Цель: создать условия для формирования у учащихся различных видов компетенций (ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных) с помощью проектной деятельности в рамках работы над картиной С.А.Григорьева «Вратарь».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с основными этапами создания медиапроекта (предпродакшн, продакшн, постпродакшн);
- расширить кругозор учащихся за счет знакомства с различными компьютерными программами;
- обеспечить в ходе урока усвоение понятий «идея» и «сценарий» медиапроекта;
- создать условия для формирования умений создания сценария, подбора необходимого материала для проекта, монтажа и озвучивания видео, продвижения проекта в интернете.
Развивающие:
- содействовать формированию самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся;
- создать условия для развития аналитических и творческих способностей, а также компьютерной грамотности учащихся;
- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);
- содействовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные:
- способствовать развитию эстетического вкуса, общей культуры;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни (занятиях спортом), а также интереса к творческому труду, в частности к медиапрофессиям.
- содействовать повышению уровня мотивации на уроках русского языка с помощью использования компьютерных технологий;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе, а также развитию умения отстаивать свою точку зрения при уважении к точкам зрения других.
Этапы работы над медиапроектом
Традиционно на уроках русского языка учащиеся 7-х классов, обучающиеся по предметной линии учебниковТ.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и Л.А.Тростенцовой, пишут сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь», обычно в формате репортажа.
Однако, работая в медиаклассе, я принял решение провести инновационный урок и «снять» вместе с ребятами медиасочинение по данной картине, одновременно с этим познакомив учащихся с основными этапами создания медиапроекта.
Данная методическая разработка посвящена работе над картиной С.А.Григорьева «Вратарь» в 7-8-х классах, работе, которая реально может повысить интерес к не только к компьютерным технологиям, но и к урокам русского языка.
Работу над картиной предлагаю разбить на следующие этапы.
1 этап
Организация работы творческих групп. Детям должен быть интересен не только урок, но и подготовка к нему. Они сами должны принимать участие в создании урока, осознать, что это наш, общий урок, учителя и ребят. Не будет скучным то, что сделано своими руками.
Необходимо создать пять творческих групп (по 3-5 человек), которые будут выполнять следующие виды работ:
- Группа «Режиссёры и монтажёры». Монтаж вступительного видеоролика к нашему проекту «Футбол - это жизнь» с использованием кадров советского футбола, слов комментатора Николая Озерова и современной графики.
- Группа «Языковеды». Поиск в интернете и последующий анализ афоризмов о футболе.
- Группа «Искусствоведы». Подготовка сообщения о быте советского школьника через выставку картин в компьютерной презентации Microsoft PowerPoint.
- Группа «Репортёры и спортивные комментаторы». Монтаж видеоролика с самыми яркими моментами чемпионата мира по футболу в РФ в 2018 году.
- Группа «Геймеры». Подготовка сообщения о компьютерной игре «FIFA» и своих впечатлениях от игрового процесса в сопровождении рекламных роликов, посвящённых данной игре.
2 этап
Урок «Медиасочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь»», проводимый на основе подготовленного материала с помощью творческих групп.
Ход урока
1. Формирование психологического настроя на урок
- Ребята, сегодня наш урок русского языка, как это ни удивительно, посвящён спорту, а какому виду спорта, вы узнаете, посмотрев вступительный видеоролик, выполненный вашими одноклассниками. (Смотрят вступительный видеоролик - начало медиапроекта «Футбол это жизнь».)
2. Определение темы урока. Целеполагание
- Да, сегодня мы с вами будем говорить о футболе и в итоге напишем сочинение-сценарий по известной советской картине С.А.Григорьева «Вратарь», репродукция которой есть у каждого из вас в цветных вклейках к учебнику.
- Итак, мы пишем не обычное сочинение, а сценарий. Вы медиакласс, и вам хорошо известно, что такое сценарий и для чего он нужен. (Отвечают, что это такое и для чего он нужен.) Поэтому как вы думаете, какова будет главная цель нашей работы? (Создание медиапроекта, видеофильма.)
- Но для начала давайте обсудим саму картину художника С.А.Григорьева «Вратарь».
3. Беседа по картине
- Где происходит действие, изображенное на картине? (Ребята играют на пустой площадке за домом, ворота они "соорудили", возвращаясь из школы, из портфелей.)
- Кто является главным действующим лицом картины? Каким изобразил художник вратаря? (Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)
- А теперь давайте предположим, как проходит жизнь этого мальчика вне его увлечения футболом. (Обычно, как у всех: учёба, уроки, «пятёрки» и «двойки», отдых в деревне, летний лагерь и т.д.)
- Конечно, вы правы. Кстати, подобная жизнь советского школьника изображена другими известными художниками, о которых нам расскажут наши искусствоведы. (Слушают сообщение, смотрят выставку картин.)
4. Выступление искусствоведов
Выставка картин о жизни советского школьника в компьютерной презентации Microsoft PowerPoint. (Ребята кратко рассказывают о картинах А.Кержнера «В первый класс» Н.Заболотского «Опять пятерка», Ф.Решетникова «Опять двойка» и «Переэкзаменовка», В.Семёнова «В тихий час» и др.)
5. Продолжение беседы по картине
- Как вы думаете, чем является для героя картины игра в футбол? Почему? (Возможно, это его судьба, и он станет настоящим футболистом и сможет в будущем на большом поле защищать честь своей страны. Но самое главное для него в данный момент - поверить в себя, не пропустить мяч и не проиграть. Для него сейчас это не просто игра, это борьба за свою мечту.)
- Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечён происходящим? (Взгляды всех зрителей устремлены на поле, туда, где идет напряжённая борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно, всецело захвачен зрелищем игры. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зелёном лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры. Картина как «живая». Буквально чувствуешь эмоции, которыми переполнены и игроки, и зрители.)
- Как вы сами относитесь к данной игре. Вы переживали подобные эмоции во время просмотра футбольных матчей? (Отвечают.)
- А теперь давайте послушаем наших репортёров и спортивных комментаторов, подготовивших видеоролик и вспомним, какие эмоции переживали россияне в 2018 году, когда у нас проходил чемпионат мира по футболу и наша команда впервые в истории вышла в 1/4 финала. (Смотрят видеоролик.)
6. Выступление репортёров и спортивных комментаторов
Показ видеоролика с самыми яркими моментами (победы и поражения, эмоции болельщиков и самих футболистов) чемпионата мира по футболу в РФ в 2018 году.
- Теперь предлагаю послушать других одноклассников, которые играют хоть и не в настоящий футбол, а виртуальный, но тоже его очень любят. (Слушают сообщение, смотрят рекламные ролики компьютерной игры.)
7. Выступление геймеров
Сообщение о компьютерной игре «FIFA» и впечатлениях от игрового процесса в сопровождении рекламных роликов, посвящённых данной игре.
8. Продолжение беседы по картине
- Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль? (Футбол интересен всем. Футбол - любимый вид спорта. Для многих футбол больше, чем игра. Для многих футбол - это жизнь.)
- С вами согласны очень многие люди. Чтобы доказать это, ваши одноклассники проанализировали афоризмы про футбол, представленные в интернете. Давайте послушаем их. (Слушают самые популярные афоризмы о футболе из сети.)
9. Выступление языковедов
Презентация найденных в интернете афоризмов о футболе:
Настоящий футбол можно увидеть во дворах, когда мальчишки в рваных кедах, до потери сознания сражаются за каждый мяч.
Человек, однажды отдав сердце футболу, будет верен этой игре до конца жизни!
Футбол - это больше чем спорт!
Футбол - это жизнь в 90+ минут, в которой может всё внезапно поменяться.
Футбол - целая жизнь. Его можно любить сильнее, чем театр, музыку и политику вместе взятые.
Футбол - это кислород. Отнимите его у меня, и я задохнусь!
Некоторые считают, что футбол - дело жизни и смерти. Они ошибаются: футбол гораздо важнее.
Футбол - это своеобразный язык, который связывает миллионы людей во всём мире!
10. Рефлексия
- Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе.
11. Домашнее задание
Подготовить черновик сочинения-сценария видеоролика «Футбол - это жизнь» по картине С.А.Григорьева «Вратарь», учитывая всё, о чём мы говорили на уроке.
3 этап
Создание на занятиях внеурочной деятельности медиапроекта «Футбол - это жизнь»:
- Выбор лучшего сценария или написание оригинального на базе выполненных классом;
- Поиск дополнительного материала (видео, звуки, музыка, тексты, фото), необходимого для создания видеоролика плюсом к тому, что уже был подготовлен к уроку;
- Видеомонтаж медиасочинения в программе Adobe Premiere Pro;
- Добавление в ролик необходимой 3D-графики с помощью программы Adobe After Effects;
- Работа со звуком (совмещение видео- и аудиодорожки);
- Продвижение видеоролика (размещение медиапроекта на видеохостинге YouTube, создание рекламного проморолика к проекту).
Результат работы
- Медиапроект «Футбол - это жизнь»: https://www.youtube.com/watch?v=B-iLIiGPhXc
- Рекламный проморолик: https://www.youtube.com/watch?v=oh1SrU6Figg