и маленькие приложения к нему из файлика (они пронумерованы). 8 слайд (хар-ки появляются) Выдумщица и фантазёрка. Очень энергичная, любознательная, способная на разные выдумки.

Давайте возьмем первое приложение и прочитаем характеристику героя.
- Ребята, как вы думаете, к какому герою она подходит? Приклейте.
- Какой это герой?

- Мартышка.
- Найдите слова мартышки в тексте и научитесь их читать.
- Кто нашел - поднимите руку, кто не нашел - даю подсказку, они подчеркнуты зеленым цветом.
- Готовят чтение.
- Есть желающие попробовать? - Читают.
- Теперь возьмите приложение 2, прочитаем характеристику. - Один ученик читает: Умный, задумчивый, любит греться на солнышке и все делает не спеша, но обстоятельно.
- К какому герою подходит она? Приклейте.
- Какой это герой?
- Удав
- Найдите слова удава в тексте, подготовьтесь к чтению. Готовят чтение.
Помните, что удав всё делает не спеша. (слова удава коричневым цветом)
- Кто желает попробовать?
- Замечательно! Спасибо большое!
Читают.
- Возьмите приложение 3, прочитаем характеристику.
- К какому герою подходит она? Приклейте.
- Какой это герой?
Вздорный, суетливый, с богатой фантазией и стремлением объяснить все иначе.
- Попугай
- Найдите слова попугая и подготовьте чтение суетливого, вздорного попугая. (слова подчеркнуты красным цветом)
Кто готов?
Вы большие молодцы!
- Читают.
- И у нас остался последний герой, прочитайте самостоятельно характеристику и приклейте ее. Выполняют задание.
- Прочитайте характеристику и назовите героя, к кому она подходит. Спокойный, не всегда в себе уверенный, добрый и нерешительный. Обладает мягким характером - это слоненок.
- Отлично, передайте спокойный характер слоненка в чтении его слов (слова подчеркнуты синим) - Читают слова слоненка.
- Какой герой вам понравился больше? - Высказывают своё мнение.
- Ребята, скажите, пожалуйста, наши герои похожи между собой по характеристике?
- Правильно, они все разные, но они все очень дружные. Они совершают разные поступки, как и вы, но всё равно остаются друзьями.
- Нет, они все разные.
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Потопаем - похлопаем». Если поступок с вашей точки зрения хороший - похлопай в ладоши; если плохой - потопай ногами. Встаньте, пожалуйста. Игра «Потопаем - похлопаем».
Мартышка выучила много вежливых слов, но применяет их только в общении со старшими, со сверстниками же грубит. Топают
Слонёнок при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к уборщицам. Топают
Удав перед сном всем желает спокойной ночи, даже своей любимой мягкой игрушке. Хлопают

Попугай приготовил вкусные пирожки и поделился ими со всеми друзьями.

- Вы большие молодцы! Спасибо вам, можете садиться.

Хлопают

- А теперь возвращаемся к работе с текстом. Найдите в тексте, какой вывод сделала мартышка о воспитании.

- Да, именно эти слова.

- Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! Просто замечательно! Ты что-нибудь кому-нибудь предложишь, тебе кто-нибудь что-нибудь предложит! Красота!...
- Чему учит сказка «Бабушка удава»? Сказка учит быть настоящим другом, учит помогать друг другу и никогда не сориться. Эта сказка учит тому, что играть можно во что угодно, и это всегда будет интересно, если вместе с тобой в эту игру играют твои друзья.
- Друзья должны быть воспитаны? - Да.
- Что же такое воспитание? Давайте вернёмся к нашей пальме предсказаний. Работа с пальмой. Вывод: воспитание - это бережное отношение друг к другу, забота друг о друге. А воспитанными нас учат быть взрослые.
Воспитание передается от поколения к поколению.

Вот и бабушка удава приехала, чтобы научить наших героев быть воспитанными. (Слайд воспитание - это….)
В далёком прошлом жил один мудрец древнекитайский философ Конфуций, он написал правила поведения для всех людей. 9 слайд

Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе».
- А как вы понимаете слова древнекитайского филосова Конфуция?. Главные качества хорошего человека и настоящего друга - это любовь, честность, мудрость и искренность Чего я вам желаю.
В наше время свод правил о поведении называется ЭТИКЕТ.

- Не обжать никого, делиться друг с другом, помогать.

5. Домашнее задание

Предлагаю д.з.на выбор:

  1. Прочитать сказку по ролям.
  2. Сочинить загадки про персонажей сказки «Бабушка удава».
  3. Слепить из пластилина персонажей сказки.
  4. Нарисовать иллюстрацию к произведению.

Забирают карточку домой.

6. Итог урока

- С какой сказкой мы сегодня работали?
- Что мы сегодня узнали, чему научились и что смогли? 10 слайд

Григорий Остер «Бабушка удава»
На уроке мы узнали интересные факты из жизни Григория Остера;
Мы научились давать характеристику героям сказки;
Мы смогли ответить на вопрос «что такое воспитание?»

7. Рефлексия

- Ребята, перед вами лежат карточки с героями. Поднимите карточку с тем героем, который ближе вам по характеру.

Поднимают карточки.