Особенности информационно-методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Информатизация образовательного процесса сегодня популярна на разных уровнях, так как интенсификация образования ориентируется на мультимедийность, что предполагает применение широкого спектра ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), использование различных программных и технических средств для наиболее эффективного воздействия на учащихся. Применение современных информационно-методических средств при обучении в начальной школе не только обогащает образовательные ресурсы школьных уроков, но и оптимизирует весь образовательный процесс.

Вопрос информационно-методического обеспечения образовательного процесса бурно обсуждается в педагогическом сообществе, оставаясь актуальным, так как нет единой трактовки и технологии внедрения. В данной статье рассмотрены особенности информационно-методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе на основе педагогического опыта применения цифровых технологий.

Основная цель современного развития образовательной среды направлена на повышение качества и доступности системы образования, что соответствует требованиям развития российской экономики и инновационным потребностям общества. Учащиеся «цифрового поколения» или «поколения Z» с клиповым, то есть фрагментарным мышлением предпочитают динамичное восприятие информации в сжатой визуализированной форме. В связи с чем сегодняшняя образовательная политика направлена на повышение качества всех ступеней образования с сохранением его фундаментальности.

В рамках информатизации современный урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса не может обойтись без различных наглядных и технических средств обучения, которые способствуют повышению мотивации учеников и улучшают качество запоминания учебного материала, обеспечивая образность и прочность знаний. Задача учителей поддерживать и повышать уровень мотивации учеников нового поколения. Хорошо продуманные инновационные методы и формы обучения способствуют эффективной организации усвоения программного материала, в связи с чем учителям следует постоянно совершенствовать методы, средства и технологии обучения для вовлечения учеников в познавательный поиск, самостоятельное добывание знаний, развитие интереса к изучаемому предмету.

Современная система школьного образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде комплекса знаний, умений, навыков. Необходимо не нагружать память ненужной информацией, а развивать мышление, повышая интеллект учащихся. Формулировка новых образовательных стандартов предполагает определённые виды деятельности, которыми ученик должен овладеть в конце обучения, которые сформулированы в виде личностных, предметных и метапредметных результатов. Основной целью современного российского образования можно назвать создание новой образовательной системы, которая призвана стать основным инструментом социокультурной модернизации общества.

Информационно-методические средства обеспечения образовательного процесса - комплекс ресурсов, включающий демонстрационные, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы и т.д. Основные составляющие информационно-методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе:

  • электронные наглядные пособия;
  • интерактивные плакаты;
  • интернет-ресурсы УМК (учебно-методического комплекса);
  • обучающие компьютерные игры;
  • электронные аудио и видео приложения к учебникам;
  • электронные тренажёры;
  • мультимедиа презентации;
  • электронная библиотечная система;
  • электронная образовательная среда.

Таким образом, источники информации в современной начальной школе помимо основных (бумажные учебники, пособия) содержат электронные учебники и учебные пособия, онлайн энциклопедии, а также материалы, размещаемые в глобальной интернет-сети. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса может быть дополнено электронными версиями методической литературы и программными продуктами.

Информационно-методическое обеспечение направлено на предоставление постоянного доступа для каждого участника образовательного процесса к информации об организации учебного процесса и обеспечении условий его осуществления. Следует отметить, что информационно-методическое обеспечение образовательного процесса также включает:

  • нормативную правовую базу образования учащихся,
  • различные характеристики информационных связей участников учебного процесса,
  • различный доступ к электронным информационным ресурсам, в том числе размещённых в региональных и федеральных базах данных,
  • средства мониторинга динамики обучения.

Другими словами, информационно-методические средства обеспечения образовательного процесса - важный инновационный ресурс образовательной инфраструктуры современной школы, который предполагает компьютерную поддержку учебного процесса или по-другому можно сказать информационно-коммуникационное сопровождение, обеспечивающее высокую результативность образовательного и воспитательного процесса, повышающее эффективность деятельности учеников и учителей.

Внедрение информационно-методического обеспечения в образовательный процесс помогает обеспечить:

а) интеграцию и систематизацию разных информационных потоков в образовательном пространстве,

б) формирование субъектной позиции учеников на основе освоения информационно-коммуникационных технологий,

в) проектирование результатов становления компетенций,

г) мониторинг достижений учеников в освоении образовательных программ.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса открывает новые возможности для учителей и учащихся в творческой и учебной деятельности, предполагая компьютеризацию, разработку необходимого программного обеспечения учебного назначения. Особенностью программного продукта является то, что он аккумулирует не только компьютерную программу, но и дидактико-методический опыт учителей, корректное информационное наполнение школьного предмета, требования ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта), возможность применения в образовательном процессе в школе на уроке и дома для самообразования.

Для того, чтобы переложить учебный курс на систему ИКТ, учитель должен не только мастерски разбираться в преподаваемом предмете, но и быть грамотным методистом, уметь систематизировать материал, а также разбираться в интенсивных информационно-коммуникационных технологиях и средствах компьютерной поддержки для достижения педагогических целей.

Учитель-методист должен быть знаком с современными техническими средствами и ПО (программным обеспечением) при компьютерном сопровождении учебного процесса. Безусловно, целесообразным будет поручение соответствующей сложной работы не только одному учителю-методисту, а группе квалифицированных работников методического объединения. Среди критериев оптимальности конечных результатов информационно-методической работы необходимо выделить: результативность, рациональность, рост удовлетворённости педагогов своим трудом.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса может предполагать применение различных программных средств с целью разработки авторского приложения, комплексное или частичное применение готовых ИКТ в учебном процессе. Самым интересным, на наш взгляд, является первый подход, предполагающий разработку авторского приложения, например, презентации. Презентация с наглядной графической и звуковой информацией увеличивает эмоциональный заряд и обучающий эффект подачи учебного материала, повышая его плотность и объём.

