Дополнительная общеобразовательная программа для дошкольников «Чудесный песок»

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Направление деятельности: социально-педагогическое.

Уровень программы: ознакомительный.

Программа рассчитана на детей 4-5 лет.

Срок реализации: 1 год.

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудесный песок» имеет социально-педагогическую направленность. Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальных сферах могут существенно ограничивать возможности ребёнка как в развитии познавательной и эмоциональных сфер, так и в развитии речевых функций. Основная идея программы - используя игры с песком позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

1.2. Уровень освоения программы

Ознакомительный (соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»)

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т.Д.Зинкевич, Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.

В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки, развивает речь ребенка.

1.4. Цели и задачи программы

Цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера.
  • учить детей последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета.
  • обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  • учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Развивающие:

  • развивать психические процессы (внимание, память)
  • развивать логическое мыщление.
  • развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
  • развивать умение действовать по инструкции;
  • стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

  • вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  • воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе);
  • воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому. .

1.5. Категория обучающихся, возраст

Возраст 4-6 лет

1.6. Срок реализации программы

1 год.

Сентябрь-май.

1.7. Формы организации образовательной деятельности:

Форма проведения учебных занятий - групповая.

Количество учащихся в группе - до 6 человек.

1.8. Режим занятий

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут.

1.9. Планируемые результаты

К концу обучения по Программе у обучающихся сформируются следующие умения и способности:

  • положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей
  • снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх с песком
  • появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми
  • улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке
  • увеличение речевой активности детей
  • получение ребёнком первого опыта рефлексии (самоанализа), умение понимать себя и других
  • формирование базы для дальнейшего становления навыка позитивной коммуникации
  • развитие мелкой моторики рук
  • воспитание положительных нравственных качеств личности
  • развитие творческих способностей

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Принцип набора для занятий по программе свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Противопоказания для занятий песочной терапией

  • Наличие аллергии на пыль и мелкие частицы
  • Серьёзные заболевания легких.
  • Кожные заболевания на руках, порезы и раны.

Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия.

2. Содержание программы

2.1. Тематическое планирование

Структура занятий

Часть 1. Вводная

Настрой детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры - разминки.

Часть 2. Основная

Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательнойсфер ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, конструирование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая

Подведение итога занятия. Создание у каждого участника чувства принадлежности к группеи закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: ритуал прощания.

Занятия в рамках кружка не всегда предполагают конкретной структуры, т.к. строятся на импровизации, эмоциональном состоянии и фантазии детей.

Формы подведения итогов:

Содержание программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.

2.2. Календарно-тематический план

Месяц

Время

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1

25 мин

Здравствуй, песок!

1.«Правила Песочной страны»
2. Приветствие «Ладошки»
3.Упражнение «Здравствуй, песок»
4. Игра «Интервью»

2

25 мин

«Песочные
узоры»

1.Приветствие «Чуткие руки»
2. Упражнение «Песочный ветер»
3. «Песочные узоры»
4.Игра «Шалтай Болтай»

Октябрь

1

25 мин

«Песочный дождь»

1. Приветствие «Снежный ком»
2. Упражнение «Песочный дождь»
3.Игра «Сказка Репка»

2

25 мин

«Необыкновенные следы»

1. Приветствие: «Радуга»
2. Упражнение «Необыкновенные следы»
3.Игра «Настроение»

3

25 мин

«Мое настроение»

1.Игра «Давайте поздороваемся»
2. Беседа о настроении
3. «Тренируем эмоции»
4. Этюд «Солнечный зайчик»

4

25 мин

«Мое настроение»

1.Упражнение «Песочный дождик»
2.Упражнение «Назови и запомни»
3.Упражнение «Нарисуй улыбку»

ноябрь

1

25 мин

«Про трусишку»

1.Игра «Давайте поздороваемся»
2.Сказка «Зайка трусишка» (О.Хухлаевой)
3.Упражнениеобсуждение «Почему грустил Трусишка?»
4. Этюд «Эстафета дружбы»
5.Упражнение «Необыкновенны е следы»

2

25 мин

«Как помочь трусишке»

1.Игра «Давайте поздороваемся»
2.Упражнение «Расскажи свои страхи»
3.Упражнение «Неопределенные фигуры»
4. Упражнение «Песочные прятки» (дорисовывание отпечатков до какого-либо образа)

3

25 мин

«Не страшно, а смешно»

1.Игра «Давайте поздороваемся»
2.Упражнение «Расскажи свои страхи»
3.Сказка «Ночные кошмары»,
4.Игра «Тень»
5.Игра «Песочные прятки» (рисование ладошкой).

