ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Автор этой технологии Генрих Саулович Альтшуллер, ученый, изобретатель, писатель. Родина данной технологии - СССР. Впервые её начали разрабатывать в 1946 году для использования в промышленности и инженерной отрасли. Однако уже в 60-е годы ТРИЗ попытались применить на занятиях в детских технических кружках. С этого момента начинается история ТРИЗ-педагогики.
ТРИЗ-педагогика - это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни.
В основе ТРИЗ-технологии лежат:
- поиск нетривиальных идей;
- выявление и решение творческих проблем;
- объективная оценка решений;
- систематизация знаний в любой области деятельности;
- развитие творческого мышления, формирование творческой личности.
Для использования ТРИЗ на уроках необходимо соблюдение правил, без которых нельзя создать творческую атмосферу: равенство на уроке ученика и педагога, признание права на ошибку, совместная работа учителя и ученика при решении задач (ребёнок должен понимать, что педагог, так же как и он, может не знать ответа на вопрос задачи).
Существуют методы, которые используются в ТРИЗ-технологии. Я изучила опыт работы учителей-предметников и попыталась применить методы и приёмы данной технологии на своих уроках. Привожу примеры использования некоторых методов на уроке по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - «ОРКСЭ») в начальной школе, модуль «Основы религиозных культур народов России», 4 класс. Авторы учебника: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России: 4-й класс: учебник. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Приём «Цепочка признаков» (тема «Культура и религия»)
Учитель называет ученикам признаки религий, ученики должны понять, что это за религии.
- Люди, исповедующие эти религии, живут в разных странах;
- Люди, исповедующие эти религии, принадлежат к разным народам;
- Такими религиями в мире являются три религии;
- Приверженцы этих религий сегодня живут в Европе, в Америке, в Азии, в Африке, в Австралии.
Ответ учеников: это мировые религии.
Приём «Ассоциативный ряд» (тема «Культура и религия»)
Учитель предлагает школьникам назвать слова-ассоциации, которые возникают, когда они слышат определённое слово. Все слова записывают на доске. Затем из полученного списка ученики выбирают наиболее конкретные и составляют определение. Далее это определение сравнивают с тем, которое дано в учебнике, и дополняют ассоциативный ряд.
Слова-ассоциации к слову «культура». Музеи, театры, библиотеки, книги, поведение человека, речь, внешний вид, духовный мир, ценности человека, дворцы, крепости, замки, литературные произведения, живопись, зодчество, красота, добро, зло, религиозные правила, обряды и т.д.
Определение, данное обучающимися. Культура - это духовный мир человека, это вещи, предметы, которые человек создаёт для жизни, это знания о мире и месте в нём человечества, и эти знания передаются устно или записаны на чём-либо и хранятся в определённом месте.
Определение в учебнике. Культура - это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.
«Мозговой штурм» (тема «Возникновение религий»)
В рамках приёма ученики предлагают разнообразные решения проблемного вопроса. На первом этапе все идеи записываются и не критикуются. На втором этапе идёт обсуждение каждой идеи. Выбираются лучшие, развиваются и дополняются.
Учитель: «Сегодня мы будем читать статью учебника и обсуждать тему «Возникновение религий». Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?» Учитель записывает все ассоциации, называемые обучающимися.
На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распределением по смысловым частям текста, добавляя различную информацию:
- Испытывали ли древние люди эмоции, переживания, заботились ли они о душах своих предков?
- Как древние люди заботились о душах своих предков?
- Каких священных животных почитали древние люди и почему?
- Какие древние государства вы знаете?
- Как называются боги древнего Египта, Греции, Рима? Кому они были покровителями?
- Кто из богов древнего мира вам интересен и почему?
- Ваше отношение к многобожию древнего мира?
Прочитаем статью учебника и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
«Метод проб и ошибок» (тема «История религий в России»)
Ученики поочерёдно выдвигают идеи, оценивают их. Если эти идеи детям не нравятся, они отбрасывают старые идеи и выдвигают новые.
- Крещение Руси могло произойти раньше, чем в 988 году при князе Владимире. Ведь его бабушка княгиня Ольга приняла крещение в 957году.
- Князю Владимиру не следовало крестить Русь. Традиционные верования были широко распространены в русских землях.
- В Древней Руси существовал свой пантеон богов. Древние боги были весёлыми, миролюбивыми, помогали людям лучше понимать природу и окружающий мир. Люди могли обратиться за конкретной помощью к конкретному божеству.
- Вера может быть разной. Бог должен быть единым.
Приём «Причина - факт - следствие» (тема «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»).
Ученикам предлагается факт: царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дом и начал скитаться в поисках истины.
Задача учеников - назвать причины и следствия. Например, причина - царевич жил во дворце в роскоши и без забот, родители оберегали его от всяких невзгод. Но однажды он понял, что люди смертны, в мире существуют болезни, богатство и знатность мимолётны.
Последствия - сидя под деревом, дал клятву, что не сойдёт с места, пока не узнает истину. И к царевичу пришло просветление, он постиг четыре благородные истины.
Приём «Хорошо - плохо» (тема «Возникновение религий»)
Ученикам предлагается ситуация, в которой они должны выделить положительные и отрицательные стороны.
Например, ваше отношение к многобожию древнего мира?
Плюсы: древние люди познавали окружающий мир, они верили, что мир населён добрыми и злыми духами; древние люди почитали священных животных.
