Учащимся предоставляется возможность использовать различные источники знаний: поиск ответов в Интернете, энциклопедиях, словарях.
Учащиеся самостоятельно представляют результат своего труда в нерегламентированной форме.
Планируемые результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
рассказывать о мире с точки зрения эколога;
анализировать экологические проблемы родного края и предлагать способы их решения;
приводить примеры растений и животных из Красной книги Амурской области;
выявлять экологические связи в Бурейском районе;
оценивать деятельность людей Бурейского района, раскрывать возникающие экологические проблемы;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ Бурейского района;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Бурейского района.
|
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи во внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
|
формировать уважительное отношение к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
|
Организация пространства
|
Технологии, методы, приёмы и формы работы
|
Ресурсы
|
Технология: «Педагогическая мастерская».
Методы: проектная деятельность.
Приёмы деятельности: эпиграф, костюмированное появление, эвристическая беседа, постановка и решение проблемы, коллективное наблюдение (экскурсия на НБГЭС), сбор информации (Районная библиотека и Краеведческий музей), создание и защита мини-проектов (презентаций)
Форма организации деятельности: фронтальная; работа в группах.
|
Костюмы для эколят, участников экологической сказки.
Презентации.
Для распределение по группам картинки: «Рыбы», «Растения», «Животные».
Эмблемы.
Экологические тетради «Бурейскими тропами» для каждого участника.
|
Сценарий мастерской
|
Этапы мастерской
|
Деятельность участников экологического мероприятия
|
1 день
1 этап. Индукция
Этап, направленный на создание эмоционального настроя, создание личного отношения к предмету обсуждения (Определение темы мастерской. Экскурсия на Нижне-Бурейскую ГЭС)
|
Сбор всех участников внеклассного мероприятия в актовом зале школы. Звучит торжественная музыка.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Предлагаем вам стать участниками большого экологического мероприятия «На Бурейской земле», которое будет проходить три дня.
- Вам предстоит побывать в том мире, который известен с раннего детства. Это наша малая родина - Бурейская земля.
- Прочитайте эпиграф на экране.
«Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека.» (Вольтер)
- Как вы понимаете это высказывание?
(Участники мероприятия анализируют слова эпиграфа, дают свои первые предположения)
- У нас в гостях команда эколят «Зелёные шапки». Для продолжения нашего разговора, эколята приготовили экологическую сказку.
- Просмотрите внимательно. Определите цель нашего мероприятия.
(Приложение 1. Сценарий экологической сказки)
Учитель:
- Как вы считаете, какова цель нашего сбора?
Богата Бурейская земля удивительными растениями и животными. В полноводной бурной реке Бурея большое разнообразие рыб.
- Чем ещё знаменита наша река? (Построено две ГЭС)
- Как вы считаете, изменится природа нашей малой родины?
- Для того чтобы узнать, как повлияло строительство ГЭС на растительный и животный мир нашего района, вы отправляетесь на экскурсию на Нижне-Бурейскую ГЭС.
- Ваша задача, узнать, какие мероприятия проходили по сохранению растений и животных, которые занесены в Красную книгу Амурской области.
|
2 день
2 этап. Самоконструкция
Деление на группы.
|
Участники экологического мероприятия собираются в актовом зале. Ребятам предлагаются картинки по темам: «Растения», «Рыбы», «Животные».
- Выберите, какая тема вам интересна. Возьмите картинку.
- С помощью картинок объединитесь в группы по интересам. Придумайте название своей группе и эмблему.
|
3 этап. Социоконструкция
Работа в 3-х группах. Сбор информации.
|
Учитель:
- Продолжаем наше мероприятие. Сегодня работаете в группах. Основная задача: сбор информации о растительном и животном мире нашего района. Каждая группа в соответствии с выбранным направлением получает экологические тетради «Бурейскими тропами», в которых находятся задания для каждой группы. Итогом вашей работы за два дня станут мини-проекты, которые вы должны представить и защитить.
Задание для групп:
1) Просмотреть экспозиции Районного краеведческого музея о представителях флоры, фауны и ихтиологии Бурейского района.
2) В районной библиотеке поработать с толковыми словарями, энциклопедиями, каждая группа работает в своём направлении.
3) В Интернете найти информацию о краснокнижных растениях, которые попали в зону затопления при строительстве Нижне-Бурейской ГЭС.
4) Опросить жителей посёлка «Влияние строительства ГЭС на растительный и животный мир Бурейского района»
Учащиеся в каждой группе подбирают материал в соответствии с темой, анализируют, делают выводы. Готовят на основе собранной информации мини-проект в виде презентаций, которую защищает один из участников группы. (Презентация содержит не более 5 слайдов)
|
3 день
4 этап. Афиширование
Этап наглядного представления результата своей деятельности.
|
Представление и защита мини-проектов и просмотр
Один из участников каждой группы представляет и защищает презентацию.
|
5 этап. Разрыв
Обсуждение личностной значимости приобретённых знаний и включенности каждого в дело сохранения природы.
|
Работа в экологических тетрадях
- Мы узнали много новой информации о рыбах, животных и растениях нашего края.
- Как вы запомнили эту информацию, мы проверим с помощью экологических тетрадей «Бурейскими тропами».
- Откройте первое задание на стр. 4. По описанию определите, о какой рыбе реки Бурея идёт речь. Описание и фотографию соедините стрелкой.
На задание отводится 2-3 минуты.
- Проверяем по эталону (презентация)
- Переходим ко второму заданию на стр.5. Найдите представителей фауны Бурейского района. Рядом с картинкой поставьте галочку.
На задание отводится 2-3 минуты.
- Проверяем по эталону (презентация)
- Вспомним, какие лекарственные растения попали в зону затопления при строительстве Нижне-Бурейской ГЭС. Выполним задание на стр.6. По фотографии узнайте растение и подпишите его название. Зачитайте информацию, от каких болезней оно помогает.
- Проверим по эталону.
|
6 этап. Итог
|
- Ребята, вот и подошёл финал нашего многодневного экологического мероприятия.
- Каждая группа собрала много информации о растениях и животных Бурейской земли.
- Вспомним какими словами начинался наш первый день экологического мероприятия.
«Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека.» (Вольтер)
- О каком источнике познаний для человека говорил французский философ, поэт XVIII века Вольтер? Почему природа - это книга?
(Ребята отвечают на поставленные вопросы. Рассуждают. Доказывают)
- Результаты ваших трудов мы объединяем и создаём школьный Эко-журнал «Бурейскими тропами»
- Как вы считаете, где можно использовать собранную информацию: презентации, эко-журнал?
|
7 этап. Рефлексия
|
- Чтобы оценить свою работу на внеклассном мероприятии, откройте тетради на стр.8.
- Перед вами «Дерево Успеха». Раскрась яблоки в соответствии с высказываниями. Если тебе всё понравилось, было интересно, у тебя всё получилось - раскрась яблоки красным цветом. Если тебе понравилось, но были затруднения - раскрась яблоки жёлтым. Но если тебе было скучно, и ты ничего не понял - твои яблоки будут зелёными.
|