Народный фольклор – сюжетная основа занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Разделы: Музыка, Патриотическое воспитание


«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент - это патриотизм…»
Владимир Путин

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В него входит две составляющие: нравственное воспитание и патриотическое воспитание.

Нравственное воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм.

Патриотическое воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к истокам культуры нашего общества, пробуждения любви к родному краю, ;воспитания уважения и любви к своей семье, преданности Отечеству.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человечество в наших детях, заложить ;нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах ;дошкольного учреждения.

Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно»и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Меня, как музыкального руководителя больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Увидев, что дети эмоционально, заинтересованно исполняют народные песни, заклички, активно участвуют в народных праздниках, с удовольствием разучивают и играют в народные игры, с большим удовольствием овладевают игрой на народных инструментах, я поставила перед собой следующие задачи (на слайде)

Для их решения я определила направление деятельности:

  1. Применить в работе все формы музыкального фольклора.
  2. Создать базу атрибутики, костюмов, сделать подборку народных пословиц, поговорок, наглядного материала.
  3. Приобрести народные инструменты.

В своей работе я применяю активные педагогические методы, которые стимулируют интерес моих воспитанников к народному творчеству:

  • слушание, разучивание и исполнение произведений русского фольклора;
  • чтение и слушание книг и сказок о музыке, просмотр видеоматериала, как путь накопления знаний о народном творчестве;
  • пение различных упражнений, песенок-попевок, скороговорок, прибауток, что способствует созданию активной творческой атмосферы на уроке;
  • разучивание ритмических движений, что является прекрасным дополнением к созданию яркого народного образа изучаемого произведения, способствует его углубленному, эмоциональному восприятию;
  • проведение забытых детских игр - игровые и театрализованные моменты, как эмоционально-увлекательный приём. Знакомство с разными видами жеребьёвки, считалками, разучивание игр, изготовление простейшего реквизита к игровым программам;
  • проведение мероприятий, приуроченных к народным календарным праздникам.

Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери; весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией народа. Основными видами деятельности детей в этом возрасте на занятиях с фольклором являются слушание-восприятие и игры (музыкальные и словесные). Пение же происходит в основном в виде подпевания взрослым. Песенный материал подбираю несложный по мелодическому и ритмическому строю в соответствии с образами (петушок, зайка, котик).

Ритмические приседания, подпрыгивания под песенку - одни из первых музыкально-ритмических движений ребёнка, постепенно переходят в обучение его пляске. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кисти и т.д., а также хороводный и дробный шаг.

Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребёнка - как путь включенности в общее дело. Свистульки, погремушки, ложки, колокольчики для них - средство ритмического воспитания.

Все занятия с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме по определенному сюжету, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания.

В среднем возрасте знакомлю детей с народным календарём, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Также осваиваю малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т.д. Музыкальный материал для детей данного возраста более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжаю обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле. Дети этого возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу.

Для старшей и подготовительной групп провожу тематические или сюжетные занятия, полностью основанные на фольклорном материале. Тематику их определяет народный календарь. Такие занятия проводятся с интенсивным наполнением различных форм учебно-игровой деятельности: так вокально-речевые упражнения сменяются рассказом на данную тему, ответами детей на вопросы; слушание народных песен, знакомство с народными инструментами сменяется разучиванием народных песен, закличек, разучиванием народных танцев, хороводов, игр. Кроме того, на занятиях много используется устного фольклора: прибаутки, потешки, считалки, сказки. Таким образом, дети входят в мир народной культуры, учатся исполнять произведения народного творчества, обогащают свои знания о национальном фольклоре.

Структура занятий и последовательность изложения материала зависит от плана на каждое занятие. Чаще всего на занятиях учтены основные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), но иногда проводятся вокальные или ритмические занятия. Занятия проходят в форме спектакля, занимательной игры.

Подготовка к таким занятиям требует тщательного планирования, продуманного построения, большой оснащённости (атрибуты, игрушки, музыкальные инструменты, куклы кукольного театра). Дети очень любят, когда к нам на занятия приходят герои сказок, фольклорные персонажи.

При подготовке к исполнению народных песен, частушек, мы знакомимся с национальными народными костюмами, с их элементами и особенностями. Рассматриваем детали народного костюма: сарафан, рубаху, пояса, головные уборы, украшения; учимся носить костюм, завязывать платок.

