Игры в песочнице в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: игры с песком


Песочница - привычный всем атрибут детской площадки. В основном, это популярный вид развлечения для малышей. Однако это не только способ занять младенца на некоторое время, но и полезное времяпрепровождение.

Польза от игр в песочнице

Играя в песочнице, ребенок делает большой скачок в развитии. Перебирая песчинки, отлично развивается мелкая моторика рук. Малыш тактильно изучает фактуру, состав. Учится оценивать размеры, глубину емкостей, а главное - происходит общение со сверстниками, развиваются социальные навыки.

Кроме того, это отличный способ успокоить малыша после продолжительных активных игр. Двадцать минут игры с песочком будет достаточно, чтобы ребенок утихомирился, тогда дневной сон будет спокойным.

Существуют разные игры, в которые возможно поиграть с помощью песка: построить замок или башни, порисовать пальцем или палочкой. Можно также использовать фигурки животных, овощей, фруктов и таким способом пополнять словарный запас.

Опасности, подстерегающие в песке

Несмотря на то, что игры в песочнице считаются безопасным увлечением, сам песок не стерилен. А значит, содержит микробы и вирусы. К тому же, там всегда много детей. А еще хуже, если рядом бродят бездомные собаки и коты, которые не прочь сделать туда свои грязные дела.

Также в дворовую песочницу часто попадает всякий мусор после игр других детей или случайно принесенный ветром.

Ни в коем случае ребенку не стоит сидеть на холодном или мокром песке, так как можно легко простудиться, особенно малышам.

Кроме того, маленькие дети исследуют окружающий мир на вкус, поэтому лучше переждать этот период и дать младенцу поиграть где-нибудь еще.

Дети не всегда играют мирно. Стоит не поделить лопатку или ведерко, как один из малышей может бросить песок в другого. Поэтому родителям нужно пристально следить за детишками.

Как решить проблему:

Прежде всего, попробуйте начать с игр в имитированной песочнице, где вместо песка используйте муку или манку, например. Также подойдет кинетический песок. Он абсолютно безопасен и, в отличие от настоящего, доступен при любых погодных условиях независимо от времени года.

Выбирайте только безопасные песочницы и обязательно проверьте сами на чистоту: уберите мусор, большие ветки, палки, острые камни. Только после этого можете позволить малышу играть там.

Даже если вы находитесь во дворе вашего дома или в частном дворе, огороженным забором, все равно удостоверьтесь, что там нет опасных предметов.

Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для ребенка. Они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость. Песочница открывает широкие возможности для обучения и развития ребенка любого возраста. Как использовать их по максимуму?

Как связана самостоятельность с играми в песочнице? Каждый новый навык, который ребенок приобретает во время игр, - это его новая победа. Малыш осознает свои растущие возможности - повышается его уверенность в себе. И вот он уже начинает проявлять инициативу, придумывать собственные игры с использованием подручных материалов. Так развивается не только самостоятельность, но и творческие способности, пространственное мышление, фантазия и логика. Вы можете посодействовать этому процессу. Как? Очень просто!

На детской площадке ребенок общается и получает опыт взаимодействия с другими детьми. Даже несмотря на то, что деятельность малыша в песочнице кажется достаточно однообразной, в процессе игры могут возникать ситуации, разные по структуре, возможным вариантам действия и стратегиям поведения. Задача родителей - помочь малышу извлечь из них максимальную пользу: научить делиться своими игрушками, находить компромиссы в спорных ситуациях, достигать целей, получать то, что хочется, не нарушая при этом границы других детей, и т.п.

- Подавайте пример. Обязательно здоровайтесь с детьми и взрослыми, которые находятся на площадке и в песочнице, когда вы туда приходите. Показывайте малышу, как знакомиться, как предлагать совместную игру и как отказываться от нее, если вам пора идти домой, как делиться игрушками, как попросить чужую игрушку, если она заинтересовала, как забрать обратно свою.

- Будьте предусмотрительны. Иногда важно не только уметь вовремя сказать нужную фразу, но и иметь про запас кое-что материальное. Постарайтесь не брать в песочницу один совочек, одну формочку и одну машинку - это уже потенциально конфликтная ситуация. Возможно, в песочницу придут другие детки, которым захочется поиграть с игрушками вашего ребенка. И если у него кто-то заберет любимый голубой совочек, он может сильно огорчиться. Возьмите с собой двойной комплект самых ходовых игрушек для песочных забав. Хорошо, если они предполагают не только возможность обмена, но и позволяют устраивать совместные игры - это отличный повод для установления контакта с другими детьми. Например, у вас есть самосвал, но нет лопатки. Предложите другому ребенку поиграть вместе с вами: он будет загружать самосвал, а ваше чадо - отвозить и выгружать песок.

Песочница - не только хорошая площадка для воспитания личностных качеств, но и прекрасное место для проведения разнообразных развивающих игр. Когда строительство куличиков немного поднадоест, попробуйте ставить эксперименты и опыты.