Презентации и другие мультимедийные технологии открывают новые возможности для эффективного управления образовательным процессом, что не только улучшает общую эстетику занятий, но и предоставляет возможность тиражирования учебного материала. Дистанционные образовательные технологии позволяют организовать процесс эффективного индивидуального, дифференцированного обучения, переложив рутинные педагогические действия на компьютерную технику.

Популярным образовательным электронным ресурсом среди учителей школ является Московская электронная школа (МЭШ), которая представляет собой единую образовательную платформу, помогающую ученикам учиться, учителям - учить, родителям - постоянно быть в курсе образовательного процесса. Электронная школа дополняет, а не заменяет традиционную школу, делая её более высокотехнологичной и современной.

Электронная образовательная среда МЭШ содержит 5 основных разделов:

  1. электронный журнал (один из инструментов учителя, уменьшающий рутинную административную работу и помогающий сосредоточиться на повышении качества уроков);
  2. электронный дневник (один из главных помощников учеников и их родителей, содержащий полную информацию про образовательный процесс: расписание, отметки, домашнее задание, новости школы);
  3. библиотека (бесплатный источник более 2 миллионов электронных образовательных материалов, таких как сценарии уроков, электронные учебники и учебные пособия, интерактивные образовательные приложения, и инструментов для их создания);
  4. «Москвёнок» (карта-ключ, предоставляющая вход в школу и доступ к полезным онлайн сервисам и услугам);
  5. портфолио учащегося (электронный сервис с данными о достижениях в учёбе, спорте и творчестве).

На платформе МЭШ учащиеся могут участвовать в интерактивных уроках, работать в виртуальных лабораториях для творчества и проведения экспериментов, просматривать дополнительные материалы, проверять полученные знания при помощи тестов. Учителя могут проводить дистанционные занятия, используя электронные материалы библиотеки МЭШ или создавая собственные информационно-методические материалы.

Московская электронная школа не только способствует сокращению подготавливаемой учителями документации при разработке рабочих программ, но и помогает в подготовке к урокам и классным часам, проведении уроков с помощью материалов из электронной библиотеки с использованием интерактивных досок, панелей и планшетов.

Можно также рассматривать Московскую электронную школу как интерактивную платформу для повышения информационно-методической квалификации педагогов, так как, работая в системе МЭШ, учителя используют опыт своих коллег, что способствует их профессиональному росту. Хранилище МЭШ содержит только качественные материалы, одобренные специалистами-модераторами. Есть возможность пользоваться уже одобренными сценариями уроков, прошедшими модерацию (проверку), дополнять готовые варианты или создавать свои собственные.

Взаимодействие с методистами, указывающими на неточности в создаваемых цифровых материалах, также помогают профессионально расти. Самые востребованные материалы получают гранты от Правительства Москвы за вклад в развитие системы образования. Стимулом для разработки информационно-методических материалов является не только получение грантов, но и осознание признания работы со стороны педагогического сообщества.

Результаты проведённого опроса среди учителей нашей начальной школы показывают, что большинство педагогов независимо от педагогического стажа работы одобряют информатизацию современной системы российского образования, выделяя значительное количество положительных факторов внедрения ИКТ. Например, мы и большинство наших учителей часто используем МЭШ при подготовке и проведении уроков, потому что данная электронная система обладает многими преимуществами: позволяет подготовить интересные занятия с заданиями на разные темы по всем предметам, помогает найти информацию в электронных учебно-методических пособиях, быстро и качественно готовиться к урокам. Система постоянно обновляется, например, при входе в онлайн библиотеку учителю открывается подборка материалов в соответствии с расписанием.

МЭШ, став электронным помощником с целым набором сервисов, предоставляет педагогам возможность для создания интересных визуализированных интерактивных уроков, которые так нравятся учащимся, а также прикрепления онлайн ЦДЗ (цифровых домашних заданий), которые автоматически проверяются системой, позволяя экономить время. Важным преимуществом считаем также, что МЭШ содержит все необходимые источники информации, и у учащихся есть возможность пользоваться тренажёрами для проверки знаний, подготовки к проверочной работе и выполнения домашнего задания.

Подводя итог, отметим, что преимуществами информационно-методических систем обеспечения образовательного процесса в начальной школе, таких как МЭШ, являются:

а) разнообразие учебных элементов,

б) реализация принципа дифференцированного обучения,

в) мощная база различных видов тестирований,

г) наличие педагогических сценариев и образовательных стратегий (модульное, индивидуальное и социальное обучение),

д) публикация учебного контента различного формата (аудио, видео, текст),

е) постоянный контроль прогресса учащихся,

ж) методическая поддержка педагогов.

Таким образом, составляющими информационно-методического обеспечения образовательного процесса являются: электронные наглядные пособия, аудио и видео приложения к учебникам, электронная образовательная среда, электронная библиотечная система и др. При внедрении информационно-методических средств обеспечения образовательного процесса учитель может частично или полностью применять готовые ресурсы или разработать авторские приложения.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе, предполагающее компьютеризированную разработку учебного программного обеспечения, представляет собой незаменимый ресурс системы образования 21 века, помогающий индивидуализировать образовательный процесс, делая его более эффективным и повышая мотивацию учащихся с учётом дидактико-методического опыта специалистов, и предоставляющий поддержку всем участникам процесса обучения.