Одна из важных целей в моей работе - познакомить детей с традициями русского народа, поговорить о значимых событиях в календарном круговороте дел, воспитать интерес к обрядовому фольклору, как части музыкального фольклорного наследия. Например, при проведении тематического занятия «Ждём весну, готовимся к Масленице», рассказываю детям о Масленице, разучиваю заклички, беседую о традиции выпекать блины, читаю русскую народную сказку «Как весна зиму поборола», провожу игры «Катание на тройках», «Блинчики румяные».

Знакомство с народным творчеством решает триединую задачу нравственно-патриотического воспитания - воспитание любви к Родине, своему народу и его традициям, к родной природе.

При этом важно понимать: прежде чем ребёнок-дошкольник осознает себя «маленьким гражданином большой страны», ему нужно помочь осознать себя частичкой своей семьи и детского сообщества и освоить пространство «малой родины», где проходит детство.

Поэтому основы патриотизма мы в нашем детском саду формируем у дошкольников, используя следующие условия:

  • опора на историю, искусство, культуру, национальные традиции, примеры жизни героев нашего Отечества (при этом используются формы ознакомления, близкие и понятные детям дошкольного возраста);
  • сотрудничество и взаимодействие детского сада с семьёй как первым социальным институтом с включением инновационных форм совместной работы детского сада и семьи;
  • воспитание любви к «малой родине» через организацию совместных с семьёй культурных мероприятий, связанных со знаковыми событиями, в «шаговой доступности» от дома и детского сада;
  • участие дошкольников в проектах, акциях, праздниках, концертах, посвящённых значимым событиям в жизни страны, родного города.

Любой край, область, даже небольшая деревушка - неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку, что и наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, культурой. Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем мной был разработан проект «С чего начинается Родина», который ведется по следующим направлениям - история возникновения города, люди прославившие город, памятники и достопримечательности города, праздники родного города, природа родного края.

Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного края.

Задачи, которые я поставила перед собой, определили основные формы и методы работы с детьми. При этом я учитывала тесную взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни.

В ходе проведения мероприятий использовала различные методы и приёмы. Например, на экскурсии «Достопримечательности Красного Холма», целью которой являлось вызвать познавательный интерес к родному городу и его достопримечательностям, я использовала не только наблюдение, но и метод сравнения. Мы сравнивали купеческие дома, изображенные на старинных фотографиях с тем, как они выглядят в настоящее время, делали выводы. Течение экскурсии сопровождалось рассказом и беседой. Дети с интересом узнавали, кому раньше принадлежали эти здания, а что сейчас расположено в них, они наперебой рассказывали сами. Когда мы возвращались с экскурсии, дети с удовольствием рисовали виды родного города и создали выставку картин. Перед экскурсией была проведена предварительная работа. Я познакомила детей с историей возникновения Красного Холма, её старинным названием, разучила с детьми гимн Красного Холма - песню местных авторов. Беседуя с детьми о том, где они живут, я задала вопрос: «А почему ваша улица так называется?». Ответ на этот вопрос я предложила детям найти вместе с родителями. В результате исследовательской деятельности детей и родителей мы создали альбом «Улицы нашего города». Ребята с гордостью рассказывают о земляках, в честь которых названы улицы. Полученные на экскурсии знания закрепили в викторине «А я люблю места родные». Воспитанники детского сада участвовали в районном интеллектуальном конкурсе «Академия смышленых малышей» по теме «Люби и знай родной свой край», где заняли 2 место среди детских садов города.

Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города. Очень интересно прошел квест по детскому саду, в ходе заданий которого дети закрепляли уже полученные знания и приобретали новые. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).

Осенью в рамках проекта был проведен праздник «Краснохолмская осень». Ребята виртуально путешествовали по улицам родного города, побывали и посмотрели достопримечательности, рассказывали о промыслах Краснохолмского края. А также пели песни о родном городе, танцевали, играли в народные игры. В гости к детям пришли участники кружка «Ложкари» из дома детского творчества. В их исполнении прозвучали русские мелодии.

