Конспект урока по физической культуре в 5-м классе с применением технологии коллективного способа обучения. Тема урока «Приём и передача мяча двумя руками сверху над собой и вперёд»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 5


Тема урока: «Приём и передача мяча двумя руками сверху над собой и вперёд».

Урок открытия нового знания

Технология коллективного способа обучения

Виды работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и тройках, группах.

Цели урока:

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной и коммуникативной.
  • Содержательная: сформировать систему новых навыков приема и передачи мяча двумя руками сверху.

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявлять положительные качества личности: дружелюбие, трудолюбие, дисциплинированность, упорство в достижении поставленной цели.
  • Предметные: в результате изучения нового материала учащиеся должны выполнять технику приема и передачи мяча двумя руками сверху над собой и вперед, применять данный элемент в игровой деятельности.
  • Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение применять правила работы в парах, тройках, игровой деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Построение. Выполнение команд. «Равняйсь! Смирно!»

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку. Обращает внимание на внешний вид учащихся, умение находить свое место в шеренге.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть на своем уроке таких подтянутых, спортивных, красивых учеников!

- Перед тем как начать урок разгадайте загадку «Здесь команда побеждает, если мячик не роняет. Он летит с подачи метко не в ворота - через сетку. И площадка, а не поле у спортсменов в… (волейболе).

- Правильно, ребята.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать волейбол и девизом нашего урока станет фраза из мультфильма «38 попугаев»: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».

- А пока мы должны вспомнить, что же мы прошли на прошлом занятии. Для этого необходимо ответить на несколько вопросов.

II. Актуализация знаний

- Что мы прошли на прошлом занятии?

(На прошлом занятии мы изучили основную стойку волейболиста)

- Что вы можете рассказать об основной стойке волейболиста?

(Основная стойка - обе ноги расположены на одном уровне, стопы параллельны на расстоянии 20-30 см друг от друга. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, согнутые в коленях. Туловище несколько наклонено вперед, согнутые в локтях руки вынесены перед туловищем)

- Какие виды стоек в волейболе вы знаете?

(Высокая, средняя и низкая.)

- Вы хотели бы узнать об этой игре больше, чем знаете? (Да)

- Сегодня на уроке мы с вами разучим новый прием в волейболе, но о нем позже, а пока - вспомним что такое пульс и для чего человеку нужно измерять свой пульс?

Учитель напоминает какими способами измеряется ЧСС.

Дает команду измерить ЧСС.

Проанализировать результаты измерения учащимися ЧСС.

Команда: «Напра-во! За направляющим - шагом марш!»

Разновидности ходьбы:

  • На носках, сгибая и разгибая пальцы рук;
  • На пятках, руки за спину;
  • Перекатами с пятки на носок, руки на пояс;
  • Спортивной ходьбой.

Команда: «Бегом-марш!»

Разновидности бега:

  • с захлестом голени;
  • с высоким подниманием бедра;
  • в стойке волейболиста правым боком, приставными шагами;
  • в стойке волейболиста левым боком, приставными шагами;
  • обычный бег.

Команда: «Шагом - марш!» ходьба, восстановление дыхания, перестроение для проведения разминки.

ОРУ в парах:

а) И.п - о.с
1 - наклон головы вперед
2 - то же назад
3 - то же вправо
4 - тоже влево

б) И.п.- стойка ноги врозь, взявшись за руки;
1-2 - стойка на носках, дугами наружу руки вверх;
3-4 - и.п.

в) И.п. - правые руки вперед, левые согнуты, хват пальцами;
1-2 - поочередное сгибание и разгибание рук с сопротивлением;
3-4 - то же

г) И.п.- спиной друг к другу, хват под локти;
1-2 - первые - наклон, вторые - наклон назад на спину партнера;
3-4 - и.п.; 5-8- смена наклонов

д) И.п.- стоя спиной друг к другу, хват под локти;
1- присед;
2 - и.п.;
3-4 - то же

е) И.п. - руки на плечи партнера;
1-3 - три пружинящих наклона прогнувшись;
4- и.п.

ё) И.п. - сед на пятках спиной друг к другу, взявшись за руки;
1-2 - стойка на коленях, дугами наружу руки вверх;
3-4 и.п.

ж) И.п.- присед, руки на плечи партнера;
1- стойка, мах правой;
2- и.п.;
3- стойка, мах левой;
4- и.п.

з) И.п.- взять правую ногу партнера, левая рука на плечо;
1-3 - три прыжка на левой;
4 - смена положений руки ног;
5-7 - прыжки на правой;
8 - и.п.

Даю команду измерить ЧСС.

Проанализировать результаты измерения учащимися ЧСС.

III. Выявление места и причины затруднений

- Ребята, а сможем ли мы играть в волейбол зная только стойку волейболиста? (Нет)

- Чего нам еще не хватает для полноценной игры? (мяча)

- А что мы делаем с мячом в волейболе? (осуществляем прием и передачу)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Значит какая тема нашего урока? (Приём и передача мяча двумя руками сверху над собой и вперёд)

- Вы правильно ответили на все вопросы мы сегодня с вами закрепим перемещения в стойке волейболиста, а также будем учиться передаче мяча 2-мя руками сверху.

