Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привитие общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- формировать у обучающихся позитивное и ответственное отношение к собственной жизни, к саморазвитию и творчеству, умению осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;
- познакомить с понятием «Жизненные ценности».
Форма занятия: классный час в форме психологического просвещения.
Единица содержания: понятие «Жизненные ценности».
Оборудование:
- Плакат - Дом ценностей человека;
- кирпичики с названиями - спорт, семья, знания, дружба, Родина;
- ватман;
- карточки с заданиями.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
- Покажите мне, какое у вас настроение.
- Отлично! А знаете, ребята, тема нашего занятия будет не совсем обычной, но бесспорно очень важной! И вы без труда сможете догадаться, о чём пойдёт речь после того, как вы того, как послушаете рассказ.
- Я прочитаю вам небольшой рассказ о маленькой девочке. Вы должны внимательно послушать и попытаться определить, о чём же мы с вами сегодня поговорим.
Воспитатель читает рассказ. Сопровождение - слайды.
- После шторма берег моря был усыпан морскими звёздами. Девочка очень любила морские звёзды и не хотела, чтобы они погибали. Она шла берегом моря, поднимая звёзды и отпуская их в волны, не останавливаясь и не отдыхая. К ней подошёл серьёзный, взрослый и «трезво рассуждающий» человек. Он с удивлением обратился: «Девочка, ты что делаешь? Ты всё равно не спасёшь всех! Это не имеет смысла!». Девочка, на минуту остановившись, посмотрела на него и ответила: «Это имеет смысл для тех, кого я уже спасла». А потом с таким же усердием продолжила своё дело. Мужчина медленно, задумавшись, побрёл домой. И никто так никогда и не узнал, понял он или нет, что каждая спасённая жизнь имеет огромную ценность для того, кто ею обладает.
Вопросы:
- Какая была девочка?
- Как вы считаете, что являлось ценностью для этой маленькой девочки?
- А как вы думаете, почему она решила помогать морским звёздам? Ведь у неё наверняка было много других интересных занятий!
- Как вы считаете, почему слова мужчины её не остановили?
- Чем являлась каждая спасенная жизнь морской звезды для девочки?
Есть такое мнение: «Все на свете имеет цену» так ли это?
Слова ЦЕНА, ЦЕННОСТЬ, имеют ли они что-то общее межу собой?
В этом мы сегодня попробуем разобраться и выбрать свои ценности. (Слайд 2)
Цена - это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому, она материальна, её (можно поглядеть, потрогать, понюхать, взвесить и т.д.). Цена истребима: продукты питания съедаются, вещи изнашиваются, жилище разрушается. Цена заменима: всегда найдётся товар, превосходящий другой товар по качеству, способный вытеснить предшественника. |
Ценность - то, что значимо для жизни человека. Ценность духовна, ощущениями ее не обнаружишь. Для ценности - душа. Ценность свободна от захвата, неуничтожима, неисчерпаема Ценность незаменима: отсутствие любви не восполняется любовью к другому; чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется; взгляд, брошенный тебе как поддержка, не имеет другого дубля. |
Беседа по таблице. Ответы детей
На доске вы видите дом ценностей человека.
Показ плаката - Дом ценностей.
Но в нем не хватает кирпичиков в нашем доме, то есть самих ценностей! В течение урока мы будем заполнять наш дом, вставлять в него те группы ценностей, о которых мы будем говорить.
Слово психологу - Давайте посмотрим на слайд и попытаемся определить, что относится к духовным и материальным ценностям
Вопросы:
- Как вы думаете, какие это ценности? Духовные или материальные?
- А как вы понимаете, что такое духовные ценности?
- Хорошо, а что является материальной ценностью?
Итак, ребята, как вы считаете, какова же тема нашего занятия? - Верно. -
- Какие мы цели поставим?
- О чем именно будем говорить на занятии?
А сейчас давайте с вами вернёмся к рассказу, о девочке, которая спасала морские звёзды. - -----Какой ценностью была жизнь морских звёзд?
