Принципы построения джазового урока

Разделы: Дополнительное образование


Джазовый танец сейчас настолько развит, что танцевальные шоу представляют собой не более чем примитивную имитацию джаза для коммерческой продажи, он стал самостоятельным направлением в танцевальном искусстве.

Джазовый танец - молодое «концертное искусство» и нуждается в росте и развитии, как и любое другое искусство. Именно поэтому сторонникам джазового танца приходится бороться за то, чтобы его признали самостоятельным танцевальным направлением со своими уникальными техниками.

Для того чтобы техника стала уникальной нужно регулярно ее совершенствовать, а для совершенствования техники нужна регулярность и систематизация. Отсюда сделаем вывод, что занятия должны проводиться в определенной системе и порядке. Методика построения уроков джазового танца достаточно уникальна. Урок состоит из нескольких частей, каждая из которых необходима, чтобы стать единым целым.

Уроки джазового танца не имеют определенной последовательности движений, как в классическом танце. Известна только методы обучения школы Марты Грэм. Наиболее известные школы включают школу Д.Хамфри, школу Дж.Джордано, школу М.Меттокса, школу М.Каннингема и школу Л.Хортона. Многие преподаватели, прошедшие обучение в крупных базовых школах, создали собственную образовательную систему, объединяющую несколько дисциплин.

В американской и западноевропейской системе хореографического образования нет единой методики. Каждый учитель является ценной творческой личностью и имеет право исследовать свои собственные приемы и методы обучения. Ценность учителя заключается прежде всего в его неповторимости, в его индивидуальности. Попавшая к вашему вниманию методика - это в первую очередь руководство к действию, а не догматическая схема. Каждый учитель имеет право исследовать свой собственный способ ведения урока и приемы.

Сравнивая методы различных педагогов, совершенно четко можно выделить следующие разделы урока:

  1. Разогрев.
  2. Изоляция.
  3. Упражнения для позвоночника.
  4. Уровни.
  5. Кросс. Передвижение в пространстве.
  6. Комбинация (учебная, танцевальная) или импровизация.

Также урок может включать в себя такие части как адажио, упражнения в партере.

В какой-то мере части урока можно комбинировать между собой, дополнять или изменять, но первой и основой частью урока всегда должна быть разминка.

Теперь более подробно рассмотрим функциональные задачи каждого раздела, методику преподавания и педагогические приемы.

Разогрев - первая часть урока и самая важная. Во время разогрева приводится в действия двигательный аппарат, разогреваются мышцы и связки, а также суставы для дальнейшей работы. Если начинать занятие без разогрева, то есть вероятность травмировать свое тело, которое не готово к нагрузке.

В отличие от классического разогрева, который включают в себя определенный набор упражнений, джазовый танец имеет множество методов разминки, таких как разогрев у станка, на середине зала и в партере.

По функциональным задачам можно разделить их несколько групп.

- Упражнения на растяжку. Упражнения на растяжку (стейчинг) - это упражнения, связанные со статическим напряжением мышц различных частей тела.

- Упражнения, связанные с наклоном и вращением туловища. Они помогут разогреть позвоночник и его отделы до рабочего состояния (именно позвоночник будет принимать основную нагрузку в дальнейшем на занятии).
Эти упражнения наиболее эффективны в положении стоя или в партере.

- Упражнения для разогрева ног. Здесь много заимствований из классических упражнений: plie, releve, battement tendu, battement jete и другие.

- Упражнения, направленные на расслабление позвоночника, включающие в себя свинговые упражнения в разные стороны и падение (drop) туловища.

Возможна следующая система разогрева, но, она может варьироваться в зависимости от цели занятия.

1. Упражнения у станка: прогибы и наклон туловища, растяжка,

Разновидности plie по разным позициям (выворотным и параллельным), разминочные упражнения для стоп и голеностопных суставов.

2. Разогрев на середине зала: спирали и прогибы туловища, наклоны, упражнения на напряжение и расслабление, упражнения на разогрев позвоночника, упражнения, заимствованные из уроков классического танца.

3. Партерный разогрев: упражнения для позвоночника, упражнения на растяжку, упражнения на разогрев стоп и голеностопных суставов.

