Качества человеческого сообщества определяются духовным и интеллектуальным потенциалом на базе грамотности индивидуума. Необходимое условие грамотности - высокая доля читающего населения. Чтение детей - проблема неизменно актуальная для педагогики. В настоящее время наблюдается её обострение в связи с современной культурной и социальной ситуацией. Для человека книга всегда оставалась "окном" в мир, через который постигаются нравственные, эстетические ориентиры. Отсутствие возможности общения через эти "окна" с миром лишают человека возможности социализироваться, перенимать знания, традиции, культуру. Это грозит незащищённостью от агрессивной среды и одиночеством.
Формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Развитие читательской компетентности у младших школьников стоит на первом месте для дальнейшего успешного обучения по различным предметам. Ученик должен полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения на поступки литературных героев и уважать мнение собеседника.
Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.. Нельзя побуждать детей к самостоятельной деятельности с книгой и в мире книг, пока нет уверенности в том, что ими усвоены необходимые для этого знания, умения, навыки и чёткая, понятная мотивация.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Под навыком чтения подразумевают:
- умение правильно прочитывать слова;
- понимать смысл текста;
- выразительно читать;
- выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию к чтению у младшего школьника.
Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
- 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
- 8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
- 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Использование методического аппарата учебника в УМК «Школа России», творческого подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ-технологий, развивается формирование читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.
Как хорошо, когда учащихся начальных классов имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения! Дети лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям, а учителю не надо думать, кого вызвать читать.
Плохо читающий школьник обычно не справляется с учебным материалом в старших классах, он явный кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих на важные системы жизнедеятельности организма. Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике.
На подготовительном этапе учителю необходимо:
- Пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20 - 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте).
- Показать детям связь между содержанием книги и ее внешними примерами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация).
- Учить ребенка ориентироваться в книге, поэтому учебный материал для занятия не может быть отобран произвольно. На подготовительном этапе используется детская художественная книга объемом 8-16 страниц, на первой странице обложки: фамилия автора предшествует заглавию; иллюстрация соответствует заглавию; шрифт - тот, которому учим на уроке обучения грамоте. Для чтения вслух рекомендуется отбирать короткие стихи, загадки, сказки, рассказы.
На начальном этапе нужно учить детей:
- Выполнять упражнения по ориентировке в книгах, специально подобранных учителем и выставленных у доски.
- В первой части урока коллективно определять тему урока с опорой на выставку книг; выбирать по двум параметрам книгу для чтения вслух учителем; слушать выбранное произведение и участвовать в его обсуждении.
- Учителю составлять книжную выставку, которая будет основой тренировочных упражнений по ориентировке в книгах.
- На каждом уроке организовывать рекомендации полезных книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций.
- На каждом уроке дети должны читать рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывать произведение целиком, если оно не велико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывать отрывки из книги, Чаще всего читают вслух, но должны использовать также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.
- На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения, обязательна словарная работа.
Основной этап обучения читательской самостоятельности приходится на второй и третий классы начальной школы, большинство видов читательской деятельности дети осуществляют самостоятельно. Они во внеурочное время рассматривают и читают книги, приносят их в класс для гласного отчета, рассказывают о них, выборочно прочитывая из книг нужные отрывки. На основном этапе читатель младшего школьного возраста в полной мере пользуется методом чтения-рассматривания для выбора и самостоятельного чтения книг.
Цель обучения: закрепление познавательного интереса к книге, формирование навыка домашнего чтения, расширение читательского кругозора детей.
Организация работы на основном этапе:
- экскурсии и занятия в школьной и районной библиотеке
- привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга; художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста - всех видов и типов; детская периодическая печать
- ведущая роль принадлежит детям
- дети самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока
- издание рукописного журнала или ведение коллективного читательского дневника
К концу основного этапа обучения работе с детской книгой дети должны уметь:
- ставить для себя цель обращения к книгам;
- обращаться к библиотечно-биографической помощи;
- пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;
- выделить для себя внешние показатели содержания книги;
- осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;
- выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;
- соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения
Виды работы:
- дискуссия;
- коллективное чтение;
- беседа;
- беседа - «приманка»;
- состязание чтецов;
- реклама книг;
- литературный праздник;
- литературная игра;
- библиотечный час;
- литературная гостиная;
- час «тихого чтения».
Заключительный этап - это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Организация работы на заключительном этапе:
- дискуссии;
- диспуты;
- литературные праздники;
- встречи с интересными людьми,
- конкурсы сочинений на заданную тему,
- проекты, например: «Самая старая книга в моей семье»
- «В моём возрасте родители читали…»
- создание рисованных «диафильмов»
- исследовательская деятельность
- творческие работы. Например: создать такую рекламу, чтобы у одноклассников возникло желание прочитать книгу от корки до корки
Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения необходимо организовывать книжные выставки. Необходимо передать опыт личностного чтения самого родителя - это фактор более мощный, чем какой либо другой, он способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.
Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным, сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату. Время не стоит на месте и роль компьютера и телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем становится все важнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.
Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться в мир книг, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.
Точное и четкое выполнение требований программы позволяет учителю последовательно и уверенно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели, а главной целью занятий по внеклассному чтению является формирование у каждого ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, т.е. в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам. Такая способность и потребность при новой системе обучения развивается в детях постепенно, но обязательно с первого класса.
Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из важных и сложных проблем современной школы.
Список литературы
- Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова - М.: Просвещение, 1998.- 135с.
- Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино. - 2006 - № 3(23), март - С.10-14.
- Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников Данилов И.В. 2009.
- Т.П.Воронина Читаем быстро и внимательно. Качество чтения младших школьников/ «Феникс»/ 2013.
- Калинина Наталья, Прохорова Светлана Учебная самостоятельность младшего школьника. Диагностика и развитие. Издательство: АРКТИ, Генезис, 2008.
Интернет-ресурсы