Использование приёмов ТРИЗ-технологии для активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов на уроке «Основы религиозных культур и светской этики»

Разделы: ОРКСЭ

Ключевые слова: ТРИЗ-технологии


ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Автор этой технологии Генрих Саулович Альтшуллер, ученый, изобретатель, писатель. Родина данной технологии - СССР. Впервые её начали разрабатывать в 1946 году для использования в промышленности и инженерной отрасли. Однако уже в 60-е годы ТРИЗ попытались применить на занятиях в детских технических кружках. С этого момента начинается история ТРИЗ-педагогики.

ТРИЗ-педагогика - это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни.

В основе ТРИЗ-технологии лежат:

  • поиск нетривиальных идей;
  • выявление и решение творческих проблем;
  • объективная оценка решений;
  • систематизация знаний в любой области деятельности;
  • развитие творческого мышления, формирование творческой личности.

Для использования ТРИЗ на уроках необходимо соблюдение правил, без которых нельзя создать творческую атмосферу: равенство на уроке ученика и педагога, признание права на ошибку, совместная работа учителя и ученика при решении задач (ребёнок должен понимать, что педагог, так же как и он, может не знать ответа на вопрос задачи).

Существуют методы, которые используются в ТРИЗ-технологии. Я изучила опыт работы учителей-предметников и попыталась применить методы и приёмы данной технологии на своих уроках. Привожу примеры использования некоторых методов на уроке по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - «ОРКСЭ») в начальной школе, модуль «Основы религиозных культур народов России», 4 класс. Авторы учебника: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России: 4-й класс: учебник. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

Приём «Цепочка признаков» (тема «Культура и религия»)

Учитель называет ученикам признаки религий, ученики должны понять, что это за религии.

  • Люди, исповедующие эти религии, живут в разных странах;
  • Люди, исповедующие эти религии, принадлежат к разным народам;
  • Такими религиями в мире являются три религии;
  • Приверженцы этих религий сегодня живут в Европе, в Америке, в Азии, в Африке, в Австралии.

Ответ учеников: это мировые религии.

Приём «Ассоциативный ряд» (тема «Культура и религия»)

Учитель предлагает школьникам назвать слова-ассоциации, которые возникают, когда они слышат определённое слово. Все слова записывают на доске. Затем из полученного списка ученики выбирают наиболее конкретные и составляют определение. Далее это определение сравнивают с тем, которое дано в учебнике, и дополняют ассоциативный ряд.

Слова-ассоциации к слову «культура». Музеи, театры, библиотеки, книги, поведение человека, речь, внешний вид, духовный мир, ценности человека, дворцы, крепости, замки, литературные произведения, живопись, зодчество, красота, добро, зло, религиозные правила, обряды и т.д.

Определение, данное обучающимися. Культура - это духовный мир человека, это вещи, предметы, которые человек создаёт для жизни, это знания о мире и месте в нём человечества, и эти знания передаются устно или записаны на чём-либо и хранятся в определённом месте.

Определение в учебнике. Культура - это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

«Мозговой штурм» (тема «Возникновение религий»)

В рамках приёма ученики предлагают разнообразные решения проблемного вопроса. На первом этапе все идеи записываются и не критикуются. На втором этапе идёт обсуждение каждой идеи. Выбираются лучшие, развиваются и дополняются.

Учитель: «Сегодня мы будем читать статью учебника и обсуждать тему «Возникновение религий». Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?» Учитель записывает все ассоциации, называемые обучающимися.

На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распределением по смысловым частям текста, добавляя различную информацию:

  • Испытывали ли древние люди эмоции, переживания, заботились ли они о душах своих предков?
  • Как древние люди заботились о душах своих предков?
  • Каких священных животных почитали древние люди и почему?
  • Какие древние государства вы знаете?
  • Как называются боги древнего Египта, Греции, Рима? Кому они были покровителями?
  • Кто из богов древнего мира вам интересен и почему?
  • Ваше отношение к многобожию древнего мира?

Прочитаем статью учебника и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

«Метод проб и ошибок» (тема «История религий в России»)

Ученики поочерёдно выдвигают идеи, оценивают их. Если эти идеи детям не нравятся, они отбрасывают старые идеи и выдвигают новые.

  • Крещение Руси могло произойти раньше, чем в 988 году при князе Владимире. Ведь его бабушка княгиня Ольга приняла крещение в 957году.
  • Князю Владимиру не следовало крестить Русь. Традиционные верования были широко распространены в русских землях.
  • В Древней Руси существовал свой пантеон богов. Древние боги были весёлыми, миролюбивыми, помогали людям лучше понимать природу и окружающий мир. Люди могли обратиться за конкретной помощью к конкретному божеству.
  • Вера может быть разной. Бог должен быть единым.

Приём «Причина - факт - следствие» (тема «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»).

Ученикам предлагается факт: царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дом и начал скитаться в поисках истины.

Задача учеников - назвать причины и следствия. Например, причина - царевич жил во дворце в роскоши и без забот, родители оберегали его от всяких невзгод. Но однажды он понял, что люди смертны, в мире существуют болезни, богатство и знатность мимолётны.
Последствия - сидя под деревом, дал клятву, что не сойдёт с места, пока не узнает истину. И к царевичу пришло просветление, он постиг четыре благородные истины.

Приём «Хорошо - плохо» (тема «Возникновение религий»)

Ученикам предлагается ситуация, в которой они должны выделить положительные и отрицательные стороны.

Например, ваше отношение к многобожию древнего мира?

Плюсы: древние люди познавали окружающий мир, они верили, что мир населён добрыми и злыми духами; древние люди почитали священных животных.

