Предмет |
Внеклассное занятие. |
Класс |
8. |
Тип занятия |
Изучение нового материала. |
Технология построения занятия |
Проблемно-диалогическая. |
Тема |
История развития транспорта в городе Иркутске. |
Цель |
Познакомиться с историей развития транспорта в г. Иркутске.
|
Основные термины и понятия |
Извозчик, дилижанс, концессия, омнибус, дилер, 1ДЦ «Иномарок» приходится, чел. |
Планируемый результат |
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД: Требования к уровню подготовки учащихся.
Уметь:
|
Форма работы |
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе. |
Оборудование |
Презентация «Транспорт», карта «пассажирский транспорт Иркутска», меры по ликвидации проблем, связанных с транспортом, рейтинг городов по обеспеченности дилерами иномарок, видео «Любимый Иркутск - середина Земли», аудиозапись «Иркутск - мой город», видео «Кошка беспородная», закладки, визитки округов, листочки для рефлексии. |
Основная часть
Глава 1
Дидактические задачи
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация |
Видео «Любимый Иркутск - середина Земли». Презентация «Транспорт»: первый слайд «Что это? Озвучивает тему и план внеклассного занятия. |
Учащиеся озвучивают тему занятия, записывают в тетрадь, самостоятельно формулируют цели, задачи. (Слайд 1, 2) |
Актуализация знаний |
Значение транспорта |
Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников. |
Глава 2
Изучение нового материала |
Немного истории: устный журнал. Учитель следит за ходом, дополняет рассказы ребят. |
Учащиеся рассказывают об истории появления тех или иных видов транспорта, после выступления задают 1-2 вопроса классу, кто правильно ответил, дают закладку, а если нет ответа, то сами говорят правильный ответ. |
1. Где находился Толкучий рынок? (Ивановская площадь, ныне площадь труда у цирка). Извозчики о себе извещали звоном колокольчиков. |
1 ученик. В каком году в Иркутске появились первые извозчики? (1837 г.)
|
|
2. Шелашниковская улица (Институтская)?
|
2 ученик. ДИЛИЖАНС а, м. diligence f. 1. Карета для перевозки пассажиров и почты.
|
|
3. Русский фунт = 409, 51 грамм.
Лекарь Чехов. «Иркутский репортёр» добавил свои штрихи к легенде о визите писателя в Иркутск. Приложение 1. |
3 ученик. 6 июня 1890 г. Иркутск.
|
|
4 ученик. В городскую управу от инженера Кривцова 7 августа 1896 г. поступило заявление, в котором он просил сдать ему концессию сроком на 49 лет на строительство и организацию работы в Иркутске конной железной дороги. Но власти города не откликнулись на это предложение, считая, что необходимости в таком транспорте город не испытывает; другие же высказывались против, исходя из убеждения, что конно-железная дорога загромоздит улицы города.
|
||
5 ученик. 20 ноября 1899 г. Городская дума разрешает Н.Брюхановской открыть движение двух двенадцатиместных омнибусов.
|
||
6 ученик. В 1890 г. появились в городе Иркутске новые виды городского транспорта. Это велосипед и мотоцикл. Первоначально они доставлялись в Иркутск из-за границы через европейскую Россию любителями самостоятельно. А с 1896 г. велосипеды в числе других товаров стали доставляться в Сибирь непосредственно иностранными торговцами через северные транспортные пути. В феврале 1896 г. в Иркутск прибыли агенты Сибирской торговой английской экспедиции, в состав которой входили Ж.Виггинс, Г.Я.Листе, К.А.Кили. Среди доставленных ими товаров были и велосипеды. (Слайд 7) |
||
7 ученик. Первая машина появилась в Иркутске 14 июля 1899 года, об этом написала газета «Восточное обозрение». Авто приобрел известный иркутский меценат, купец Николай Васильевич Яковлев. Вблизи нынешнего парка Парижской Коммуны он устраивал «покатушки» для всех желающих. Машина развивала скорость 15 километров в час. Весной 1906 года Яковлев открыл первый в Восточной Сибири «автобизнес». (Слайд 8) |
||
8 ученик. Первые автобусы появились в Иркутске в 1925-1927 годах: американские машины марки «Форд» и «Додж». В 1925 году газета «Власть труда» сообщала: «Правление Автопромторга предоставило в наше распоряжение для предполагаемого к открытию автобусного движение четыре 10- и 12-местных автобуса системы "Форд". Маршрут автобусного движения на первое время установлен от вокзала через весь город - в Маратовское предместье с двумя полустанциями: вокзал - город (базар), базар - Маратово. Приблизительная цена билета за весь маршрут определена в 60 копеек».
В 1927 году та же газета писала: «Вчера Автопромторг получил четыре новых автобуса американской марки "Додж". Автобусы прибыли без кузовов, последние будут изготовлены в Иркутске. Заготовительная стоимость машин 4 860 рублей каждая». (Слайд 9) |
||
Пассажиры иркутского такси платили по будильнику |
9 ученик. В 1935-м году в Иркутске появились первые такси, проработавшие до начала Великой Отечественной войны. Первый иркутский таксист Х.А.Турутанов на переделанном в местных условиях автомобиле «Форд А22»: На следующий год случилось событие, определившее дорожную инфраструктуру Иркутска на два десятилетия: открылся первый железобетонный мост через Ангару, вторая переправа - Иркутская ГЭС - открылась в 1958 году. (Слайд 10) |
|
10 ученик. Первый пароход был заложен компанией ростовского купца первой гильдии Мясникова 29 марта 1843 в селе Грудинино, отстоявшем от Иркутска в 18 верстах вверх по Ангаре. 15 сентября того же года на воду был спущен деревянный корпус длиной 28 сажен первого парохода, и началась его отстройка и техническое оснащение.
|
||
11 ученик. Прорывом в развитии общественного транспорта стало открытие 3 августа 1947 года первой линии иркутского трамвая «Вокзал - Рынок», представлявшей собой четыре километра однопутной линии, которую прокладывали методом народной стройки с привлечением японских военнопленных. Первые вагоны-полуфабрикаты привезли из Ленинграда и доделали в Иркутске. Трамвай интенсивно развивался: в 1950 году открылся маршрут № 2 «Вокзал - Трампарк» (улица Советская). 1950 год - маршрут № 2 «Вокзал - Трампарк». Начата прокладка пути от вокзала до Свердловского рынка. 1961 год - маршрут № 1 продлевается от вокзала до Студгородка (Слайды 12, 13). |
||
12 ученик. 1970 года. Первый троллейбусный маршрут соединял остановки «Сквер им. Кирова» и «Поселок Энергетиков» (через плотину ГЭС). Первые шесть дней курсировало всего два троллейбуса, но уже 12 ноября их число выросло до двенадцати. (Слайд 14)
|
Глава 3
Физминутка |
Видео «Кошка беспородная» |
Учащиеся двигаются под музыку |
Глава 4
Где установлен памятник кошке в Иркутске? |
28 сентября 2012 года в Иркутске был открыт сквер с памятником милому и любимому многим животному - кошке. Небольшой скверик находится между улицами Марата, Степана Разина и Горького. Теперь здесь «прогуливается» 120-ти килограммовая кошечка. |
|
Почему установили? |
Животное в качестве модели было выбрано не случайно, ведь именно кошка является символом уюта, тепла, финансового благополучия и атрибутом старого города. |
Глава 5
Что можно сказать об уровне развития транспорта в городе Иркутске?
|
Ответ: в Иркутске получили развитие все виды транспорта.
|
|
Количество транспорта растёт. Листы «Рейтинг Городов России по обеспеченности дилерами иномарок. Приложение 2.
|
Учащиеся знакомятся с терминами. Екатеринбург |
|
Какая главная проблема в городе?
|
Пробки
|
Глава 6
Рефлексия |
Проанализируйте свою работу на занятии, прослушав притчу. «Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. (Фиолетовые листочки возьмёте и положите сюда)
|
Делают свой выбор. |
Глава 7
Домашнее задание |
Дополнить проект |
Записывают домашнее задание |
Глава 8
Звучит аудиозапись песни «Иркутск - мой город!». |
Библиографический список
- В каких городах больше всего автомобильных дилеров. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.v-transport.ru/newsb_1467.html
- Город на Ангаре. Общие сведения и история Иркутска. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nesiditsa.ru/city/irkutsk
- Иркутск. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldcity.mirtesen.ru/blog/43388902529/Irkutsk.
- Иркутский троллейбус. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkipedia.ru/node/3869/talk
- Иркутские повествования. 1661-1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А.К.Чернигов. Иркутск: «Оттиск», 2003. Т. 1. 464 с.4.
- Лекарь Чехов. «Иркутский репортёр» добавил свои штрихи к легенде о визите писателя в Иркутск. Иркутский репортер: http://www.vsp.ru/reporter/paperpost/2016/11/08?call_context=embed">08 ноября 2016
- // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vsp.ru/social/2016/11/08/566388?call_context=embed
- Летающий верблюд. Ту-104, первый реактивный пассажирский
- // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.livejournal.com/media/765512.html
- Любимый Иркутск- середина Земли! // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=s4zK-_aQ3y0
- Омнибус // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%81
- Пассажиры иркутского такси платили по будильнику. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://baikal-info.ru/kopeika/2005/11/007001.html
- Словари и энциклопедии на Академике. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F&stype=0
- Физминутка "Кошка беспородная" // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru12.intermusic.name/a/788237-Irkutsk/
- Чехов в Иркутске. Письма. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/chehov_v_irkutske_pisma
- Численность населения Иркутска на 1 января 2017 года// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.poltavareview.com/?p=15960
- Это мой город! // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru12.intermusic.name/a/788237-Irkutsk/