Педагог имеет возможность выбрать разминку, наиболее тщательно подготавливающую организм исполнителя к дополнительной нагрузке, необходимой для выполнения заданий урока. Темп разминки также может варьироваться. упражнения в медленном темпе, основанные на статическом напряжении или упражнения, выполняемые в быстром темпе,

Многие молодые педагоги стараются сделать эту часть урока максимально насыщенной, но это не приводит к хорошим результатам. Танцоры быстро устают, и дальнейшие занятия становятся менее эффективными. Разминка должна состоять из 5-10 упражнений на разные группы мышц. Можно объединить несколько движений в одну комбинацию. Делать это нужно во все стороны с двух ног. Вы также можете изменить позицию исполнителя. Например, можно комбинировать несколько упражнений у станка и на середине зала или выполнять упражнения у станка на разных уровнях. Некоторые упражнения выполняются в положении «стоя», затем «сидя» и «лежа», или из положения «лежа» в положение «лежа», или наоборот, постепенно поднимаясь в положение «стоя». Здесь нет четких правил и законов. Все зависит от уровня подготовки группы (конечно, слабо подготовленным ученикам нужно больше времени на разминку).

Довольно спорным является использование прыжков в разминке. Многие педагоги придерживаются точки зрения, что организм исполнителя еще не готов к таким нагрузкам. Однако автор этого руководства был убежден, что небольшие прыжки на самом деле хорошо активируют мышцы и являются своего рода кульминацией перед следующей более расслабленной частью занятия.

Изоляция.

Эта часть урока более насыщена упражнениями, чем предыдущая часть. После того как разогрев активизировала все тело, начинается глубокая работа мышц разных частей тела во время изоляции.

Во-первых, учитель должен позволить позвоночнику ученика быть достаточно свободным. Это означает, что вы должны научить их удерживать положение коллапса. Для этого используются несколько упражнений на напряжение и расслабление, чтобы ученик мог более свободно распределять напряжение в позвоночнике.

Как правило, изолируются все центры с головы до ног. Однако возможны комбинации, если вы хотите последовательно выполнять движения головой, плечами, грудью, руками, тазом и ногами. При выполнении таких «цепочек» очень важно использовать принцип управления, т. е. передавать импульсы от одного центра к другому.

Первоначально все движения изучаются в «чистом» виде двумя способами: медленное сокращение и разгибание (например, медленное наклонение головы вперед и максимальное наклонение головы назад) или резкое вытягивание до максимального положения. Но в обоих случаях центр движения должен достигать максимально возможных крайних положений. Второй этап заключается в объединении движений одного центра в простейшие комбинации (крест, квадрат, круг, полукруг). Следующий этап - подключение к более сложным геометрическим сочетаниям, более сложным ритмическим построениям. И, наконец, завершающий этап - соединение движений нескольких центров.

Основная задача педагога при изучении движений изолированных центров состоит в том, чтобы убедиться, что движения действительно изолированы, чтобы один центр не двигался во время движения другого центра. Это на первый взгляд затрудняет выполнение задачи, поскольку анатомически все центры тесно связаны между собой.

Упражнения для позвоночника.

Если техника изоляции заимствована из джазового танца, то оригинальность модерн танца заключается в движении всего тела без изоляции отдельных центров. Поскольку в основе этой методики лежит в первую очередь позвоночник, основная задача преподавателя заключается в повышении подвижности позвоночника исполнителя во всех отделах.

Виды движений:

  • Наклоны, изгибы корпуса;
  • Спирали (скручивания);
  • Волна - body roll;
  • contraction (сжатие), release (расслабление), high release (глубокое расслабление);
  • tilt (наклон), lay out.

Техника исполнения наклонов корпуса:

Flat back (ровная или плоская спина), или table top (поверхность стола). Наклон, при котором спина, голова и руки составляют прямую линию. При наклонах в сторону очень важно наклонять туловище, не сгибая грудную клетку. Наклоняясь назад, нельзя достичь угла наклона 90°, поэтому нужно стараться наклоняться как можно ниже, сохраняя прямую спину. Сгибание коленей и максимальное отклонение туловища назад может привести к тому, что плечи исполнителя практически коснутся пола. Но даже при этом нельзя прогибать спину.