Плюсы: постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов; древние люди верили, что богов много и каждый имеет своё назначение; люди просили о помощи определённых богов, люди хотели быть похожими на богов, стремились быть подобными богам.

Минусы: боги должны быть совершенными существами; но богов много, все боги не могут быть совершенными. Значит, над ними должен быть один главный бог, который и является самим совершенством. А люди будут стремиться к совершенству.

Приём «Привлекательная цель» (тема «История религий в России»)

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он выполняет то учебное действие, которое планирует педагог.

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый обучающийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все ученики общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Восстанови текст, определи его мысль.

  • Во главе русской церкви встал Патриарх, а не митрополит.
  • В 1589 году в России было учреждено патриаршество.
  • Этот титул был признан и другими Православными церквами, что стало знаком признания с их стороны значения Русской церкви.

Приём «Игра в случайность» (тема «История религий в России»)

Учитель вносит в учебный процесс элемент случайности. Для этого можно использовать жребий, игральный кубик, юлу со стрелкой и т.п.

Ученики делают, например, «хронолёты» - бумажные самолётики для «полётов во времени» (можно попросить сложить их на переменке перед уроком). Учитель пишет на самолётиках даты или события, которые изучались раньше. Запускает «хронолёты» педагог, а отвечает тот ученик, к которому «хронолёт» сядет на парту.

  • 988 год - принятие христианства на Руси;
  • ХIII в.- нашествие иноземных завоевателей - монголов;
  • ХIII в.- ХVв. - владычество завоевателей - монголов над Русью;
  • 1314 - 1392 гг. - годы жизни святого Сергия Радонежского;
  • 1380 г. - Куликовская битва;
  • 1608 - 1610 гг. - осада Троице-Сергиева монастыря;
  • 1612 г. - ополчение под предводительством К.Минина и Д.Пожарского освободило Москву.

Приём «Да-нетка» (тема «История религий в России»)

Учитель загадывает что-либо. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да», «нет», «нет информации», «не имеет значения».

Педагог говорит: «Я загадала историческое лицо XIV века». Ученики задают вопросы.

  1. Это народный предводитель? (Нет).
  2. Государственный деятель? (Нет).
  3. Принадлежит к династии Рюриковичей? (Нет).
  4. Человек связан с религией? (Да).
  5. Это человек монах? (Да).
  6. Этот человек святой? (Да).
  7. Он построил монастырь, который стал духовным центром Руси? (да).

Узнав всё, что нужно для правильного ответа, ученики отвечают, что это Сергий Радонежский.

Приём «Лови ошибку» (тема «Паломничества и святыни»)

Учитель предлагает ученикам информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Ребята ищут ошибки группой, спорят, совещаются. Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает результат перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, лучше заранее ограничить его по времени.

Приём можно использовать на всех общеобразовательных предметах. Работа с приёмом в начале урока позволит активизировать имеющиеся знания. Применение приёма в середине урока поможет организовать работу по повторению изученного материала, а в конце урока можно использовать на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры заданий по тексту статьи «Паломничества в христианстве»:

  • иудаизм - мировая религия;
  • христианство, буддизм, ислам - национальные религии;
  • паломничество - это весёлое путешествие;
  • паломничество - это путешествие с целью поклонения предмету или месту, являющемуся особенно священным для людей, принадлежащих к этой религии;
  • Иерусалим - город трёх религий;
  • главный объект паломничества христиан - место захоронения Иисуса Христа, Гроб Господень в Иерусалиме;
  • Назарет - город, в котором родился Иисус;
  • реликвия - это особо хранимая и почитаемая верующими святыня;
  • паломники не могут совершать паломничества к иконам.

Приём «З-Х-У» («Знаю - хочу узнать - узнал») (тема «Хранители предания в религиях мира»)

Ученики составляют таблицу из трёх граф и постепенно заполняют её в течение урока. Заполняя первую часть таблицы («Знаю»), ребята составляют список того, что они знают или думают, что знают, по данной теме. Вторая часть таблицы («Хочу узнать») - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» в графе «Узнал» школьники записывают новые представления на основании полученных знаний.

Таблица 1

Знаю

Хочу узнать

Узнал

С возникновением
религии появились люди, которые могли совершать священные действия. Эти люди назывались жрецами.

Как друиды использовали растения для исполнения ритуалов и для лечения больных?

У древних жителей Европы жрецы назывались друидами.
Жрецы знали, хранили и передавали предания о героях. Оказывается, друиды много учились, умели лечить, знали календарь.

Записи - ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения таблицы следует обобщение результатов работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, учитель отвечает на них, предварительно выяснив, может ли кто-то из учеников ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

В ТРИЗ-технологии разработаны и другие интересные приёмы. Например, «Создай паспорт», «Морфологический ящик», «Составление плана (раскадровка)», «Системный лифт», «Метод маленьких человечков» и другие. Учителю всегда есть, над чем подумать, какой приём выбрать, на каком учебном материале и на каком этапе урока лучше его применить.

Овладевая методами и приёмами ТРИЗ-технологии, ученики 4 класса начальной школы овладевают новыми формами поведения и деятельности, добиваются ощутимого успеха в работе над собой, переживают радость, внутреннее удовлетворение. Это укрепляет их уверенность в своих силах, побуждает к личному росту. Происходит активизация учения, деятельность учеников организована и направлена педагогом на осознание и разрешение обучающимися конкретных учебных задач.

Знание и применение приёмов ТРИЗ-технологии развивает мышление учителя, вооружает набором инструментов по решению проблем, развивает творческие способности, гибкость и системность мышления, воспитывает готовность к восприятию нового, обеспечивает профессиональный рост педагога.

Список литературы

  1. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М. Верткин. Минск, 1994.
  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России: 4-й класс: учебник. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».