Интегрированное занятие воспитателя и школьного психолога. Тема занятия: «Ценности нашей жизни»

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привитие общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся позитивное и ответственное отношение к собственной жизни, к саморазвитию и творчеству, умению осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;
  • познакомить с понятием «Жизненные ценности».

Форма занятия: классный час в форме психологического просвещения.

Единица содержания: понятие «Жизненные ценности».

Оборудование:

  • Плакат - Дом ценностей человека;
  • кирпичики с названиями - спорт, семья, знания, дружба, Родина;
  • ватман;
  • карточки с заданиями.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

- Покажите мне, какое у вас настроение.

- Отлично! А знаете, ребята, тема нашего занятия будет не совсем обычной, но бесспорно очень важной! И вы без труда сможете догадаться, о чём пойдёт речь после того, как вы того, как послушаете рассказ.

- Я прочитаю вам небольшой рассказ о маленькой девочке. Вы должны внимательно послушать и попытаться определить, о чём же мы с вами сегодня поговорим.

Воспитатель читает рассказ. Сопровождение - слайды.

- После шторма берег моря был усыпан морскими звёздами. Девочка очень любила морские звёзды и не хотела, чтобы они погибали. Она шла берегом моря, поднимая звёзды и отпуская их в волны, не останавливаясь и не отдыхая. К ней подошёл серьёзный, взрослый и «трезво рассуждающий» человек. Он с удивлением обратился: «Девочка, ты что делаешь? Ты всё равно не спасёшь всех! Это не имеет смысла!». Девочка, на минуту остановившись, посмотрела на него и ответила: «Это имеет смысл для тех, кого я уже спасла». А потом с таким же усердием продолжила своё дело. Мужчина медленно, задумавшись, побрёл домой. И никто так никогда и не узнал, понял он или нет, что каждая спасённая жизнь имеет огромную ценность для того, кто ею обладает.

Вопросы:

- Какая была девочка?

- Как вы считаете, что являлось ценностью для этой маленькой девочки?

- А как вы думаете, почему она решила помогать морским звёздам? Ведь у неё наверняка было много других интересных занятий!

- Как вы считаете, почему слова мужчины её не остановили?

- Чем являлась каждая спасенная жизнь морской звезды для девочки?

Есть такое мнение: «Все на свете имеет цену» так ли это?

Слова ЦЕНА, ЦЕННОСТЬ, имеют ли они что-то общее межу собой?

В этом мы сегодня попробуем разобраться и выбрать свои ценности. (Слайд 2)

Цена - это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому, она материальна, её (можно поглядеть, потрогать, понюхать, взвесить и т.д.).

Цена истребима: продукты питания съедаются, вещи изнашиваются, жилище разрушается.

Цена заменима: всегда найдётся товар, превосходящий другой товар по качеству, способный вытеснить предшественника.

Ценность - то, что значимо для жизни человека. Ценность духовна, ощущениями ее не обнаружишь.

Для ценности - душа.

Ценность свободна от захвата, неуничтожима, неисчерпаема

Ценность незаменима: отсутствие любви не восполняется любовью к другому; чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется; взгляд, брошенный тебе как поддержка, не имеет другого дубля.

Беседа по таблице. Ответы детей

На доске вы видите дом ценностей человека.

Показ плаката - Дом ценностей.

Но в нем не хватает кирпичиков в нашем доме, то есть самих ценностей! В течение урока мы будем заполнять наш дом, вставлять в него те группы ценностей, о которых мы будем говорить.

Слово психологу - Давайте посмотрим на слайд и попытаемся определить, что относится к духовным и материальным ценностям

Вопросы:

- Как вы думаете, какие это ценности? Духовные или материальные?

- А как вы понимаете, что такое духовные ценности?

- Хорошо, а что является материальной ценностью?

Итак, ребята, как вы считаете, какова же тема нашего занятия? - Верно. -

- Какие мы цели поставим?

- О чем именно будем говорить на занятии?