Основная ошибка при выполнении - запрокидывание головы назад, поэтому педагог должен следить за тем, чтобы голова находилась на одной линии с позвоночником. Еще одна распространенная ошибка - округление спины. Особенно это заметно у начинающих исполнителей. Поэтому при наклоне вперед следует сначала немного выдвинуть грудь вперед, а затем наклониться. При наклоне в сторону не должно быть прогиба в груди, а линия наклона должна проходить на уровне талии.

Более разумно изучать flat back в сторону по 2 аут-позиции ног, при этом перед началом наклона нужно вывести противоположное бедро в сторону.

При всех наклонах ноги являются опорой, а угол между торсом и ногами составляет 90°.

Наиболее распространенной ошибкой является отведение бедер в противоположную от наклона сторону. Бедра должны быть расположены точно над стопами.

Deep body bend - глубокий наклон вперед, ниже, чем на 90°. В этом наклоне спина, голова и руки также находятся на одной прямой, но туловище наклонено как можно ниже и при выполнении этого наклона во втором параллельном положении ног, голова и плечи исполнителя находятся между коленей. Основной ошибкой считается расслабленность или округлость позвоночника.

Side stretch. Наклон в сторону, при котором грудная клетка изгибается. Руки могут находиться в третьей позиции или же при наклоне вправо правая рука - в подготовительном положении, левая рука - в третьей позиции.

Наиболее целесообразно изучать эти наклоны, держась за станок одной или двумя руками, в положении "лицом к станку" или "боком к станку".

Эта группа наклонов может усложняться demi- и grandplie, подъемом на полупальцы, одновременным подъемом ноги на 45° или 90°. Однако в любой комбинации основные правила остаются неизменными.

Изгибы корпуса или twist. К этой группе движений относятся наклоны с изменением направления движения. Твист - это движение, т.е. изгиб или загиб, который начинается от головы.

Техника исполнения:

  • Curve (керф). Прогиб верхней части позвоночника вперед или в сторону. Движение начинается от головы и исполняется до точки, расположенной в «солнечном сплетении». Главная задача при исполнении этого движения не задействовать поясничный отдел. Движение должно выполняться через вытяжение позвоночника вверх.
  • Arch - арка - противоположное движение керфу. Здесь движение, наоборот, идет через прогиб позвоночника в пояснице, при этом голова запрокидывается назад. Один из вариантов исполнения арки - мост, движение, выполняемое на полу.
  • Twist, скручивание корпуса. Движение, начинающееся с закручивания плеч, за которыми поворачивается корпус, изменяя плоскость своего расположения.
  • Roll down и roll up. Roll down представляет собой постепенное, начиная от головы, закручивание корпуса вниз, причем все позвонки, один за другим, должны быть включены в это движение. Roll up - обратное движение, подъем и раскручивание позвоночника в исходное положение.

При выполнении этих движений основное внимание должно быть сосредоточено на равномерном распределении напряжения по всем позвонкам от головы вниз при наклоне туловища вниз. Все скручивания требуют, чтобы педагог внимательно следил за положением головы. Потому что голова никогда не должна двигаться одна и выходить из плоскости позвоночника. Голова является последним позвонком, который начинает или заканчивает движение.

Спирали.

В эту группу входят движения, увеличивающие подвижность позвоночника в тазобедренном суставе. Спираль - это внутреннее движение, которое начинается в тазобедренном суставе и вращает бедренную кость, приводя в движение позвоночник. Большинство этих движений выполняются в положении сидя. Положение ног может быть разным. Педагог должен обратить внимание на то, чтобы движение начиналось именно со смещения бедра и постепенно охватывало весь позвоночник. Лопатка двигается последней.

Body roll (волна).

Если в движение вовлекаются несколько центров друг за другом, то получается волна всего тела. Например: следует представить, что перед исполнителем на расстоянии 10-15 см находится стена, поочередно касаясь ее коленями, тазом, грудью, плечами и, наконец, головой. Движение начинается из положения гранд плие по второй параллельной позиции ног. Это фронтальная волна. Точно так же можно делать волны и в боковой плоскости. Волну можно выполнить, перенеся вес тела с одной ноги на другую во втором параллельной позиции. В такой волне через воображаемую вертикальную ось сначала проходят колени, затем таз, грудь, плечи и голова.

