Система работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: одаренные дети


Концепция современного образования построена таким образом, чтобы создать оптимальные условия для реализации творческого потенциала учеников и оказать им помощь в правильном выборе будущей профессии. Это побуждает нас - учителей к поиску новых форм, методов и технологий обучения, которые бы позволили максимально раскрыть способности одаренных детей. Проведение предметных олимпиад различного уровня давно стало традицией и является одним из эффективных механизмов выявления одаренных детей. Имея 30-летний опыт работы и высокие достижения в работе по данному направлению, я представляю свой опыт работы с одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам по истории, обществознанию и праву.

Выявление одаренных учащихся по предмету начинается с беседыс учителями начальной школы, анализа успеваемости по предмету и смежным дисциплинам в предыдущие годы, наблюдения и оценки способностей школьников в рамках урока, участия во внеклассных мероприятий по предмету. В своей практике я привлекаю к олимпиадному движению и тех учащихся, которые имеют и способности, и желание в исследовательской работе, целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию, проявляют интерес к предмету.

Олимпиада - это одновременно и своеобразная форма развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся. Для того чтобы учащиеся справились со всеми уровнями олимпиадных заданий необходим системный подход в подготовке обучающегося и особые формы и методы и в урочной, и во внеурочной работе.

Подготовка к олимпиадным заданиям начинает строиться еще на уроке в работе с заданиями разных типов:

  1. Задания, проверяющие степень информированности;
  2. Задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития и степени владения учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, абстрагирование, конкретизация);
  3. Задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска (креативность);
  4. Задания по формированию хронологических знаний;
  5. Задания по формированию картографических знаний и умений;
  6. Задания работы со статистическими данными;
  7. Задания формирование причинно-следственных связей:
  8. Задания на изучение теоретического материала.

Зачеты и контрольные работы для олимпиадников провожу по завершении изучения каждого программного раздела устно и по заранее сообщенным вопросам. Это позволяют выяснить теоретический уровень усвоения ими того или иного раздела учебной программы. Письменная же контрольная работа, проводится после теоретического зачета, включает, как правило, вопросы проблемного характера, которые требуют сложных переносов знаний и творческого их осмысления.

  1. Во внеурочной работе я создаю разновозрастные группы школьников, готовящихся к олимпиадам. Создание таких творческих групп школьников позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников, уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие: обучая других, они будут совершенствовать и свои знания.
  2. При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Целесообразно построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, что включает свободное посещение занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий. Необходимо предусмотреть возможность отдыха, релаксации, но и не превращать работу группы в пустое времяпровождение. Наличие группы школьников, вовсе не означает преобладания групповых форм работы, такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих. Лекция-беседа позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. Основной формой работы являются различные формы индивидуальной и парной работы.
  3. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы служит важным источником знаний для учащихся. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, к отдельному уроку и вместе со списком необходимо указывать место, где их можно взять. Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, я стараюсь настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осмысление полученных знаний и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся учу грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.
  4. Готовясь к олимпиаде, осуществляем переход от заданий репродуктивного характера к заданиям частично-поисковым и творческим, очень важна и содержательная целостность, выражающаяся в отработке учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиаде. Использование компьютерных технологий позволяют обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения и подготовки. Очень важно на этапе подготовки дать понять обучающимся значимость самого процесса познавательной деятельности, а не только ее конечного результата и, главное - никакого принуждения

Много лет я занимаюсь организацией проектно-исследовательской деятельности учащихся. Более десяти лет в школе работает организованное мной научное общество учащихся «ОКНО», одним из направлений деятельности которого является участие в олимпиадах разного уровня. Ежегодно мы проводим школьные учебно-исследовательские конференции «Старт в науку». Все десятиклассники школы изучают курс «Индивидуальный проект». Написание рефератов и защита проектов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, развитию самостоятельности мышления обучаемого, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности работ возрастает при переходе от класса к классу.

Анализируя результативность работы с одаренными школьниками, можно сделать следующие выводы. Данная работа с учащимися, несомненно, дает следующие положительные результаты: способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории и обществознанию; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении; формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры.

Но в работе есть и проблемы. Школа испытывает потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Да и в программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. Подготовка учеников к олимпиаде - это сложный и никогда не прекращающийся процесс и он требует от самих учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

Подведем итоги. С одаренными детьми учителю работать и сложно, и интересно. Интересно потому, что это, как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на исторические и обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться самой, чтобы «держать планку».