План-конспект мастер-класса
Цель мастер-класса.
- Образовательная: создание условий для овладения обучающимися практическими навыками правополушарного рисования.
- Воспитательная: формирование личностных универсальных учебных действий через содержание учебного материала.
- Развивающая: развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи творческой работы:
- воспитание у обучающихся эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- овладение практическими навыками правополушарного рисования;
- развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности обучающихся;
- развитие способности к обобщению полученных результатов на теоретическом и практическом уровне;
- развитие рефлексивной культуры, чувства контроля.
Целевая аудитория. Возраст: 9 -11 лет. Класс: 3 - 4 класс.
Описание планируемых результатов
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- основные средства композиции;
- начальные сведения о светотени, о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «тёплых» цветов,
- особенности работы гуашевыми красками, назначение палитры.
Обучающиеся должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- передавать пространственные отношения;
- применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура; менять направление штриха, линии, мазка согласно форме.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- умение строить сообщения в устной форме;
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; умение обобщать, делать выводы.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
- умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные:
- умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- умение вести диалог, умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение задавать вопросы;
- умение слушать и понимать высказывания собеседников.
Личностные результаты:
- понимание роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, фантазии и наблюдательности;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде обучающихся под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Сценарий (описание хода мастер-класса)
№ |
Этап |
Деятельность учителя / тренера ППР |
Деятельность обучающихся |
1 |
Организационный |
||
Музыка обязательно идёт лёгким фоном |
Включает музыку до прихода детей. |
Дети оживляются. |
|
Приветствие |
Здравствуйте. Меня зовут Наталья Анатольевна. Я рада вас видеть.
|
Дети здороваются, дают ответы о своём настроении, о том, что хотят нарисовать. |
|
Знакомство с группой |
Приём «Растопить лёд» |
|
|
Представление учителя/тренера ППР |
Я люблю рисовать. Рисую разными материалами. Рисую в технике правополушарного рисования. Это очень увлекательно. Прошла обучение по данному направлению. Нарисовала много красивых картин. |
Дети оживлены, с интересом слушают учителя.
|
|
|
Постоянно совершенствую свои навыки. С удовольствием буду учить рисовать вас. В каждом человеке живёт художник. Давайте начнём рисовать, творить, удивляться и удивлять!
|
Дети волнуются, переживают, справятся ли с выполнением задания.
|
|
Проверка готовности к занятию
Приём запечатления (называю материалы и инструменты, сразу показываю, кладу на стол; дети проверяют свою готовность). |
Материалы и инструменты для учителя/ тренера ППР: Гуашь 12 цветов (фирмы "Луч", «Гамма»). Гуашь белила титановые "Луч" 0,5л. Кисти: круглые синтетические №1-2, щетина широкая плоская №14-16, щетина №8. Акварельная бумага формата А3 (180г/м2-200 г/м2,"Рыбачка". Картонный планшет формата А3 или обычный картон А3. Багет формата А3 (рамка). Салфетки бумажные. Карандаш, резинка. Стаканчик для воды (1 шт.) Палитра. |
Материалы и инструменты для участника мастер-класса: Гуашь 12 цветов (фирмы "Луч", «Гамма»). Кисти: круглые синтетические №1-2, щетина широкая плоская №14-16, щетина №8. Акварельная бумага формата А4, А5. Салфетки бумажные. Карандаш и резинка. Стаканчик для воды (1 шт.) Фартук одноразовый. Клеёнка на стол. Палитра. |
|
2 |
Актуализация знаний |
||
Что такое ППР - правополушарное рисование? Роджер Сперри, лауреат Нобелевской премии считал |
Полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое полушарие отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие - образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.
|
Дети: правополушарное рисование - это рисование, при котором мы более задействуем правое полушарие мозга. Оно отвечает за интуицию, образное мышление, творчество, фантазию, абстракцию.
|
|
Основоположник метода ППР
|
Теория доктора Сперри легла в основу метода ППР, который в конце 1970-х годов разработала Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого - «П-режимом». При интуитивном (правополушарном) рисовании снимаются внутренние зажимы, напряжение, снижается уровень стресса, а главное - выключается «внутренний критик», пропадает страх перед чистым листом. Рисование превращается в терапию. |
Дети: ППР - рисование хорошо тем, что помогает человеку расслабиться и успокоиться, почувствовать гармонию с собой и окружающим миром.