- Это была материальная ценность?
- А как вы понимаете, что такое духовные ценности?
- Хорошо, а что является материальной ценностью?
- Верно.
Давайте посмотрим на слайд и попытаемся определить, что относится к духовным и материальным ценностям. (Любовь, дом, труд, машина, красота, одежда)
Всё верно, молодцы, и сейчас я хочу предложить вам сыграть в необычную игру.
Игра «Защита ценностей»
Для неё весь ваш класс должен разделиться на две большие команды.
- Задача первой команды - перечислить на листе бумаги как можно больше духовных ценностей.
- Задача второй команды - перечислить на листе бумаги как можно больше материальных ценностей. Каждая команда устно придумывает как можно больше аргументов в защиту своих ценностей. Только важно не перечислять то, что мы только что называли. Когда вы закончите, представитель от команды выйдет к доске.
- Кто не понял задание? На работу у вас 5 минут. - Закончили. Давайте проверять.
- Итак, мы выяснили, что и у материальных и духовных ценностей есть свои положительные стороны. Итак, давайте еще раз скажем, что понимается под духовными и материальными ценностями.
Духовные ценности - это что-то, что мы не можем потрогать.
- То, что можно потрогать.
Отлично. Как вы думаете, чтобы личность человека была полноценной, что у человека должно преобладать, духовные или материальные ценности?
- Верно. Духовные ценности - это фундамент личности. Давайте отметим это на нашем доме.
Кладем кирпичик
- Но среди духовных ценностей очень много различных важных ценностей для человека. Послушайте небольшой рассказ и попробуйте определить, какая же ценность важна для любого человека. Петя всегда был капризным и своенравным мальчиком. Он любил подолгу валяться в постели, забывал чистить зубы, а вместо полезной каши на завтрак предпочитал кушать конфеты. О том, что такое «распорядок дня», Петя даже не слышал и ночи напролёт играл в компьютерные игры или смотрел мультфильмы. Но однажды Петя, собираясь в школу, почувствовал себя так плохо, что даже не смог встать с кровати. Как вы думаете, ребята, в чём проблема Пети? О какой ценности он совсем позабыл?
- Верно, молодцы! А почему нам необходимо следить за своим здоровьем?
Точно! И сейчас я предлагаю ваш решить кроссворд, чтобы выяснить, какая полезная привычка является одной из самых важных для поддержания крепкого здоровья.
- 1 вопрос: Каким важным качеством должен обладать спортсмен?
- 2 вопрос: О чём мечтает любой человек, принимающий участие в соревновании?
- 3 вопрос: Чего не хватает многим людям, особенно в пожилом возрасте?
- 4 вопрос: Что нужно делать по утрам, чтобы сохранить здоровье? -
- 5 вопрос: Кто помогает спортсменам готовиться к соревнованиям? -
Итак, какое слово у нас получилось? - Верно!
Здоровье - Петя забыл о своём здоровье.
- Если мы будем следить за своим здоровьем - то у нас всегда будут силы на полезные дела и на хороший отдых, ведь мы не будем болеть. Спорт обладает удивительными свойствами.
Он помогает нам держать себя в форме, находить новых друзей, укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые занимаются спортом. Помимо этого, спорт развивает в людях такие навыки как скорость, ловкость, выносливость.
Молодцы! Здоровье - это ещё один кирпичик, необходимый нам для строительства по-настоящему счастливой и довольной жизнью личности. Вынесем его на наш дом.
- А сейчас я предлагаю вам подняться со своих мест и на деле показать, что вы беспокоитесь состоянием своего здоровья!
Для того чтобы сыграть в что же, самое важное, самое ценное для человека что это?
- А сейчас послушайте стихотворение.
Если взять Любовь и Верность,
К ним добавить чувство Нежность,
Все умножить на года,
То получится - СЕМЬЯ!
- Итак, какая ещё ценность бесспорно важна для любого человека?
