Цифровая образовательная среда (ЦОС) - совокупность программных и технических средств, образовательного контента, необходимых для реализации образовательных программ в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающая доступ к образовательным услугам и сервисам в электронном виде.
ЦОС - это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.
Новые цифровые технологии позволяют решать ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий.
Среди этих задач:
- интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс;
- устойчивое достижение образовательных результатов группой «отстающих» школьников (школьников с особенностями восприятия и поведения);
- соразмерная и своевременная поддержка школьников с высокими способностями;
- устранение перегрузки учителей рутинными задачами, высвобождение их времени для творческой и воспитательной работы;
- преодоление ограниченности доступных в школьном обучении образовательных ресурсов;
- освоение современных цифровых технологий, прежде всего - в их применении, возможность выбора из широкого набора технологий, а также производственных и иных квалификаций реальной экономики;
- перестройка методик общеобразовательной школы, в частности внедрение игровых, проектных, соревновательных и коллективных методик на основе использования цифровых инструментов.
Использование цифровой образовательной среды сделает образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным.
Цели ЦОС:
Для ученика:
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителя:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для учителя:
- снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
- снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика
Использование цифровых образовательных ресурсов - неотъемлемая и очень важная составляющая данного обучения. Они обладают рядом особенностей, проистекающих из общих свойств электронных носителей информации, которые отличают их от полиграфических изданий и дают им ряд существенных преимуществ.
Цифровые ресурсы обладают радом преимуществ и приобретают совершенно новые дидактические свойства:
- разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность;
- избыточность, разноуровневость и, как следствие, вариативность;
- интерактивность;
- гибкость и адаптивность.
Одновременно в цифровых образовательных ресурсах могут быть сохранены такие традиционные свойства как научность, наглядность, структурированность и системное изложение учебного материала.
При обучении возможно использование разнообразных типов цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов:
- системы управления обучением (LMS, Learning Management System, например, Moodle, Edmodo и др.);
- цифровые коллекции учебных объектов (например, Единая Коллекция Образовательных Ресурсов);
- учебные онлайн-курсы (например, онлайн-курсы «Мобильной Электронной Школы, Школа цифрового века);
- инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов (например, конструктор тестов 1С);
- инструменты для коммуникации и обратной связи (Mirapolis, Vebinar.ru, Скайп, Google-чат и др.);
- инструменты для сотрудничества (например, Google Docs, Word Online и др.);
- инструменты для создания сообществ (социальные сети);
- инструменты планирования учебной деятельности (электронные журналы, органайзеры).
Могут быть использованы как готовые цифровые ресурсы, так и созданные самими учителями. При этом предпочтение лучше отдавать комплексным электронным ресурсам, совмещающим в себе учебный контент, отвечающий требованиям избыточности, и инструментарий для организации учебной деятельности.
Давайте рассмотрим, какие цифровые технологии используют учителя кафедры иностранных языков нашей школы.
Электронный школьный журнал - лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом - как для школ, так и для родителей и учеников.
Зачем нужен Электронный журнал для школы
- Доступность журнала в любое время в любом месте, где есть интернет
- Удобный автоматизированный контроль за успеваемостью
- Контроль над количеством и полнотой выставляемых оценок
- Представление расчетных показателей (средней оценки, % успевающих, СОУ и т.д.)
- Составление любых отчетов полностью автоматизировано (в т.ч. посещаемость и причины пропусков)
- Инструменты для прямой связи между учителями и родителями школьников
- Домашнее задание и замечания попадают напрямую в электронный дневник ученика
- Возможность снабжать д/з дополнительными электронными материалами (файлами)
- Централизованный способ оповещения - о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д.
- Возможность проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно (через интернет)
Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.
Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Google-сервисы помогают организовать работу всех учителей кафедры онлайн. Сервис дает доступ к любой информации с любого устройства, возможность совместной работы над документами и отчетами для предоставления необходимой информации в определенный срок. Наиболее востребованы для решения основных образовательных задач - это «Google Диск», «Google Документы» и «Google Таблицы». Для работы учителя кафедры используют также другие сервисы и ЭОР: электронную почту, РЭШ, Учи.ру, compedu.ru, videouroki.net. Активно принимают участие в проектах Гете-Института.
ВЫВОД. Цифровое обучение требует от педагога гораздо больших затрат сил и времени. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.