Использование цифровой образовательной среды в урочное и внеурочное время учителями кафедры иностранных языков (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки


Цифровая образовательная среда (ЦОС) - совокупность программных и технических средств, образовательного контента, необходимых для реализации образовательных программ в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающая доступ к образовательным услугам и сервисам в электронном виде.

ЦОС - это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.

Новые цифровые технологии позволяют решать ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий.

Среди этих задач:

  • интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс;
  • устойчивое достижение образовательных результатов группой «отстающих» школьников (школьников с особенностями восприятия и поведения);
  • соразмерная и своевременная поддержка школьников с высокими способностями;
  • устранение перегрузки учителей рутинными задачами, высвобождение их времени для творческой и воспитательной работы;
  • преодоление ограниченности доступных в школьном обучении образовательных ресурсов;
  • освоение современных цифровых технологий, прежде всего - в их применении, возможность выбора из широкого набора технологий, а также производственных и иных квалификаций реальной экономики;
  • перестройка методик общеобразовательной школы, в частности внедрение игровых, проектных, соревновательных и коллективных методик на основе использования цифровых инструментов.

Использование цифровой образовательной среды сделает образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным.

Цели ЦОС:

Для ученика:

  • расширение возможностей построения образовательной траектории;
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам;
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителя:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка;
  • снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
  • повышение прозрачности образовательного процесса;
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя:

  • снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
  • снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
  • формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
  • облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика

Использование цифровых образовательных ресурсов - неотъемлемая и очень важная составляющая данного обучения. Они обладают рядом особенностей, проистекающих из общих свойств электронных носителей информации, которые отличают их от полиграфических изданий и дают им ряд существенных преимуществ.

Цифровые ресурсы обладают радом преимуществ и приобретают совершенно новые дидактические свойства:

  • разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность;
  • избыточность, разноуровневость и, как следствие, вариативность;
  • интерактивность;
  • гибкость и адаптивность.

Одновременно в цифровых образовательных ресурсах могут быть сохранены такие традиционные свойства как научность, наглядность, структурированность и системное изложение учебного материала.

При обучении возможно использование разнообразных типов цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов:

  • системы управления обучением (LMS, Learning Management System, например, Moodle, Edmodo и др.);
  • цифровые коллекции учебных объектов (например, Единая Коллекция Образовательных Ресурсов);
  • учебные онлайн-курсы (например, онлайн-курсы «Мобильной Электронной Школы, Школа цифрового века);
  • инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов (например, конструктор тестов 1С);
  • инструменты для коммуникации и обратной связи (Mirapolis, Vebinar.ru, Скайп, Google-чат и др.);
  • инструменты для сотрудничества (например, Google Docs, Word Online и др.);
  • инструменты для создания сообществ (социальные сети);
  • инструменты планирования учебной деятельности (электронные журналы, органайзеры).

Могут быть использованы как готовые цифровые ресурсы, так и созданные самими учителями. При этом предпочтение лучше отдавать комплексным электронным ресурсам, совмещающим в себе учебный контент, отвечающий требованиям избыточности, и инструментарий для организации учебной деятельности.

Давайте рассмотрим, какие цифровые технологии используют учителя кафедры иностранных языков нашей школы.

Электронный школьный журнал - лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом - как для школ, так и для родителей и учеников.

Зачем нужен Электронный журнал для школы

  • Доступность журнала в любое время в любом месте, где есть интернет
  • Удобный автоматизированный контроль за успеваемостью
  • Контроль над количеством и полнотой выставляемых оценок
  • Представление расчетных показателей (средней оценки, % успевающих, СОУ и т.д.)
  • Составление любых отчетов полностью автоматизировано (в т.ч. посещаемость и причины пропусков)
  • Инструменты для прямой связи между учителями и родителями школьников
  • Домашнее задание и замечания попадают напрямую в электронный дневник ученика
  • Возможность снабжать д/з дополнительными электронными материалами (файлами)
  • Централизованный способ оповещения - о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д.
  • Возможность проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно (через интернет)

Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.

Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.

Google-сервисы помогают организовать работу всех учителей кафедры онлайн. Сервис дает доступ к любой информации с любого устройства, возможность совместной работы над документами и отчетами для предоставления необходимой информации в определенный срок. Наиболее востребованы для решения основных образовательных задач - это «Google Диск», «Google Документы» и «Google Таблицы». Для работы учителя кафедры используют также другие сервисы и ЭОР: электронную почту, РЭШ, Учи.ру, compedu.ru, videouroki.net. Активно принимают участие в проектах Гете-Института.

ВЫВОД. Цифровое обучение требует от педагога гораздо больших затрат сил и времени. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.