- Вы совершенно правы. Семья - то, что есть у каждого из нас. Мы не смогли бы появиться на свет, не будь у нас папы и мамы, верно? Именно поэтому мы должны всем сердцем любить и уважать наших родителей. У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Я раздам вам листочки с высказываниями о семье, а вы должны их дополнить.
На работу у вас 5 минут.
- Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Зачитайте то, что вы записали
- Спасибо. Как вы считаете, ребята, все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются?
- Семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это - семейные ценности. Это общие интересы всей семьи.
Домашнее задание: Жизненные ценности нашей семьи.
Я просила вас определить семейные ценности вашей семьи. Пожалуйста, зачитаем их.
Давайте поставим кирпичик, символизирующий семью на наш дом.
Исполняем песню «Семья»
Но есть в нашей жизни ценность, ради которой нужно усердно трудиться и работать над собой. Послушайте загадку. Школы - не простые здания, В школах получают … - Верно! Знания - ещё одна человеческая ценность. Знания невозможно получить, если всё время лениться! Чтобы добыть полезную информацию человек должен усердно учиться и постепенно накапливать те знания, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Предлагаю проверить ваши знания, приняв участие в интересной викторине!
- Какой рукой лучше размешивать чай?
- От чего утки плавают?
- Как называется ребенок курицы?
- По чему летают самолеты?
- Может ли человек прыгать выше дома?
- Дом для денег
- За чем во рту язык?
- Каким образом можно пронести воду в сите?
- Вы настоящие молодцы! Ваши знания выручили вас, и вы справились с этими непростыми задачками! Кладёт кирпичик знаний на наш кластер
- А сейчас внимательно посмотрите видеофрагмент и попробуйте определить, какая ещё ценность важна для каждого человека.
- Итак, что же это?
- Молодцы!
- А знаете ли вы, что в народе существует огромное количество пословиц на тему дружбы?
- Посмотрите на доску. На ней вы видите пословицы. Но чтобы их прочитать, нужно соединить части пословиц вместе.
- Кто выйдет к доске и соединит первую пословицу?
- Попробуй объяснить первую пословицу.
- Большое спасибо. Хороший друг, готовый тебя выслушать и помочь - ценнее любого сокровища. Друзья поддерживают тебя во время трудностей. Именно поэтому мы выносим кирпичик дружбы на кластер, ведь без друзей человеку живётся совсем
- А сейчас давайте посмотрим видео, чтобы определить последнюю ценность, которую мы разберём на нашем сегодняшнем занятии.
- Итак, как вы считаете, ребята, о чём сейчас пойдёт речь?
- Вы совершенно правы. Наша Родина, наше Отечество - это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды
- Ребята, с чем у вас ассоциируется слово Родина?
- Спасибо. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его Родина.
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте самостоятельно письменно на вопрос: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Вам необходимо написать, что вы сделаете для Родины, когда вырастете, например: посажу сад, буду строить красивые дома...)
- Закончили. Кто прочитает, что записал?
- Отлично.
Родина - это то, что объединяет каждого из нас, а потому кирпичик Родины обязательно должен быть на нашем кластере!
- Вот и подошел к концу наше с вами занятие! Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили?
- А какие цели мы перед собой ставили?
- Удалось ли их нам выполнить?
- Что нового и интересного вы почерпнули из этого классного часа?
- Отлично. Посмотрите на наш дом.
На уроке мы смогли определить, какие ценности существуют.
Ценности очень важны, так как играют особую роль в жизни каждого человека. Я надеюсь, что вы всегда будете об этом помнить, что духовные ценности намного важнее материальных. -
И в заключение внимательно послушайте наказ известного педагога В.А.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания - это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
Собираются цветки. Ученица читает стихотворение.
- На этом наше занятие заканчивается! Спасибо. А сейчас я хочу сказать спасибо всем присутствующим за внимание, активное участие. Мне было очень приятно с вами общаться.