Направление деятельности: социально-педагогическое.
Уровень программы: ознакомительный.
Программа рассчитана на детей 4-5 лет.
Срок реализации: 1 год.
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Чудесный песок» имеет социально-педагогическую направленность. Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальных сферах могут существенно ограничивать возможности ребёнка как в развитии познавательной и эмоциональных сфер, так и в развитии речевых функций. Основная идея программы - используя игры с песком позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
1.2. Уровень освоения программы
Ознакомительный (соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»)
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т.Д.Зинкевич, Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки, развивает речь ребенка.
1.4. Цели и задачи программы
Цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Задачи:
Обучающие:
- обучить умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера.
- учить детей последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета.
- обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
- учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память)
- развивать логическое мыщление.
- развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
- развивать умение действовать по инструкции;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе);
- воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому. .
1.5. Категория обучающихся, возраст
Возраст 4-6 лет
1.6. Срок реализации программы
1 год.
Сентябрь-май.
1.7. Формы организации образовательной деятельности:
Форма проведения учебных занятий - групповая.
Количество учащихся в группе - до 6 человек.
1.8. Режим занятий
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут.
1.9. Планируемые результаты
К концу обучения по Программе у обучающихся сформируются следующие умения и способности:
- положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей
- снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх с песком
- появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми
- улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке
- увеличение речевой активности детей
- получение ребёнком первого опыта рефлексии (самоанализа), умение понимать себя и других
- формирование базы для дальнейшего становления навыка позитивной коммуникации
- развитие мелкой моторики рук
- воспитание положительных нравственных качеств личности
- развитие творческих способностей
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Принцип набора для занятий по программе свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Противопоказания для занятий песочной терапией
- Наличие аллергии на пыль и мелкие частицы
- Серьёзные заболевания легких.
- Кожные заболевания на руках, порезы и раны.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия.
2. Содержание программы
2.1. Тематическое планирование
Структура занятий
Часть 1. Вводная
Настрой детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры - разминки.
Часть 2. Основная
Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательнойсфер ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, конструирование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
Подведение итога занятия. Создание у каждого участника чувства принадлежности к группеи закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: ритуал прощания.
Занятия в рамках кружка не всегда предполагают конкретной структуры, т.к. строятся на импровизации, эмоциональном состоянии и фантазии детей.
Формы подведения итогов:
Содержание программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.
2.2. Календарно-тематический план
Месяц |
№ |
Время |
Тема занятия |
Содержание |
Сентябрь |
1 |
25 мин |
Здравствуй, песок! |
1.«Правила Песочной страны»
|
2 |
25 мин |
«Песочные
|
1.Приветствие «Чуткие руки»
|
|
Октябрь |
1 |
25 мин |
«Песочный дождь» |
1. Приветствие «Снежный ком»
|
2 |
25 мин |
«Необыкновенные следы» |
1. Приветствие: «Радуга»
|
|
3 |
25 мин |
«Мое настроение» |
1.Игра «Давайте поздороваемся»
|
|
4 |
25 мин |
«Мое настроение» |
1.Упражнение «Песочный дождик»
|
|
ноябрь |
1 |
25 мин |
«Про трусишку» |
1.Игра «Давайте поздороваемся»
|
2 |
25 мин |
«Как помочь трусишке» |
1.Игра «Давайте поздороваемся»
|
|
3 |
25 мин |
«Не страшно, а смешно» |
1.Игра «Давайте поздороваемся»
|
|
4 |
25 мин |
« Хочу быть смелым» |
1.Игра «Давайте поздороваемся»
|
|
декабрь |
1 |
25 мин |
« Хочу быть смелым» |
1.Игра «Давайте поздороваемся»
|
2 |
25 мин |
«Прятки» |
1. Игра «Комплимент»
|
|
3 |
25 мин |
«Рисуем радость» |
1. Игра «Рукопожатие»
|
|
4 |
25 мин |
«Мирись, мирись…» |
1.«Здороваемся разными частями тела»
|
|
январь |
1 |
25 мин |
«Мы все разные» |
1. Игра «Комплимент»
|
2 |
25 мин |
«Зимняя прогулка» |
1.«Здороваемся разными частями тела»
|
|
3 |
25 мин |
«Киска» |
1. Игра «Комплимент»
|
|
4 |
25 мин |
«У Мишутки в гостях» |
1.Этюд «Здравствуй»
|
|
Февраль |
1 |
25 мин |
«Мостик дружбы» |
1. Этюд «Здравствуй»
|
2 |
25 мин |
«Прогулка» |
1. Этюд «Здравствуй»
|
|
3 |
25 мин |
«Мирись, мирись…» |
1.«Здороваемся разными частями тела»
|
|
4 |
25 мин |
«Ладошки» |
1. Игра «Воображаемый мяч»
|
|
Март |
1 |
25 мин |
«Вообрази» |
1. Этюд «Здравствуй»
|
2 |
25 мин |
«Дружба» |
1. Игра «Воображаемый мяч»
|
|
3 |
25 мин |
«Чудеса на песке» |
1. Игра «Весенняя капель»
|
|
4 |
25 мин |
«Чудеса на песке» |
1. Игра «Весенняя капель»
|
|
Апрель |
1 |
25 мин |
«Сочиняем сказку» |
1. Игра «Весенняя капель»
|
2 |
25 мин |
«Я расту» |
1. Игра «Весенняя капель»
|
|
3 |
25 мин |
Свободная игра |
1. приветствие «Радость»
|
|
4 |
25 мин |
«Сказочный город» |
1. Игра «Весенняя капель»
|
|
май |
1 |
25 мин |
« Связующая нить» |
1. Игра «Комплимент»
|
2 |
25 мин |
«Я расту» |
1. «Здороваемся разными частями тела»
|
|
3 |
25 мин |
«Сочиняем сказку» |
1. Этюд «Здравствуй»
|
|
4 |
25 мин |
«Мой мир» |
Свободное построение в песочнице своего мира, совместная деятельность в группе |
|
Всего: |
34 |
3. Формы контроля и оценочные материалы
Итоговый контроль заключительная проверка знаний проводится в индивидуальном порядке, мониторинг.
3.1. Формы и содержание итоговой аттестации:
Формы подведения итогов:
Содержание программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.
4. Учебно-методическое и организационное обеспечение программы
4.1 Материально-технические условия реализации программы.
- Песочница (большая (140х100х8) для работы с подгруппой из 6-8 детей и небольшие (50х70х8) для индивидуальной работы или работы в парах)
- Чистый, просеянный песок;
- Набор миниатюрных фигурок (люди, животные, растения, насекомые);
- Предметы для работы с песком: совочки, грабельки, сито, мячики массажные, формочки, воронки, и др.
4.2. Кадровое обеспечение программы
Программу реализует педагог дополнительного образования: Захарова Ирина Леонидовна.
4.3. Литература
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. - Спб., 2001.
- Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
- Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
- Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В.Хухлаева - М.: Генезис, 2003г.- с. 176
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. [Текст] / под ред. Н.Ю.Куражевой. - Спб.: Речь, 2014.
- 7.О.БСапожникова, Е.В.Гарнова Песочная терапия в развитии дошкольников. - Сфера 2021.
- Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru