Выполнение заданий итогового собеседования по русскому языку требует от выпускника школы следующих умений:
- анализировать и классифицировать языковые факты;
- использовать основные приёмы переработки текста, создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- осуществлять речевой самоконтроль.
Поэтому неотъемлемой частью работы учителя по данному направлению стало следующее: развитие устной и письменной речи учащихся с 5 класса.
В ходе подготовки к итоговому собеседованию выявляется, что целесообразным в данной ситуации оказывается следующее:
- речь учителя - образец речевого поведения;
- ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстами (разных стилей и типов речи);
- использование приемов технологии активного обучения.
На уроках развития речи в 5-8 кл. большое внимание уделяется формированию у учащихся умения описывать картины художников. Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции - накопительной. Выступая в качестве источника отражения внешнего мира, картины способствуют фиксации и сохранению в языковых единицах информации об окружающей действительности.
Обучение видам речевой деятельности (говорению, письму) с использованием полотен известных живописцев осуществляется более успешно при помощи разнообразных языковых упражнений.
Для первичного восприятия картины задаем примерные вопросы:
- Что вы видите на картине?
- Что изображено в центре?
- На каком фоне изображены предметы?
- Какой день изобразил художник?
- Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
- Какие цвета использовал художник? Какой цвет преобладает?
- Кто главный герой картины? Что можно сказать о главном герое?
- Какое настроение она вызывает? Почему?
Для формирования умения создавать монолог используем следующие задания:
- Рассмотрите картину, обратите внимание на… Продолжи предложение….
- Назовите признаки (детали) предметов картины (цвет, формы). Составьте с названными словосочетаниями предложения, попробуйте объединить их в связный текст.
- Подберите опорные (ключевые слова) для изображения. Составьте описание картины по опорным словам. Подбери синонимы (эпитеты, метафоры)
- Опиши увиденное на картине. Выразите свое отношение (а как это относится ко мне?)
- Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных (предлагаем алгоритм из 5- 10 фраз-помощников)
Далее используем вопросно-ответные упражнения на формирование умения создавать монолог и давать оценку увиденному (дальнейшее осмысление, анализ, личностное восприятие):
- Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (время года, пейзаж, животных)
- Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?
- Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
- К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?
Для развития творческих способностей даем учащимся упражнения на развитие воображения:
- Придумайте воображаемый диалог между персонажами картины.
- Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
- А как развивались события, изображенные художником в дальнейшем?
- В роли какого героя ты мог бы оказаться? Объясни свой выбор.
- Напиши свою историю, используя опорные слова (предложенный план, собственный план изложения событий)
Данная систематическая работа постепенно готовит учащихся 5, 6, 7 классов к составлению рассказа, написанию сочинения-описания, миниатюры, сочинения-рассуждения, а в дальнейшем и к созданию устного монологического высказывания в задании 3 на итоговом собеседовании в 9 классе.