Творчество - это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает,
комбинирует, создает что-либо новое.
Л.С. Выготский
Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами [1].
В новой редакции ФГОС НОО и в новой редакции федеральной образовательной программы начального общего образования (далее - ФОП НОО) сказано: «реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования» [1], [2].
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде [1], [2].
Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» является курсом художественно-эстетической направленности, способствует достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования, помогает решению поставленных задач. Данный курс организуется по общекультурному направлению развития личности и проводится в МАОУ ОЦ «Горностай» для учащихся 1-2 классов» с 2013 года.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286»;
- Федеральной основной образовательной программы начального общего образования;
- Федеральной программы воспитания (www.fgosreestr.ru).
Цель курса: формирование умений создавать рисунки с помощью техники рисования песком, развитие творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, творческой активности, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Задачи курса:
- создать условия для развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения);
- создать условия для развития и реализации творческого потенциала обучающихся;
- способствовать коммуникативному взаимодействию детей между собой в творческой деятельности;
- способствовать развитию мелкой моторики, координации движений, пластики для стимулирования мыслительных процессов, развития речи учащихся;
- создать благоприятную ситуацию успеха в творческой деятельности для развития личности каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.
Программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание можно осуществлять в свободное от обучения время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы они могли ощутить свою уникальность и востребованность.
Особенности курса внеурочной деятельности рисования песком «Песочные чудеса»
1. Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками рисования песком.
Необходимо для освоения курса максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства.
2. Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний - деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о том, как создаются работы в технике рисования песком, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3. Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4. Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира.
5. Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Для проведения занятий курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» образовательный центр «Горностай» имеет отдельный оборудованный кабинет. В кабинете находятся девять световых планшетов. Восемь планшетов предназначены для шестнадцати обучающихся (работают по два человека за планшетом) и один планшет для работы учителя.
В начале учебного года учитель рассказывает обучающимся историю создания песочной анимации. Обязательно изучаются правила безопасности работы в кабинете.
Дети изучают правила подготовки к занятию; правила работы во время занятия; технические приёмы работы с песком; правила работы по приведению планшета и кабинета в порядок в конце занятия.
На занятиях курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» можно создавать рисунки различной тематики и проводить воспитательную работу по направлениям, обозначенным в материалах ФГОС НОО. Курс «Песочные чудеса» способствует достижению планируемых результатов освоения рабочей программы личностных результатов гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового, экологического воспитания, ценности научного познания.
Курс внеурочной деятельности «Песочные чудеса» способствует достижению метапредметных результатов:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями (базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией);
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями (общение; совместная деятельность);
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизация; самоконтроль).
В новой редакции ФГОС НОО и в новой редакции ФОП НОО представлен федеральный календарный план воспитательной работы, который является единым для образовательных организаций. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках внеурочной деятельности. Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей основной образовательной программы, возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся [1], [2].
На занятиях курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» можно реализовывать следующие темы календарного плана воспитательной работы [1], [2].
Сентябрь:
- 1 сентября: День знаний;
- 8 сентября: Международный день распространения грамотности;
Октябрь:
- 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
- 4 октября: День защиты животных;
- 5 октября: День учителя;
- 25 октября: Международный день школьных библиотек;
- Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
- 4 ноября: День народного единства;
- Последнее воскресенье ноября: День матери;
Декабрь:
- 9 декабря: День Героев Отечества;
- Новый год.
Январь:
- Рождество;
- Крещение.
Февраль:
- 8 февраля: День российской науки;
- 21 февраля: Международный день родного языка;
- 23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
- 8 марта: Международный женский день;
- 27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
- 12 апреля: День космонавтики;
Май:
- 1 мая: Праздник Весны и Труда;
- 9 мая: День Победы;
- 24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
- 1 июня: День защиты детей;
- 6 июня: День русского языка;
- 12 июня: День России;
- 22 июня: День памяти и скорби;
- 27 июня: День молодежи.
Июль:
- 8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
- 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
- 27 августа: День российского кино.
В презентации к статье приведены фотографии творческих работ обучающихся 1 и 2 классов по разным темам воспитательной направленности (Приложение 1).
Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» имеет большой потенциал в развитии и воспитании обучающихся начальной школы.
Используя для рисования такой материал, как песок, дети создают свои песочные композиции. Особенность создания песочных композиций в том, что они не требуют от юного художника каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Всегда есть возможность поправить рисунок.
Рисуя песком, ученики погружаются в особую атмосферу творчества. Процесс рисования увлекает, затрагивает все сферы чувств, вдохновляет рисующего человека. Прикасаясь к песку, дети чувствуют его сыпучесть, движение и тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение и страхи. С помощью песка можно создать образ любимой буквы, написать слова, нарисовать пейзажи, портреты, натюрморты, абстракции.
В ходе проведения занятия учитель фотографирует отдельные элементы рисунка (удачные и не очень, чтобы была возможность обсудить их в дальнейшем). В конце занятия учитель фотографирует работы всех учеников для создания фото и видео галереи. Дети очень гордятся своими работами.
Результатом работы курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» является:
- повышение творческого потенциала школьников;
- развитие мелкой моторики, фантазии, творческих способностей, образного мышления обучающихся;
- улучшение общего эмоционального состояния учеников;
- повышение самооценки и уверенности в себе;
- улучшение взаимоотношений со сверстниками;
- формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении с окружающими людьми.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности.
Внеурочные занятия по курсу «Песочные чудеса» направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286»;
- Федеральная основная образовательная программа начального общего образования.