А сейчас давайте с вами вернёмся к рассказу, о девочке, которая спасала морские звёзды. - -----Какой ценностью была жизнь морских звёзд?

- Это была материальная ценность?

- А как вы понимаете, что такое духовные ценности?

- Хорошо, а что является материальной ценностью?

- Верно.

Давайте посмотрим на слайд и попытаемся определить, что относится к духовным и материальным ценностям. (Любовь, дом, труд, машина, красота, одежда)

Всё верно, молодцы, и сейчас я хочу предложить вам сыграть в необычную игру.

Игра «Защита ценностей»

Для неё весь ваш класс должен разделиться на две большие команды.

  • Задача первой команды - перечислить на листе бумаги как можно больше духовных ценностей.
  • Задача второй команды - перечислить на листе бумаги как можно больше материальных ценностей. Каждая команда устно придумывает как можно больше аргументов в защиту своих ценностей. Только важно не перечислять то, что мы только что называли. Когда вы закончите, представитель от команды выйдет к доске.

- Кто не понял задание? На работу у вас 5 минут. - Закончили. Давайте проверять.

- Итак, мы выяснили, что и у материальных и духовных ценностей есть свои положительные стороны. Итак, давайте еще раз скажем, что понимается под духовными и материальными ценностями.

Духовные ценности - это что-то, что мы не можем потрогать.

- То, что можно потрогать.

Отлично. Как вы думаете, чтобы личность человека была полноценной, что у человека должно преобладать, духовные или материальные ценности?

- Верно. Духовные ценности - это фундамент личности. Давайте отметим это на нашем доме.

Кладем кирпичик

- Но среди духовных ценностей очень много различных важных ценностей для человека. Послушайте небольшой рассказ и попробуйте определить, какая же ценность важна для любого человека. Петя всегда был капризным и своенравным мальчиком. Он любил подолгу валяться в постели, забывал чистить зубы, а вместо полезной каши на завтрак предпочитал кушать конфеты. О том, что такое «распорядок дня», Петя даже не слышал и ночи напролёт играл в компьютерные игры или смотрел мультфильмы. Но однажды Петя, собираясь в школу, почувствовал себя так плохо, что даже не смог встать с кровати. Как вы думаете, ребята, в чём проблема Пети? О какой ценности он совсем позабыл?

- Верно, молодцы! А почему нам необходимо следить за своим здоровьем?

Точно! И сейчас я предлагаю ваш решить кроссворд, чтобы выяснить, какая полезная привычка является одной из самых важных для поддержания крепкого здоровья.

  • 1 вопрос: Каким важным качеством должен обладать спортсмен?
  • 2 вопрос: О чём мечтает любой человек, принимающий участие в соревновании?
  • 3 вопрос: Чего не хватает многим людям, особенно в пожилом возрасте?
  • 4 вопрос: Что нужно делать по утрам, чтобы сохранить здоровье? -
  • 5 вопрос: Кто помогает спортсменам готовиться к соревнованиям? -

Итак, какое слово у нас получилось? - Верно!

Здоровье - Петя забыл о своём здоровье.

- Если мы будем следить за своим здоровьем - то у нас всегда будут силы на полезные дела и на хороший отдых, ведь мы не будем болеть. Спорт обладает удивительными свойствами.

Он помогает нам держать себя в форме, находить новых друзей, укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые занимаются спортом. Помимо этого, спорт развивает в людях такие навыки как скорость, ловкость, выносливость.

Молодцы! Здоровье - это ещё один кирпичик, необходимый нам для строительства по-настоящему счастливой и довольной жизнью личности. Вынесем его на наш дом.

- А сейчас я предлагаю вам подняться со своих мест и на деле показать, что вы беспокоитесь состоянием своего здоровья!

Для того чтобы сыграть в что же, самое важное, самое ценное для человека что это?

- А сейчас послушайте стихотворение.

Если взять Любовь и Верность,
К ним добавить чувство Нежность,
Все умножить на года,
То получится - СЕМЬЯ!