|
|
Правополушарное рисование имеет свои основные техники и приёмы |
- пошаговое поэтапное рисование;
|
Дети оживлены и удивляются тому, что услышали (как можно рисовать, если ты перевернул лист?) |
|
Цели и задачи правополушарного рисования |
Самое главное в правополушарном рисовании - отключить логику и оценку, довериться своей интуиции, проявить свою индивидуальность. |
Дети оживлены и готовы работать. |
|
Правополушарное рисование имеет свои основные техники и приёмы |
- пошаговое поэтапное рисование;
|
Дети оживлены и удивляются тому, что услышали (как можно рисовать, если ты перевернул лист?) |
|
Цели и задачи правополушарного рисования |
Самое главное в правополушарном рисовании - отключить логику и оценку, довериться своей интуиции, проявить свою индивидуальность. |
Дети оживлены и готовы работать. |
|
Основоположник метода ППР
|
Теория доктора Сперри легла в основу метода ППР, который в конце 1970-х годов разработала Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого - «П-режимом». При интуитивном (правополушарном) рисовании снимаются внутренние зажимы, напряжение, снижается уровень стресса, а главное - выключается «внутренний критик», пропадает страх перед чистым листом. Рисование превращается в терапию. |
Дети: ППР - рисование хорошо тем, что помогает человеку расслабиться и успокоиться, почувствовать гармонию с собой и окружающим миром.
|
|
Правополушарное рисование имеет свои основные техники и приёмы |
- пошаговое поэтапное рисование;
|
Дети оживлены и удивляются тому, что услышали (как можно рисовать, если ты перевернул лист?) |
|
3
|
Открытие нового знания | ||
Размазывание фонов
Приём запечатления
|
Приёмы размазывания учитель делает на формате А4-А3, у детей формат А-5. Грунтовка листа белой краской. Берём краски трёх цветов, ставим точки. Большой кистью щетина проводим горизонтальные линии один раз по одному месту, заходим за край листа. Размазывание фона руками (происходит раскрепощение ребёнка). |
|
|
Приём «Золотые слова» |
вы это уже знаете, вы это уже умеете |
Да, мы это уже знаем и умеем. |
|
Если испортили фон |
учитель показывает, как исправить |
дети не боятся работать |
|
4
|
Первичное закрепление | ||
Рисование картины «Морской пейзаж» | |||
Рисование неба |
Грунтуем лист формата А4 белой гуашью большой кистью (щетина №14-16) в любом направлении. Это вы уже знаете. Берём среднюю кисть (щетина №8-12) и гуашью синего (голубого) цвета проводим прямую горизонтальную линию чуть выше середины листа. Ставим произвольно точки средней кисточкой (щетина №8-12) гуашью синего (голубого) цвета в верхней части листа. Если есть другой синий цвет, можно взять его. Фон будет только красивее. Берём большую кисть (щетина №14-16) для размазывания фона, окунаем в банку с белой краской и размазываем справа налево один раз по одному месту. Делаем это быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Это вы уже знаете и умеете. |
Грунтовка листа формата А5
|
|
Рисование моря |
Берём среднюю кисть (щетина №8-12) и гуашью более синего цвета ставим более тёмные точки в нижней части листа. Можно поставить немного точек гуашью фиолетового цвета.
Промываем и вытираем кисточку.
Промываем и вытираем среднюю кисточку. Берём большую кисть (щетина №14-16) для размазывания фона, окунаем в банку с белой краской и размазываем справа налево один раз по одному месту. Делаем это быстро, чтобы краска не успела высохнуть.
Промываем и вытираем большую кисточку.
|
|
|
Рисование земли (суши)
Приём «Выбор без выбора»
|
Берём среднюю кисть (щетина №8-12) и гуашью более коричневого цвета проводим волнистую линию слева направо наискосок. Закрашиваем краской коричневого цвета. Этой же краской коричневого цвета можно вдали нарисовать небольшие горы или камни, выходящие из воды. По форме это прямая линия и треугольники. Закрашиваем коричневым цветом.
Берём среднюю кисть и краску охра. Если охры нет, то на палитре смешиваем немного чёрной и побольше жёлтой гуаши. Пристукиваем кисточкой по вершине горы и размазываем пальцем для большей выразительности.
