Творческая мастерская «Песочные чудеса»: воспитание и развитие младших школьников в свете требований ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: рисование песком


Творчество - это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает,
комбинирует, создает что-либо новое.

Л.С. Выготский

Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами [1].

В новой редакции ФГОС НОО и в новой редакции федеральной образовательной программы начального общего образования (далее - ФОП НОО) сказано: «реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования» [1], [2].

Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:

  • поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
  • формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
  • поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
  • формирование культуры поведения в информационной среде [1], [2].

Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» является курсом художественно-эстетической направленности, способствует достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования, помогает решению поставленных задач. Данный курс организуется по общекультурному направлению развития личности и проводится в МАОУ ОЦ «Горностай» для учащихся 1-2 классов» с 2013 года.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286»;
  • Федеральной основной образовательной программы начального общего образования;
  • Федеральной программы воспитания (www.fgosreestr.ru).

Цель курса: формирование умений создавать рисунки с помощью техники рисования песком, развитие творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, творческой активности, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.

Задачи курса:

  • создать условия для развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения);
  • создать условия для развития и реализации творческого потенциала обучающихся;
  • способствовать коммуникативному взаимодействию детей между собой в творческой деятельности;
  • способствовать развитию мелкой моторики, координации движений, пластики для стимулирования мыслительных процессов, развития речи учащихся;
  • создать благоприятную ситуацию успеха в творческой деятельности для развития личности каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.

Программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание можно осуществлять в свободное от обучения время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы они могли ощутить свою уникальность и востребованность.

Особенности курса внеурочной деятельности рисования песком «Песочные чудеса»

1. Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками рисования песком.

Необходимо для освоения курса максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства.

2. Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний - деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о том, как создаются работы в технике рисования песком, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3. Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

4. Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира.

5. Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Для проведения занятий курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» образовательный центр «Горностай» имеет отдельный оборудованный кабинет. В кабинете находятся девять световых планшетов. Восемь планшетов предназначены для шестнадцати обучающихся (работают по два человека за планшетом) и один планшет для работы учителя.

В начале учебного года учитель рассказывает обучающимся историю создания песочной анимации. Обязательно изучаются правила безопасности работы в кабинете.

Дети изучают правила подготовки к занятию; правила работы во время занятия; технические приёмы работы с песком; правила работы по приведению планшета и кабинета в порядок в конце занятия.

На занятиях курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» можно создавать рисунки различной тематики и проводить воспитательную работу по направлениям, обозначенным в материалах ФГОС НОО. Курс «Песочные чудеса» способствует достижению планируемых результатов освоения рабочей программы личностных результатов гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового, экологического воспитания, ценности научного познания.

Курс внеурочной деятельности «Песочные чудеса» способствует достижению метапредметных результатов:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями (базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией);
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями (общение; совместная деятельность);
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизация; самоконтроль).

В новой редакции ФГОС НОО и в новой редакции ФОП НОО представлен федеральный календарный план воспитательной работы, который является единым для образовательных организаций. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках внеурочной деятельности. Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей основной образовательной программы, возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся [1], [2].

На занятиях курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» можно реализовывать следующие темы календарного плана воспитательной работы [1], [2].

Сентябрь:

  • 1 сентября: День знаний;
  • 8 сентября: Международный день распространения грамотности;

Октябрь:

  • 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
  • 4 октября: День защиты животных;
  • 5 октября: День учителя;
  • 25 октября: Международный день школьных библиотек;
  • Третье воскресенье октября: День отца.

Ноябрь:

  • 4 ноября: День народного единства;
  • Последнее воскресенье ноября: День матери;

Декабрь:

  • 9 декабря: День Героев Отечества;
  • Новый год.

Январь:

  • Рождество;
  • Крещение.

Февраль:

  • 8 февраля: День российской науки;
  • 21 февраля: Международный день родного языка;
  • 23 февраля: День защитника Отечества.

Март:

  • 8 марта: Международный женский день;
  • 27 марта: Всемирный день театра.

Апрель:

  • 12 апреля: День космонавтики;

Май:

  • 1 мая: Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая: День Победы;
  • 24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь:

  • 1 июня: День защиты детей;
  • 6 июня: День русского языка;
  • 12 июня: День России;
  • 22 июня: День памяти и скорби;
  • 27 июня: День молодежи.

Июль:

  • 8 июля: День семьи, любви и верности.

Август:

  • 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
  • 27 августа: День российского кино.

В презентации к статье приведены фотографии творческих работ обучающихся 1 и 2 классов по разным темам воспитательной направленности (Приложение 1).

Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» имеет большой потенциал в развитии и воспитании обучающихся начальной школы.

Используя для рисования такой материал, как песок, дети создают свои песочные композиции. Особенность создания песочных композиций в том, что они не требуют от юного художника каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Всегда есть возможность поправить рисунок.

Рисуя песком, ученики погружаются в особую атмосферу творчества. Процесс рисования увлекает, затрагивает все сферы чувств, вдохновляет рисующего человека. Прикасаясь к песку, дети чувствуют его сыпучесть, движение и тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение и страхи. С помощью песка можно создать образ любимой буквы, написать слова, нарисовать пейзажи, портреты, натюрморты, абстракции.

В ходе проведения занятия учитель фотографирует отдельные элементы рисунка (удачные и не очень, чтобы была возможность обсудить их в дальнейшем). В конце занятия учитель фотографирует работы всех учеников для создания фото и видео галереи. Дети очень гордятся своими работами.

Результатом работы курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» является:

  • повышение творческого потенциала школьников;
  • развитие мелкой моторики, фантазии, творческих способностей, образного мышления обучающихся;
  • улучшение общего эмоционального состояния учеников;
  • повышение самооценки и уверенности в себе;
  • улучшение взаимоотношений со сверстниками;
  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении с окружающими людьми.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности.

Внеурочные занятия по курсу «Песочные чудеса» направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286»;
  2. Федеральная основная образовательная программа начального общего образования.