- Итак, какая ещё ценность бесспорно важна для любого человека?

- Вы совершенно правы. Семья - то, что есть у каждого из нас. Мы не смогли бы появиться на свет, не будь у нас папы и мамы, верно? Именно поэтому мы должны всем сердцем любить и уважать наших родителей. У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Я раздам вам листочки с высказываниями о семье, а вы должны их дополнить.

На работу у вас 5 минут.

- Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Зачитайте то, что вы записали

- Спасибо. Как вы считаете, ребята, все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются?

- Семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это - семейные ценности. Это общие интересы всей семьи.

Домашнее задание: Жизненные ценности нашей семьи.

Я просила вас определить семейные ценности вашей семьи. Пожалуйста, зачитаем их.

Давайте поставим кирпичик, символизирующий семью на наш дом.

Исполняем песню «Семья»

Но есть в нашей жизни ценность, ради которой нужно усердно трудиться и работать над собой. Послушайте загадку. Школы - не простые здания, В школах получают … - Верно! Знания - ещё одна человеческая ценность. Знания невозможно получить, если всё время лениться! Чтобы добыть полезную информацию человек должен усердно учиться и постепенно накапливать те знания, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Предлагаю проверить ваши знания, приняв участие в интересной викторине!

  1. Какой рукой лучше размешивать чай?
  2. От чего утки плавают?
  3. Как называется ребенок курицы?
  4. По чему летают самолеты?
  5. Может ли человек прыгать выше дома?
  6. Дом для денег
  7. За чем во рту язык?
  8. Каким образом можно пронести воду в сите?

- Вы настоящие молодцы! Ваши знания выручили вас, и вы справились с этими непростыми задачками! Кладёт кирпичик знаний на наш кластер

- А сейчас внимательно посмотрите видеофрагмент и попробуйте определить, какая ещё ценность важна для каждого человека.

- Итак, что же это?

- Молодцы!

- А знаете ли вы, что в народе существует огромное количество пословиц на тему дружбы?

- Посмотрите на доску. На ней вы видите пословицы. Но чтобы их прочитать, нужно соединить части пословиц вместе.

- Кто выйдет к доске и соединит первую пословицу?

- Попробуй объяснить первую пословицу.

- Большое спасибо. Хороший друг, готовый тебя выслушать и помочь - ценнее любого сокровища. Друзья поддерживают тебя во время трудностей. Именно поэтому мы выносим кирпичик дружбы на кластер, ведь без друзей человеку живётся совсем

- А сейчас давайте посмотрим видео, чтобы определить последнюю ценность, которую мы разберём на нашем сегодняшнем занятии.

- Итак, как вы считаете, ребята, о чём сейчас пойдёт речь?

- Вы совершенно правы. Наша Родина, наше Отечество - это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды

- Ребята, с чем у вас ассоциируется слово Родина?

- Спасибо. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его Родина.

- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте самостоятельно письменно на вопрос: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Вам необходимо написать, что вы сделаете для Родины, когда вырастете, например: посажу сад, буду строить красивые дома...)

- Закончили. Кто прочитает, что записал?

- Отлично.

Родина - это то, что объединяет каждого из нас, а потому кирпичик Родины обязательно должен быть на нашем кластере!

- Вот и подошел к концу наше с вами занятие! Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили?

- А какие цели мы перед собой ставили?

- Удалось ли их нам выполнить?

- Что нового и интересного вы почерпнули из этого классного часа?

- Отлично. Посмотрите на наш дом.

На уроке мы смогли определить, какие ценности существуют.

Ценности очень важны, так как играют особую роль в жизни каждого человека. Я надеюсь, что вы всегда будете об этом помнить, что духовные ценности намного важнее материальных. -

И в заключение внимательно послушайте наказ известного педагога В.А.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания - это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

Собираются цветки. Ученица читает стихотворение.

- На этом наше занятие заканчивается! Спасибо. А сейчас я хочу сказать спасибо всем присутствующим за внимание, активное участие. Мне было очень приятно с вами общаться.