Также поступаем и с землёй на берегу. Поставим несколько точек цвета охра и краску растираем пальчиком, один цвет при этом смешивается с другим, получается мягкий лёгкий цвет. |
|
|
Рисование дерева. Новая техника - переворачивание листа.
Приём «Переворачивание листа»
Техника «Имитация движений в воздухе»
|
Берём чистую промытую среднюю кисть (щетина №8-12). Лишнюю влагу убираем салфеткой. Перед тем, как вы начнёте рисовать дерево, я покажу, как правильно нужно это выполнять. Берём кисть в руки и движениями вперед-назад прокатываем кисточку в руках. Дерево рисуем сверху вниз, одновременно крутим-прокатываем кисточку пальцами.
Повторим рисование в воздухе. Теперь переносим эту технику на лист.
Переворачиваем лист. Выполняем заземление. Для этого пальчиком берём коричневую или черную гуашь, под деревом ставим точку и размазываем её. Таким образом «привязываем» дерево к земле.
Будем рисовать листву. Но каждый лист прорисовывать не будем. Берём среднюю кисть (щетина №8-12). Окунаем её в гуашь зелёного цвета и пристукивающими движениями украшаем дерево листвой. Делаем это аккуратно, чтобы было видно воздушное пространство. Зелень не должна быть видна одним большим пятном. Должно быть видно небо. |
|
|
Рисование травы |
Нужна тонкая кисть (синтетика №1).
Рисую травинки снизу вверх.
Прорисовываем свет и тень на дереве. Берём красу охра на кончик тонкой кисти и проводим по стволу и веткам тонкие прерывистые линии.
|
|
|
Рисование облаков |
Беру чистый пальчик, окунаю в белую гуашь и пристукивающими движениями рисую разного размера облака. Внизу облако более ровное, растираю немного нижний край, «заземляю» облако. Облака можно рисовать и до рисования дерева. Этот момент на ваше усмотрение. |
|
|
Рисование волн |
Пока на пальце белая краска, пристукивающими движениями внизу около гор или под камнем рисуем волну, размазываем краску, втираем её. |
|
|
Рисование птиц
|
Нужна тонкая кисть (синтетика №1). Окунаем в краску белого цвета, если рисуем чайку или чёрного цвета, если рисуем альбатроса.
|
|
|
Рисование цветов |
Нужна тонкая кисть (синтетика №1). Окунаем в гуашь красного цвета, ставим точки, которые символизируют, например, маки.
|
|
|
Автограф |
Как вы уже знаете, художник всегда ставит свою подпись на картине.
|
||
Физкультурные паузы |
Делаем 2 раза через 30 мин |
||
5
|
Рефлексия учебной деятельности | ||
Учитель/тренер ППР предлагает самим ученикам обобщить изученное на занятии: |
- что узнали?
|
Создавать фон для рисования неба и воды.
|
|
предлагает провести самоконтроль, на сколько успешной или нет для конкретного ученика оказалась деятельность: |
- что обрадовало?
|
Я улучшил свой рисунок.
|
|
предлагает оценить результат деятельности по продукту, ради которого эта деятельность совершалась: |
- что особенно удалось?
|
Мне стоит поработать над рисованием камней, гор (т.е. объектов в воде). |
|
Учитель обязательно хвалит работу каждого ученика, поощряет креативность. Советует подумать, что и как можно исправить в работе. |
Это ты сам нарисовал?!
Получили вы то, зачем пришли на занятие?
|
|
|
Похвала ФЭХ
|
Хвалим обязательно, используем разные слова (отлично, сказочно, блистательно, шикарно, бесподобно)
|
Потрясающее цветовое решение фона. Какие яркие, сочные цвета.
|
|
Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоит из 5 строк и 11 слов.
|
Схема написания синквейна
|
Пример синквейна
ППР - рисование.
Пример синквейна
ППР - рисование.
|
|
В конце занятия всегда нужно спросить: |
Что ещё вы бы хотели нарисовать? |
Дети дают ответы. |
|
«Я сегодня Золушка» |
Наводим порядок на рабочем месте: моем кисти, палитру. Большое спасибо за отличную творческую деятельность. |
Большое спасибо за отличное творческое занятие. У нас получились такие красивые картины! |
|
6 |
Информация о домашнем задании |
||
Задание выполняется по желанию обучающихся. |
Создать самостоятельно 3-5 фонов.
|
Я создам фон, нарисую небо и поле с цветами.
|