4

25 мин

« Хочу быть смелым»

1.Игра «Давайте поздороваемся»
2.Упражнение «Игра с мешочком»
3.Сказка «Хочу быть смелым»
4. Подвижная игра «Если нравится тебе»
5.Упражнение «В сказочном лесу». (рисование пальцами обеих рук одновременно)

декабрь

1

25 мин

« Хочу быть смелым»

1.Игра «Давайте поздороваемся»
2.Упражнение «Игра с мешочком»
3.Сказка «Хочу быть смелым»
4. Подвижная игра «Если нравится тебе»
5.Упражнение «В сказочном лесу». (рисование пальцами обеих рук одновременно)

2

25 мин

«Прятки»

1. Игра «Комплимент»
2. Игра «Угадай, кого не стало»
3.Сказка «Дружба камина и печки», стр.154
4. Игра «Узнай по голосу»
5. Игра «Песочные прятки» (рисование ладошкой)

3

25 мин

«Рисуем радость»

1. Игра «Рукопожатие»
2. Беседа о радости
3. Сказка «Жила-была радость»,
4. Игра «Настроение и походка»
5. «Рисуем радость»

4

25 мин

«Мирись, мирись…»

1.«Здороваемся разными частями тела»
2. «Мирная считалка»
3. Этюд «Поссорились и помирились»
4. Этюд «Солнце в ладошке»
5.Упражнение «Настроение на ладошке»

январь

1

25 мин

«Мы все разные»

1. Игра «Комплимент»
2. Упражнение «Я умею»
3. Сказка «Нежный лучик»
4. Игра «Возьми и передай»
5. Упражнение «Клубочек дружбы» (рисование широких линий большим пальцем, тонких - мизинцем)

2

25 мин

«Зимняя прогулка»

1.«Здороваемся разными частями тела»
2. Игра «Волшебные рукавицы»
3. Игра «Снежки»
4. Подвижная игра «Сосульки, сугробы, снежинки»
5. Упражнение «Снежинки» (рисование зимних узоров пальчиками)

3

25 мин

«Киска»

1. Игра «Комплимент»
2. Разыгрывание сценки «Котята» (С.Маршак).
3. Задание «Найди двух одинаковых котят»
4. Упражнение «Киска потерялась»: рисуем контур головы киски двумя указательными пальцами головы киски двумя указательными пальцами одновременно

4

25 мин

«У Мишутки в гостях»

1.Этюд «Здравствуй»
2.Упражнение «Изобрази животное»
3.Этюд «Воздушный шарик»
4.Этюд «Эстафета дружбы»
5.Упражнение «У Мишутки в гостях» (рисование крупных геометрических форм пальчиками; использование массажного мячика)

Февраль

1

25 мин

«Мостик дружбы»

1. Этюд «Здравствуй»
2. Игра «Паровозик с именем»
3.Игра «Разыщи радость»
4. Подвижная игра «Если нравится тебе»
5.Этюд «Эстафета дружбы»
6.«Путешествие дружбы» (рисование линий двумя руками одновременно)

2

25 мин

«Прогулка»

1. Этюд «Здравствуй»
2.Упражнение «На лесной тропинке»
3. Игра «Тень»
4. Игра «Эхо»
5.Этюд «Эстафета дружбы» Рисование линий (волны, тропинки, дорожки, лучи солнца и т.д.).

3

25 мин

«Мирись, мирись…»

1.«Здороваемся разными частями тела»
2. «Мирная считалка»
3. Этюд «Поссорились и помирились»
4. Этюд «Солнце в ладошке»
5.Упражнение «Настроение на ладошке»

4

25 мин

«Ладошки»

1. Игра «Воображаемый мяч»
2.Игра «Передай по кругу»
3.Дыхательное упражнение «Ныряльщики за жемчугом»
4. Игра «Передай улыбку»
5. Этюд «Эстафета дружбы»
6.Упражнение «По волнам, по волнам...» (рисование лодочки или кораблика пальчиком или с использованием дополнительных материалов)

Март

1

25 мин

«Вообрази»

1. Этюд «Здравствуй»
2. Игра «Ныряльщики за жемчужинами»
3. Игра малой подвижности «Водяной»
4. Этюд «Эстафета дружбы»
5. Упражнение «Волшебная страна - подводное царство» (рисование пальцами с использованием камешков, ракушек и т.п.)

