Подвижные игры на прогулке летом в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подвижные игры


Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижные игры способствуют формированию жизненно важных качеств личности таких как: инициатива, целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, быстроту реакции, координации движений, ловкости. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Очень важно физически тренировать детей с раннего возраста.

Стремительное проникновение в нашу жизнь гаджетов и средств массовой информации влияет и на развитие детей. Наблюдается снижение мотивации к подвижным играм у старших дошкольников (5-7 лет). Конечно, в детских садах и центрах систематически проводятся занятия по физической культуре и спортивные праздники. Но в выходные дни и во время каникул дети реже испытывают желание играть в классики, резиночку, казаки-разбойники. Игры в мобильных устройствах затягивают, предлагают онлайн-общение с другими ребятами.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется обучению детей подвижным играм. Эта игровая форма сочетает развлекательный элемент с чёткими правилами, направленными на развитие физических качеств. Цели проведения подвижных игр - повышение двигательной активности и обогащение игрового опыта дошкольников. Как показывают последние исследования, современные дети недостаточно двигаются в течение дня. Они мало гуляют на свежем воздухе из-за снижения интереса к подвижным играм со сверстниками. Педагог должен научить детей играм, доступным им для самостоятельной организации, а также мотивировать к активным развлечениям.

Причиной снижения интереса к подвижным играм зачастую является скудный игровой опыт. Дети знают несколько простых игр. В скором времени им надоедает играть в одно и то же. Самостоятельно придумать правила для такой игры детям сложно.

Когда мы с детьми приехали в прошлом году на дачу, первую неделю они пропадали с друзьями где-то за участком. Появлялись дома только перекусить или взять новый атрибут: мяч, скакалки, ленточки, обруч. А потом кто-то из старших ребят вынес на улицу планшет, и вся компания села на лавочку. На вопрос: «Почему вы не играете в мячи теперь?», они отвечали: «Столько раз сыграли в вышибалы, надоело». Тогда мы стали дружно разучивать новые виды игр с мячом.

Виды подвижных игр

Существует несколько классификаций подвижных игр.

По степени двигательной активности выделяются:

  • Малоподвижные игры - игры с незначительной интенсивностью движений. Проводятся для снятия перенапряжения после интеллектуальных занятий и в качестве снижения физической нагрузки. Эти игры обычно проводят на одном месте, движения спокойные и плавные: наклоны и повороты головы, махи руками, движения кистью и пальчиками. Развивающая задача малоподвижных игр - развитие внимания.
  • Игры средней подвижности - игры с большей степенью физической нагрузки, но движения спокойные. Такие игры проводятся в подгруппах или всем коллективом. Развивающие задачи: развитие умения действовать по команде, совершенствование координации движений, глазомера, меткости. Основные движения: ходьба, наклоны туловищем, передача предметов, прыжки на месте.
    Классический пример игры средней подвижности - «Ручеёк». Дети образуют колонну, взявшись за руки и подняв их вверх. Ведущий-ручеёк проходит или пробегает под воротцами и выбирает себе пару. Тот, чью пару разбили, становится ручейком.
  • Игры высокой подвижности - игры для всей группы, с интенсивными движениями. В таких играх часто содержится соревновательный элемент. Дети разбиваются на подгруппы, состязаются в быстроте, выдержке, ловкости. К играм высокой подвижности относятся всевозможные догонялки и игры типа «Кто быстрее?» Ведущие движения: подскоки, быстрый бег, ползание и лазание.

По содержанию подвижные игры делятся на три большие группы:

Бессюжетные - игры, в которых не предусматриваются роли, а правила не зависят от какой-либо истории (сказочной или повседневной). То есть в игре нет сценария, а увлекает она детей соревновательностью.

Примеры бессюжетных игр:

  • «Найди цвет» - игра на внимательность и скорость реакции: у каждого ребёнка в руках флажок определённого цвета, они ходят по комнате (площадке) и по сигналу должны положить флажок на предмет соответствующего цвета, последний выбывает.
  • «Попробуй пройди» - игра на ловкость: дети по очереди проходят под натянутым шнурком (планкой) так, чтобы не задеть, с каждым проходом препятствие опускается.
  • «Займи стул» - игра на скорость реакции: дети бегают вокруг стульев (их количество на 1 меньше числа участников), по сигналу садятся, кому не хватило места, тот выбывает.
  • «Водоносы» - игра на скорость и ловкость: дети делятся на две команды, чтобы определить, кто быстрее и аккуратнее перенесёт вёдрами воду из одной бочки в другую.

Сюжетные игры - подвижные игры, проводящиеся по сценарию. В игре имитируется бытовая сценка или сказочная ситуация. Участники исполняют роли, поэтому в сюжетной игре развивается выразительность движений.

Примеры сюжетных игр:

  • «Катушка»: воспитатель предлагает детям стать ниточкой, взявшись за руки, и намотаться на воображаемую катушку.
  • «Медведь и пчёлы»: дети изображают пчёл, ведущий - медведя, по сигналу пчёлы разлетаются, медведь пытается их поймать.
  • «Кошкин дом» - игра по мотивам стихотворения-сказки: дети при помощи игровых атрибутов тушат воображаемый пожар.

Народные подвижные игры отражают представления предков об окружающем мире и содержат фольклорные мотивы. Издавна игра являлась средством разностороннего развития ребёнка. В играх восполнялась потребность детей в движении и развлечениях. Народные игры делятся на три группы:

  • драматические: игровая имитация бытовых и сказочных сценок, разыгрывание диалогов в движении («Гуси-лебеди», «У медведя во бору»);

В подвижных играх осуществляется приобщение детей к народным традициям. Народные игры - одна из форм реализации регионально-национального компонента в образовании. Дети знакомятся с фольклорными героями, выполняют движения под национальную музыку, разучивают стишки и песни на родном языке.

Подвижная игра проводится в различных режимных моментах. Игры малой и средней подвижности возможны между занятиями. Собственно, игра часто является частью занятий: музыкальных, познавательных, спортивных. Воспитатель учитывает степень нагрузки и влияние на эмоциональное состояние детей: игра не должна утомить детей или перевозбудить.

На прогулках подвижные игры организуются ежедневно. Если выходу на улицу предшествовало занятие энергозатратное (по физической культуре, ритмике), игру рекомендуется проводить в середине или конце занятия. Традиционно подвижные игры на прогулке классифицируются по природному календарю.

  • весенние игры: с песнями, лентами, флажками, игрушечными фруктами («Битва за флажки», «Заря-заряница», «Шустрые зайцы»);
  • летние игры: с резиночкой, прыгалками, мелками («Рыбаки и рыбки», «Кузнечики», «Олимпиада, мамина помада»);
  • осенние игры: природные материалы или игрушки-имитации («Листопад», «Жёлудь в руках», «Белки, шишки и орехи»);
  • зимние игры: с санками, лыжами, снежками («Взятие снежного городка», «Салки со снежками», «Слалом»).

Подвижные игры - составляющая досуговых мероприятий в детском саду. Старшие дошкольники проводят мастер-классы по обучению играм младших товарищей. Воспитателем организуются досуги совместно с родителями по дворовым и командным играм. Праздничные гуляния на Масленицу, Рождество, Пасху не обходятся без народных игр и плясок.

Проведение подвижных игр в детском саду.

Подготовительная работа начинается педагогом с выбора подвижной игры в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Определяется режимный момент или занятие, когда целесообразно провести игру. Педагог должен знать правила и игровой текст (если есть), проверить на себе движения, подобрать музыкальное сопровождение (по желанию).

Если игра будет проводиться в групповом помещении или спортивном зале, педагог должен позаботиться о предварительном проветривании и влажной уборке комнаты.

Для игры подготавливаются атрибуты или элементы костюмов. Необходимые предметы хранятся в игровом или спортивном уголке и доступны детям. Воспитатель привлекает ребят к подготовке: просит принести определённый предмет, нужное количество атрибутов, игрушки заданных цветов.

Длительность подвижных игр

Продолжительность подвижной игры отсчитывается с этапа объяснения содержания и правил собравшимся ребятам:

  • для младших групп- 5-6 минут;
  • для средней группы - 6-8 минут;
  • для старших дошкольников - 8-10 минут.

Длительность игр, самостоятельно организованных детьми в свободное время, бывает большей. Если ребята хорошо себя чувствуют и не угасает интерес, игра будет продолжаться.

Картотека интегрированных занятий с подвижными играми

  • «Путешествие в волшебном лесу» в старшей группе: развитие речевой деятельности через музыкальную деятельность и подвижные игры.
  • «Народный быт на Руси» для всех возрастов (материал подбирается): знакомство с народной музыкой, бытом, ремёслами и с хороводными играми.
  • «Виды транспорта» в младших группах: непосредственно образовательная деятельность и подвижная игра «Паровозик».
  • «Воробушки и кот» в младшей группе: рисование воробушков и подвижная игра.
  • «Воробушки и кот» в средней группе: лепка воробушков, составление коллективной творческой работы и подвижная игра.
  • «Разнообразие растений» в подготовительной группе: опытно-экспериментальная деятельность («Факторы роста растений: вода, свет, тепло») и подвижная игра «Дневные и ночные растения».