Плюсы: постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов; древние люди верили, что богов много и каждый имеет своё назначение; люди просили о помощи определённых богов, люди хотели быть похожими на богов, стремились быть подобными богам.
Минусы: боги должны быть совершенными существами; но богов много, все боги не могут быть совершенными. Значит, над ними должен быть один главный бог, который и является самим совершенством. А люди будут стремиться к совершенству.
Приём «Привлекательная цель» (тема «История религий в России»)
Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он выполняет то учебное действие, которое планирует педагог.
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Каждый обучающийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все ученики общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Восстанови текст, определи его мысль.
- Во главе русской церкви встал Патриарх, а не митрополит.
- В 1589 году в России было учреждено патриаршество.
- Этот титул был признан и другими Православными церквами, что стало знаком признания с их стороны значения Русской церкви.
Приём «Игра в случайность» (тема «История религий в России»)
Учитель вносит в учебный процесс элемент случайности. Для этого можно использовать жребий, игральный кубик, юлу со стрелкой и т.п.
Ученики делают, например, «хронолёты» - бумажные самолётики для «полётов во времени» (можно попросить сложить их на переменке перед уроком). Учитель пишет на самолётиках даты или события, которые изучались раньше. Запускает «хронолёты» педагог, а отвечает тот ученик, к которому «хронолёт» сядет на парту.
- 988 год - принятие христианства на Руси;
- ХIII в.- нашествие иноземных завоевателей - монголов;
- ХIII в.- ХVв. - владычество завоевателей - монголов над Русью;
- 1314 - 1392 гг. - годы жизни святого Сергия Радонежского;
- 1380 г. - Куликовская битва;
- 1608 - 1610 гг. - осада Троице-Сергиева монастыря;
- 1612 г. - ополчение под предводительством К.Минина и Д.Пожарского освободило Москву.
Приём «Да-нетка» (тема «История религий в России»)
Учитель загадывает что-либо. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да», «нет», «нет информации», «не имеет значения».
Педагог говорит: «Я загадала историческое лицо XIV века». Ученики задают вопросы.
- Это народный предводитель? (Нет).
- Государственный деятель? (Нет).
- Принадлежит к династии Рюриковичей? (Нет).
- Человек связан с религией? (Да).
- Это человек монах? (Да).
- Этот человек святой? (Да).
- Он построил монастырь, который стал духовным центром Руси? (да).
Узнав всё, что нужно для правильного ответа, ученики отвечают, что это Сергий Радонежский.
Приём «Лови ошибку» (тема «Паломничества и святыни»)
Учитель предлагает ученикам информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Ребята ищут ошибки группой, спорят, совещаются. Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает результат перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, лучше заранее ограничить его по времени.
Приём можно использовать на всех общеобразовательных предметах. Работа с приёмом в начале урока позволит активизировать имеющиеся знания. Применение приёма в середине урока поможет организовать работу по повторению изученного материала, а в конце урока можно использовать на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Примеры заданий по тексту статьи «Паломничества в христианстве»:
- иудаизм - мировая религия;
- христианство, буддизм, ислам - национальные религии;
- паломничество - это весёлое путешествие;
- паломничество - это путешествие с целью поклонения предмету или месту, являющемуся особенно священным для людей, принадлежащих к этой религии;
- Иерусалим - город трёх религий;
- главный объект паломничества христиан - место захоронения Иисуса Христа, Гроб Господень в Иерусалиме;
- Назарет - город, в котором родился Иисус;
- реликвия - это особо хранимая и почитаемая верующими святыня;
- паломники не могут совершать паломничества к иконам.
Приём «З-Х-У» («Знаю - хочу узнать - узнал») (тема «Хранители предания в религиях мира»)
Ученики составляют таблицу из трёх граф и постепенно заполняют её в течение урока. Заполняя первую часть таблицы («Знаю»), ребята составляют список того, что они знают или думают, что знают, по данной теме. Вторая часть таблицы («Хочу узнать») - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» в графе «Узнал» школьники записывают новые представления на основании полученных знаний.
Таблица 1
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
С возникновением
|
Как друиды использовали растения для исполнения ритуалов и для лечения больных? |
У древних жителей Европы жрецы назывались друидами.
|
Записи - ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения таблицы следует обобщение результатов работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, учитель отвечает на них, предварительно выяснив, может ли кто-то из учеников ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
В ТРИЗ-технологии разработаны и другие интересные приёмы. Например, «Создай паспорт», «Морфологический ящик», «Составление плана (раскадровка)», «Системный лифт», «Метод маленьких человечков» и другие. Учителю всегда есть, над чем подумать, какой приём выбрать, на каком учебном материале и на каком этапе урока лучше его применить.
Овладевая методами и приёмами ТРИЗ-технологии, ученики 4 класса начальной школы овладевают новыми формами поведения и деятельности, добиваются ощутимого успеха в работе над собой, переживают радость, внутреннее удовлетворение. Это укрепляет их уверенность в своих силах, побуждает к личному росту. Происходит активизация учения, деятельность учеников организована и направлена педагогом на осознание и разрешение обучающимися конкретных учебных задач.
Знание и применение приёмов ТРИЗ-технологии развивает мышление учителя, вооружает набором инструментов по решению проблем, развивает творческие способности, гибкость и системность мышления, воспитывает готовность к восприятию нового, обеспечивает профессиональный рост педагога.
Список литературы
- Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М. Верткин. Минск, 1994.
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России: 4-й класс: учебник. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».