- Тогда мы можем сформулировать цель нашего урока. (сформировать систему новых навыков приема и передачи мяча двумя руками сверху).

- Я думаю, вы отлично справитесь с заданиями, будете внимательными, смелыми, терпеливыми, помогать друг другу.

Учитель раздает мячи.

Рассказывает и показывает учащимся правильное выполнение техники приема и передачи мяча двумя руками сверху:

- При верхней передаче мяча игроку необходимо занять положение готовности под мячом, с расставленными ногами на удобное расстояние, обычно на ширине плеч, одна нога на шаг впереди. Приподнимая голову, колени и локти у него должны быть согнуты. Кисти рук подняты выше головы приблизительно на 15 см. и удалены от лба. Руки должны быть направлены наружу так, чтобы большие и указательные пальцы сформировали треугольник.

- Как только мяч вступает в контакт с кистями рук, то форма кистей принимает форму мяча вокруг него таким способом, что только большие пальцы и два верхних пальца совместно вступают в контакт с мячом. Ладонь руки никогда не должна касаться мяча.

V. Реализация построенного проекта

Упражнение для закрепления стойки при приеме мяча:

  1. И.п. - стойка игрока, руки вверху на уровне лба, слегка согнуты в локтевых суставах, кисти образуют «ковшик». 1,3 - имитация передачи мяча сверху (одновременное разгибание рук и ног). 2,4 - И.п.
  2. Ученик принимает стойку волейболиста и располагает руки над головой - в точке удара по мячу. Партнер вкладывает волейбольный мяч в «воронку» из ладоней с расставленными пальцами (повторить это несколько раз).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

− Сначала проговорите в парах технику выполнения приёма и передачи мяча двумя руками сверху.

Проговаривание учащимися друг другу правильность действий.

− Следите за ногами, ни в коем случае не стойте на прямых ногах. Руки в локтях согнуты.

Выполнение учащимися упражнений, исправление ошибок.

Упражнения в парах:

  1. Первый игрок набрасывает мяч партнеру, с различной траекторией и на различное от него расстояние; партнер принимает мяч и направляет его первому игроку.
  2. Ученик держит мяч в руках перед лицом (кисти в «ковшик»). Сгибая ноги и, выпрямляя их, бросает мяч партнеру.
  3. Ученик подбрасывает мяч и выполняет передачу мяча 2-мя руками сверху партнеру. Партнер ловит и делает тоже задание.
  4. Ученик бросает мяч партнеру по средней траектории в направлении его головы. Партнер из стойки игрока (кисти рук на уровне лба), разгибая ноги, туловище и руки, выполняет передачу 2-мя руками сверху, возвращая мяч.
  5. Передача мяча в парах. Задача: за определенный период времени сделать как можно больше передач.

− У всех получается? (Намного лучше стало получаться.)

− Молодцы!

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Делятся на тройки, выполняют упражнение: передача мяча в тройках. Задача: за определенный период времени сделать как можно больше передач.

Затем в качестве образца просматривают выполнение передачи консультантами, назначенными учителем, самостоятельная оценка выполненного элемента, согласование оценки с консультантом. В случае разногласия - обратиться к учителю.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Подвижные игры для закрепления верхней передачи мяча:

«Мяч капитану»

По кругу, несколько групп по 4-5 человек, водящий (капитан) в центре. Капитан выполняет верхнюю передачу мяча после собственного наброса любому игроку, который возвращает его таким же способом. За неточную передачу, игрок меняется местами с водящим. Кто хорошо владеет техникой передачи, разрешается выполнять передачу без ловли мяча.

Обратить внимание на точность передач и ловли мяча.

Активизирует и направляет работу учащихся. Контролирует выполнение учащимися упражнений.

«Залетный мяч»

Две команды на противоположных сторонах волейбольной площадки, по 3 мяча у каждой. По сигналу игроки стараются передать мяч через сетку на другую половину. По внезапному свистку, команда с меньшим количеством мячей выигрывает. Под сеткой передача не считается. Способ передачи- только верхняя двумя руками.

IX. Рефлексия

Учитель дает команду построиться «В одну шеренгу становись».

Отметить наиболее распространенные ошибки.

  • какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?
  • что нового узнали на уроке?
  • что получалось на уроке лучше всего?
  • над чем необходимо поработать на следующем занятии?

- А теперь оцените свою работу на уроке.

Для оценки урока учитель предлагает учащимся АМО «Результат». На столе стоит 4 коробки. В коробках лежат смайлики. Каждый ученик подбегает к корзине и выбирает предмет, которым он оценивает урок. В первой коробке улыбчивый смайлик с надписью, что означает урок понравился и оправдал ожидания. Во второй коробке нейтральные смайлики, что значит урок понравился частично и не совсем оправдал ожидания. В третьей коробке грустные смайлики, что означает урок не понравился ожидания не оправдал.

Дает команду измерить ЧСС.

Проанализировать результаты измерения учащимися ЧСС.

X. Домашнее задание

Сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу для мальчиков 20 раз, для девочек 15. Прыжки со скакалкой за 30 сек количество раз.