- Захватите на прогулку бутылочку воды. Поливайте отдельные участки песочницы и обращайте внимание крохи на то, как водичка уходит в песок. Дайте ему возможность потрогать, поковырять песок разной консистенции и температуры (сухой, сырой, холодный, теплый, горячий). Расскажите, что из мокрого песка очень хорошо лепить и конструировать, а в сухом можно поиграть в игру: откопать руку мамы, не дотронувшись до ее пальцев.

- Еще одно полезное и увлекательное занятие в песочнице - поиск в песке сокровищ. На роль сокровищ сгодятся мелкие камешки, шишки, игрушки, принесенные из дома. Соорудите уголок из песка, где и закапывайте сокровища. Задача малыша - отыскать ваш клад.

- Песок дает прекрасные возможности для обучения счету и математике. Можно считать куличики, формочки, любые игрушки, можно сравнивать их по форме и размеру, предлагать ребенку выкопать ямки для маленькой и большой формочки, прорабатывая тем самым понятия формы и размера. Можно строить последовательности из природных материалов (камешек - веточка - шишка) или куличиков разной формы: круглый, квадратный, квадратный, круглый - какой будет следующим?

Современная образовательная политика требует исполнения федерального государственного стандарта дошкольного образования, требующего построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.

В условиях реализации ФГОС ДО каждой образовательной организации необходимо обеспечить систему мер направленных на решение задач сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития и проявления творческих способностей детей, обеспечение конструктивного сотрудничества участников образовательного процесса.

В наш технологический век, когда телевизор, компьютер, всевозможные гаджеты присутствуют в каждом доме, родители стараются завлечь детей уже с младшего возраста различными компьютерными играми, просмотрами мультфильмов и ребенок просиживает часами, а на общение со сверстниками, прогулки, спорт отводится минимум времени. Родители в большинстве случаев совершенно не задумываются о последствиях данной деятельности своих детей.

Такое времяпрепровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи, впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками, ухудшается здоровье, растет агрессивность.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы выполнить одно из главных требований развития детей - это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. А для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такого приема, как игра с кинетическим песком, благодаря которому можно создать условия, необходимые для развития с помощью простых приемов и обычных материалов.

В основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, характерными особенностями которых являются:

1) основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

2) создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка - актуализация субъектного опыта детей;

3) оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

4) содействие ребенку в формировании положительной концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

Кроме того, песочница - это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО.

С учетом структурирования образовательного содержания, которое возможно реализовать с использованием педагогической песочницы, образовательных модулей, соответствующих образовательным областям программы возможны различные варианты включения педагогической песочницы в образовательный процесс:

  • образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;
  • как части образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;
  • как самостоятельной или совместной со взрослым деятельности в педагогической песочнице.

Построение работы с педагогической песочницей для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. Предлагаемый материал рассчитан на детей младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

При организации деятельности детей с песком педагог должен:

  • быть знаком с теоретическими основами метода песочной терапии, владеть практическими технологиями использования педагогической песочницы, использовать творческий подход к проведению занятий в песочнице;
  • учитывать согласие ребенка, его желание соприкасаться и работать с песком. В противном случае, педагог не имеет право заставлять ребенка осуществлять свою деятельность в песочнице;
  • сопровождать и поддерживать ребенка, направляя в процессе его деятельности, позволяя ему самостоятельно сделать свои выводы, принимать и уважать точку зрения ребенка, не навязывая при этом ребенку своего собственного мнения.

При каждой организации игр с песком необходимо:

  • проверить прочность песочного планшета, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены;
  • обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;
  • проверить на прочность инвентарь, игрушки;
  • осмотреть руки детей на наличие царапин и порезов, а также различных кожных заболеваний, так как данный факт исключает возможность работы с песком. Категорически запрещается работать с песком детям, имеющим аллергические реакции на песок и другие сыпучие материалы.
  • напомнить детям следующие правила поведения в песочнице.

Правила поведения в песочнице

Нельзя!

  • Выбрасывать песок из песочницы.
  • Бросать песок в других или брать его в рот.

Можно!

  • Быть аккуратным и внимательным.
  • Дружить и играть с песчинками, а также другими детьми в песочнице.
  • Убирать за собой игрушки, приводить свою песочницу в порядок по завершению деятельности.
  • Мыть руки после игры с песком.

Педагог в ходе проведения всех игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Педагог должен внимательно наблюдать за играющими и их отношениями, а также должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении им упражнения в песке. Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей (5-7 человек) в одной большой или нескольких малых песочницах или индивидуально.

Для того, чтобы ящик с песком стал игровым полем, превратился в педагогическую песочницу, необходим игровой материал. Он должен быть представлен коллекцией миниатюр и различного бросового материала. Это и фигурки из киндер-сюрпризов, мелкие игрушки животные, мелкие машинки, песочные формы, ракушки, камушки, мелкая посуда. Чем больше разнообразных объектов в коллекции игрового материала, тем более богатым и творческим для ребенка может быть процесс сотворения собственного мира.

Дети с большим восторгом восприняли новый материал. Малышам очень интересно и полезно играть с кинетическим песком: делать всевозможные отпечатки, раскатывать его, вырезать различные фигуры. Именно в этом возрасте идет интенсивное развитие речи детей.