Продолжая тему народного творчества не могу не сказать о том, что в жизнь нашего детского сада прочно вошли фольклорные праздники, это и масленичные гуляние и Рождественские встречи, посиделки на покров, ярмарки, которые празднуются широко и весело, и очень любимы детьми. Каждый праздник, как известно, имеет свою историю, свою особую атмосферу, свои атрибуты и музыкальные традиции. Еще одна традиция - проведение Дня семьи, который проходит 15 мая и посвящен международному дню семьи. Дети и родители рассказывают о своих семейных традициях, профессиях, показывают фотографии и презентации о своем доме и увлечениях. Все вместе поют, танцуют и играют.

Проведение патриотических праздников в нашем ДОУ - это хорошая, добрая традиция. И главным, конечно, является «День Победы». Организуя, такие праздники мы одновременно учим и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю вместе с ветеранами, поют военные песни.

Ежегодно дети с родителями участвуют во всенародной акции «Бессмертный полк»: с гордостью несут портреты своих прадедов, приобщаясь к священным страницам истории нашей страны и продолжая живую связь поколений. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, я использую не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т.д.). Огромную помощь в этом оказывает созданный в детском саду мини - музей «Красный Холм - моя малая родина». Посиделки в мини-музее вызывают неподдельный интерес детей. Они как бы переносятся в прошлое, их окружают предметы старинного быта, звучат песни, частушки, да и сами ребята одеты в русскую одежду, играют в народные игры, слушают русскую народную музыку. А еще знакомятся с промыслами Краснохолмского края, пробуют сами что-то сделать. Например, слепить глиняный горшок. Этот перенос в прошлое завораживает их, надолго запоминается. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с известными людьми города. Незабываемым событием стало для детей знакомство с творчеством нашего земляка, руководителем ансамбля русской песни «Русские узоры» и ансамбля народных инструментов «Славяне» Щербаковым В.С. Дети с интересом слушали звучание баяна, знакомились с историей этого инструмента, вместе с музыкантом играли на ложках.

Также в гостях у детей побывали руководитель клуба «Ветеран» Семенова Л.А. и мастер по вязанию кукол Тюрина Г.В. Они играли с детьми, показывали кукол и рассказывали о них.

Наш детский сад принимает участие в ежегодных Антониевских ярмарках.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является ознакомление дошкольников с природным и экологическим своеобразием родного региона. Одним из эффективных методов и приёмов в работе по воспитанию юных экологов является краеведческая работа, которая направлена на решение задач, связанных с личностным развитием ребёнка и созданием условий, обеспечивающих процесс социализации. Поэтому в нашем детском саду была создана экологическая агитбригада. Задачи охраны природы и сохранение богатств родного края актуальны всегда. Выделили главное направление работы - это осознание детьми оздоровительной, эстетической и практической ценности окружающей природы.

Учитывая специфику нашего региона, сделали большой упор на становление понимания и переживания ребёнком своего единства и неразрывной связи с живой природой Краснохолмской земли, на формирование осознанного и бережного отношения к природе.

В результате проведенной работы дети имеют представления о родном городе, проявляют познавательный интерес к Краснохолмскому краю, его истории, культурным традициям, проявляют нравственно-патриотические чувства: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства родного края.

В 2018 году наш город праздновал 500-летний юбилей. В связи с этим дети и педагоги из нашего детского сада участвовали в районном конкурсе «Родные берега» сразу в нескольких номинациях. В номинации на лучшее исполнение стихотворений местных авторов о родном городе все три призовых места заняли воспитанники нашего детского сада. В вокальном конкурсе Беляева Дарья стала лауреатом третьей степени. В хореографическом конкурсе наша композиция «Краснохолмская ярмарка» заняла 1 место. Вокальный ансамбль детского сада стал победителем межрайонного конкурса народной песни «Завалинка» на осенней Антониевской ярмарке.

Положительным итогом проводимой работы явились следующие результаты:

  • Сформировался интерес к народной культуре праздникам, обычаям и традициям своего народа;
  • Систематизировались знания детей о музыкальном фольклоре;
  • Дети познакомились с народными инструментами и обучились навыкам элементарного музицирования на них;
  • Расширилось представление детей о родном крае;
  • Развилось чувство уважения, любви к своей Родине, родному городу, чувства толерантности, доброты и благородства.