Contraction, release, high release.

Эти основные принципы используются во многих современных танцевальных техниках. Во-первых, следует объяснить своим исполнителям, что это не динамические движения. Contraction - это сокращение мышц и относительное уменьшение объема тела. Тело как будто накапливает энергию для дальнейших движений, которые осуществляются одновременно с расслаблением.

Рассмотрим следующий раздел урока - уровни.

В джазовом танце часто используются движения, исполняемые на полу. Базовый уровень: стоя, сидя, лежа. Данные уровни можно применять к разным задачам на занятие. В партере очень удобно делать упражнения на растяжку. На уровнях «сидя» и «лежа» есть множество упражнений на сокращение и расслабление туловища, спиральные и скручивающие упражнения. И, наконец, смена самих уровней, быстрые переходы с одного уровня на другой - дополнительные упражнения на координацию.

Кросс - передвижение в пространстве. В этой части занятия выполняются комбинации движений, которые способствуют развитию танцевальности в стилистики танцевального направления. Здесь используются шаги, прыжки, вращения. Наиболее распространенные виды шагов: флэт степ,

Прыжки.

Прыжки в уроке джаз-танца используются в сочетании с шагами и вращениями.

Прыжки условно можно разделить на 4 группы:

  • с двух ног на две (jump);
  • с одной ноги на другую с продвижением (leap);
  • с одной ноги на ту же ногу (hop);
  • с двух ног на одну.

Характерной особенностью является исполнение прыжка как с акцентом вверх, так и с акцентом вниз.

Вращения

Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и с передвижением в пространстве.

Основные виды поворотов:

  • на двух ногах;
  • на одной ноге;
  • повороты по кругу вокруг воображаемой оси;
  • повороты на различных уровнях;
  • лабильные вращения.

Комбинация или импровизация.

Последним, завершающим разделом урока джаз-танца является комбинация. Здесь все зависит от фантазии педагога и его балетмейстерских способностей. Нет никаких рецептов построения комбинации: они могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений. Могут быть комбинации в партере, связанные с положениями contraction и release, спиралями и твистами торса, а также с нетрадиционными передвижениями на полу типа перекатов, кувырков и т.п. Комбинации могут быть на основе движений, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии.

  • Разогрев.
  • Изоляция.
  • Упражнения для позвоночника.
  • Уровни.
  • Кросс. Передвижение в пространстве.
  • Комбинация (учебная, танцевальная) или импровизация.

Занятия начинаются с разогрева:

  • разогрев с помощью комбинаций
  • разогрев на скакалках
  • кардио разогрев (прыжки, подкачки) с использованием кубиков

Упражнения на координацию выполняем в парах, друг с другом, по одному, линиями.

Начинаем с рук джазовые позиции, разбиваем позиции, делаем с отставанием, потом добавляем ноги (прыжки по позициям, меняем ракурсы).

Используем мячики в паре, по одному для развития ловкости, реакции и координации.

Упражнения для позвоночника.

При растяжке используем кубики как вспомогательный предмет.

Если у детей есть что-то в руках у них появляется спортивный интерес справиться с этим предметом.

Также используем скакалку при проходках по залу, прыжки могут варьироваться от простых до усложненных (двойных, темповых и ритмических).

скакалка выполняет роль не только скакалки но и вспомогательного предмета, при проходках, с младшими вешаем на шею и учимся таким образом держать руки не отрывая от пояса, также используем ее как цель, достать до скакалки ногой спереди и сзади, при выполнении маха или кольца.

Кубики также выполняют множество функций, предмет для баланса, для растяжки, для усложнения положений, для использования как препятствие, которое надо преодолеть.

Мячики используем для разгрева стоп, для того чтобы руки сохраняли определенные положения, выполняя лодочку в руках мячик, для передачи предмета во время различных закачек. Для упражнений на импровизацию и координацию.