Приемы и методы мотивации учащихся на повышения результатов учебной деятельности

Разделы: Биология

Ключевые слова: мотивация к обучению


1. Прием «Удивляй»

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

При изучении темы «Водоросли» предлагаю прослушать следующий фрагмент: «Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступала на всех - расшатывались и выпадали зубы. Большая часть морского судна погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа, которая стала употреблять в пищу эти растения. Что же спасло людей? (Водоросли, т.к они содержат много витаминов, спасающих от цинги.)

2. Прием «Третий лишний»

Нужно выбрать из трех слов лишнее. Эту игру можно разнообразить. Взять не три слова, а четыре. Выбрать слово не по одному критерию, а по нескольким.

Задание №1. Третий лишний (4 балла)

Найдите и подчеркните «лишнее» слово в списке, объясните свой выбор:

1. Спирогира, улотрикс, хламидомонада

2. Хлорелла, ламинария, цистозейра

3. Хламидомонада, хлорелла, спирогира

4.Филлофора, порфира, хламидомонада

В 5-8 классах для активизации познавательного интереса обучающихся при работе на уроке с понятиями уместно включать занимательные упражнения и мини-игры способствующие пониманию и запоминанию того или иного понятия или термина. Такие задания будут способствовать подготовке обучающихся к более глубокой и продуктивной работе с понятиями в старших классах.

3. Перевертыши или абракадабра

Составить названия известных терминов.

Задание №2. Абракадабра (3 балла)

Составить название известных терминов

1.-сло-ще-е-ви- ------------------------------

2.-зо-ды-и-ри- ------------------------------

3 -фор - хром - ато- --------------------------

4. Биологическое лото

Найти к термину (желтая карточка) биологическое понятие (белая карточка).

1. Альгология - наука о водорослях

2. Слоевище - тело водорослей

3. Ризоиды - корнеобразные выросты тела, служащие для прикрепления водорослей

4. Светочуствительный глазок - органоид, реагирующий на свет

5. Хроматофор - хлоропласт водоросли

6. Хлорофилл - пигмент зеленого цвета

7. Низшие растения - растения, не имеющие тканей и органов

4.1. Прием «Терминологический диктант»

Учитель называет определения понятий, а учащиеся записывают понятия-термины.

5. Прием «Опиши меня…»

Найти в учебнике то место, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке, в видеофрагменте или в презентации, или объект, рассматриваемый под микроскопом.

Использовать на этапе изучения нового.

Почему вода в аквариуме зеленая?

6. Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Под диктовку не отрывая ручку от тетради, поставьте знак-шифр, соответствующий названию водорослей. Шифры: ˄---зеленые водоросли; ∩-- бурые водоросли; п---красные водоросли.

Название водорослей:

1) порфира,

2) хламидомонада,

3) ламинария,

4) хлорелла,

5) спирогира,

6) нителла,

7) ульва

1----------2-------3--------4--------5---------6--------7-

7. Лови ошибку

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки .Ученик получает текст (решение задачи) со специально пропущенными ошибками - пусть «поработает учителем».

В предложенном тексте найдите ошибки:

1. Фотосинтез у водорослей происходит в хлоропластах.

2. Хламидомонада -многоклеточная водоросль

3. Ламинария относится к зеленым водорослям

8. Прием «Один ум - хорошо, а два - лучше»

Работа по решению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах. (Кроме учебной мотивации это позволяет развить еще и социальную мотивацию).

Задание №8. Проблема!

- Задумывались ли вы над тем, откуда появилось слово «Водоросли».

- Все ли растения, растущие в воде, будут водорослями?

9. Этап контроля и коррекции знаний

С целью установления на уроке обратной связи, контроля и коррекции знаний учащихся можно применять следующие приемы, использование которых способствует стимулированию мотивации учения, снятию напряжения и созданию ситуации успеха.

10. Прием «Слепой текст»

Восстанови текст, в котором пропущены некоторые слова.

Задание №9. Заполните слепой текст

Водоросли относятся к __________ растениям, та как их тело представляет собой _________. Хламидомонада состоит из одной________. Хлорофилл у неё находится в крупной пластиде, который называется_________. Передвигается она в воде при помощи_________.

11. Верю-неверю

Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно - отмечает знаком +, если - нет, то -. По окончании работы открывается «ключ», проверка может проходить коллективно, индивидуально или взаимопроверка. Перед началом такой работы можно оговорить условия: оценка зависит от количества верных ответов. Задание применяется на этапе рефлексии урока, как проверка домашнего задания.

Задание №10. Верите ли вы?

- Верите ли вы, что в 13 веке в Китае был издан императорский указ, обязывающий всех жителей каждый год употреблять определённое количество морской капусты? (Да)

- Верите ли вы, что в морях и океанах есть растения длиной свыше 60 метров? (Да, )

- Верите ли вы что из морских растений делают строительные материалы? Да, трепел или горная мука из диатомей

- Верите ли вы, что даже на дне Марианского желоба (впадины) растут растения? Нет, там нет света

- Верите ли вы, что бывает красный снег? Да, есть

- Верите ли вы, что без водорослей не было бы других растений? Да

- Верите ли вы, что водоросли были в космосе? Да

12. Только мои плюсы

Обучающиеся в конце урока называют только то, что у них получилось лучше всего. Применяется на этапе рефлексии.

Задание №11.

Верно ли утверждение? Поставьте напротив + или - (7 баллов).

1.Все растущие в воде растения-водоросли.

2. Водоросли живут не только в воде, но и на суше.

3. Водоросли прикрепляются к субстрату при помощи корней.

4. Тело водорослей называется слоевищем.

5.У харовых водорослей есть ризоиды, с помощью которых они прикрепляются к грунту.

6. Улотрикс относится к высшим растениям.

7. Хлорофилл у водорослей находится в хроматофоре.