2

25 мин

«Дружба»

1. Игра «Воображаемый мяч»
2. Игра «Найди друга»
3. Этюд «Цветок»
4. Этюд «Ручеек улыбок»
5.Упражнение «Цветок распустился» (рисование цветов разной формы, высыпание песка из кулачка на высоте с допрессовыванием элементов, рисование пальчиками)

3

25 мин

«Чудеса на песке»

1. Игра «Весенняя капель»
2. «Игра с песком»
3. Пальчиковая гимнастика «Весна».
4. Упражнение «Кулачок»
5. Этюд «Ручеек улыбок»
6.Упражнение «Чудеса на песке» (рисование ребром ладони)

4

25 мин

«Чудеса на песке»

1. Игра «Весенняя капель»
2. «Игра с песком»
3. Пальчиковая гимнастика «Весна».
4. Упражнение «Кулачок»
5. Этюд «Ручеек улыбок»
6.Упражнение «Чудеса на песке» (рисование ребром ладони)

Апрель

1

25 мин

«Сочиняем сказку»

1. Игра «Весенняя капель»
2.Игра «Волшебные слова»
3.Игра «Сочиняем» сказку
4.Упражнение «Сказка на песке» (сюжетное рисование с использованием кубиков и др.

2

25 мин

«Я расту»

1. Игра «Весенняя капель»
2. Упражнение «Психологические загадки»
3. Игра «Передай по кругу»
4. Игра «Дотронься до...»
5. Этюд «Солнечные лучики»
6. Упражнение «Чудеса на песке» (сюжетное рисование по замыслу)

3

25 мин

Свободная игра

1. приветствие «Радость»
2. Игра с игрушками
3. игра «Дружная семья»

4

25 мин

«Сказочный город»

1. Игра «Весенняя капель»
2. Игра «Сказочный башмачок»
3. Игра «Волшебные слова»
4. Игра «Сказочная фигура»
5. Этюд «Солнечные лучики»
6. Упражнение «Сказочный город.

май

1

25 мин

« Связующая нить»

1. Игра «Комплимент»
2. Упражнение «Прикосновение»
3. Сказка «Мой друг»
4.Упражнение «В гости друг к другу» (рисование домика, избушки из прямых линий двумя, тремя домика, избушки из прямых линий двумя, тремя пальцами)

2

25 мин

«Я расту»

1. «Здороваемся разными частями тела»
2. Упражнение «Психологически е загадки»
3. Игра «Передай по кругу»
4. Игра «Дотронься до...»
5. Этюд «Солнечные лучики»
6. Упражнение «Чудеса на песке» (сюжетное рисование по замыслу)

3

25 мин

«Сочиняем сказку»

1. Этюд «Здравствуй»
2.Игра «Волшебные слова»
3.Игра «Сочиняем» сказку
4.Упражнение «Сказка на песке» (сюжетное рисование с использованием кубиков и др.

4

25 мин

«Мой мир»

Свободное построение в песочнице своего мира, совместная деятельность в группе

Всего:

34

3. Формы контроля и оценочные материалы

Итоговый контроль заключительная проверка знаний проводится в индивидуальном порядке, мониторинг.

3.1. Формы и содержание итоговой аттестации:

Формы подведения итогов:

Содержание программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.

4. Учебно-методическое и организационное обеспечение программы

4.1 Материально-технические условия реализации программы.

  • Песочница (большая (140х100х8) для работы с подгруппой из 6-8 детей и небольшие (50х70х8) для индивидуальной работы или работы в парах)
  • Чистый, просеянный песок;
  • Набор миниатюрных фигурок (люди, животные, растения, насекомые);
  • Предметы для работы с песком: совочки, грабельки, сито, мячики массажные, формочки, воронки, и др.

4.2. Кадровое обеспечение программы

Программу реализует педагог дополнительного образования: Захарова Ирина Леонидовна.

4.3. Литература

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. - Спб., 2001.
  2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  3. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
  4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
  5. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В.Хухлаева - М.: Генезис, 2003г.- с. 176
  6. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. [Текст] / под ред. Н.Ю.Куражевой. - Спб.: Речь, 2014.
  7. 7.О.БСапожникова, Е.В.Гарнова Песочная терапия в развитии дошкольников. - Сфера 2021.
  8. Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru