Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно-патриотических чувств посредством народной музыки, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.
Задачи:
- обучить участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого опыта, и способам достижения намеченных результатов;
- активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса;
- мотивировать участников мастер-класса к применению в образовательной деятельности технологии процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством народной музыки и музыкально-игрового творчества.
Ход мастер-класса
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я проведу с вами мастер-класс по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством музыкальных игр народов России».
«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент - это патриотизм…»
Владимир Путин
В нашем детском саду работа по формированию нравственно-патриотических чувств имеет свою специфику, так как часть детей, посещающих детский сад, относится к другим национальностям. А это совершенно другая культура.
И вот для того, чтобы между нашими народами всегда сохранялись мирные, теплые, дружественные отношения, я обязательно учитываю национальный компонент, включая в различные виды музыкальной деятельности не только русский народный фольклор, но и элементы народного творчества народов России.
Благодаря этому и дети, и родители доброжелательно настроены по отношению друг к другу, дружат между собой. Русские дети с удовольствием танцуют «Лезгинку» и слушают татарскую народную музыку, а ребята других национальностей лихо выплясывают под русские народные мелодии и с радостью играют на русских народных инструментах. И это здорово!
Вот так, в ходе последовательной, систематической и всесторонней работы я приобщаю детей к культуре своего народа. В результате у них развивается любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом и, как следствие, формируется толерантное отношение к другим народам и уважение к их культуре.
И сегодня уважаемые коллеги я решила обратиться к новым - старым технологиям и предложить вам вместе поучаствовать в квест-игре, которая может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста. С помощью квест технологий мы с вами познакомимся с музыкальными играми народов России. А поможет нам с вами кубик Блума. Но где же он?
Видео. Все дети в разных костюмах читают стихи.
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина - Россия
У нас у всех одна!
Мы предлагаем вам отправиться с нами в путешествие по родной стране. А поможет вам наш кубик Блума. Ловите.
Беру кубик из-за ширмы.
А вот и он. Смотрим на грань кубика, что мы видим назови? Правильно карту нашей страны.
Поворачиваем кубик. Здесь мы видим людей в национальных костюмах. Каких? Вопрос: почему у них на костюмах есть мех?
На экране карта России с обозначением крайнего севера
На экране дети эскимосы танцуют
В тундре бескрайней уснула пурга
Сколько не смотришь снега да снега.
К дому родному не легкий маршрут,
Редкой цепочкой олени бегут.
Мы дарим вам бубен для нашей любимой игры «Белый шаман».
«Белый шаман»
Программное содержание: Развивать чувство ритма. Моделировать различные ритмические рисунки и точно и воспроизводить на бубне. Развивать творческие способности детей.
Правила игры: Играющие двигаются под национальную мелодию шагом. С окончанием музыки останавливаются. В центре круга водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящий. Если получивший бубен неправильно повторяет ритм, он выходит из игры. Водящие должны придумывать разные ритмические рисунки.
Молодцы. Двигаемся дальше.
Кубик Блума я кручу, что на грани посмотрю.
На этой грани люди в национальных костюмах... правильно Чеченской Республики. И вопрос объясни.
В это время на экране карта с обозначением Чечни.
После вопроса на экране дети в костюмах танцуют.
Кавказ - священное слово,
Кавказ - родная земля,
Кавказ - это что-то живое,
Кавказ, знай, люблю я тебя!
А сейчас поиграйте с нами в нашу любимую игру с клавесами передают клавесы
Дагестанская музыкально-дидактическая игра.
Гром греми по горам
На развитие логоритмического слуха.
Программное содержание: развитие общей моторики, чувства ритма, координации речи с движением.
Правила игры: Дети стоят в кругу и четко произносят:
Гром греми - по горам --- отбивают ритм кулачками друг об друга --=,--=
Подними тарарам --- топают ножками в такт ритма. --=,--=
Бурдюки развяжи --- хлопаю по плечам, руки скрещены --=,--=
Над полосками ржи --- отбивают ритм по коленкам --=,--=
Чтобы стебель был высок --- хлопки над головой слева направо ---=
Золотился колосок --- хлопки над головой справо налево ---=
Чтобы всем хватало --- хлопки перед грудью ---=,=
Хлеба и хинкала --- легкие хлопки по животикам ---=,=
Снова кубик я кручу. Смотрим и видим людей в национальных костюмах... Татарстана. И вопрос - предложи.
На экране карта России с обозначением Казани.
На экране дети танцуют.
Мой край богатый и красивый,
Мой Татарстан, ты сердцу мил,
Земля, где вырос я счастливым,
Чей вкусный хлеб меня вскормил.
Нашу тюбетейку мы передаем вам. Играйте, Татарстан вспоминайте.
Передают тюбитейку.
Игра «Тимербай»
Программное содержание: Приобщать к культуре татарского народа. Учить двигаться согласованно по кругу, четко проговаривать слова игры, стараться как можно точнее повторять движения, показанные водящим. Развивать чувство ритма, танцевальную пластику, музыкальность.
Правила игры: Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга.
Дети ходят по кругу и говорят:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. (Используются движения национального танца). Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).
Дальше кубик я кручу. Смотрим, на грани мы видим людей в русских костюмах. Вопрос - придумай. Что можно еще добавить к этому изображению.
На экране карта с обозначением Москвы.
Дети в русских костюмах танцуют.
Россия, Россия! Под небом под синим
Найдёшь ли ещё где такой красоты?
Я верю в Россию, я верю в Россию,
Я верю в Россию. Поверь в неё ты.
Мы предлагаем вам поиграть в русскую игру «Заря-заряница».
Хороводная игра «Заря-заряница»
Программное содержание: Повысить интерес к русским народным играм. Активизировать и развивать двигательную деятельность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью посредством народной игры. Повысить интерес к русским народным играм.
Найти себе пару. Развивать координацию движений, внимание, быстроту реакции, способность ориентироваться в пространстве.
Правила игры: Дети идут по кругу, взявшись за руки.
«Заря» двигается по кругу в другом направлении, держа в руках синюю ленту.
Участники поют:
Заря-заряница, Солнцева сестрица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
На последних словах «Заря» останавливается и вытягивает ленту над сцепленными руками двух рядом стоящих детей, "разделяя" их, но не отпуская ленту. Они расцепляются и разворачиваются спиной друг к другу, чуть выйдя за периметр круга.
Участники хором командуют:
«Раз-два, не воронь, беги как огонь!»
Оба участника должны бежать в разные стороны по внешней стороне круга. Кто первый добежит до своего места и выхватит ленту, тот становится новой «Зарей», и игра повторяется.
- Вот и закончилась наша квест-игра.
Сегодня я создала для вас условия, раскрывающие мою технологию процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством народной музыки и музыкально-игрового творчества. Мы опробовали ее с вами на практике. И я очень надеюсь, что вам понравилось!