МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Место урока в программе
Автор программы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Первый практический урок по теме оригами. На последующих занятиях по этой теме: продолжать знакомить детей с оригами, воспитывать аккуратность, терпение, старательность.
Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий.
Вид урока: Практикум.
Цель урока: Закрепить последовательность выполнения поделки в технике оригами.
Задачи урока
Обучающие:
- познакомить с техникой изготовления оригами
- закрепить навыки владения инструментами
- формировать навыки сгибания, складывания бумаги
Развивающие:
- развивать внимание, речь, память, воображение, фантазию (и др. психические функции)
- развивать творческие способности
- развивать самостоятельность /
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение материалам;
- воспитывать уважительное отношение к труду
- способствовать эстетическому воспитанию;
Форма организация работы обучающихся: индивидуальная.
Планируемые результаты
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Достигаются при обсуждении темы урока и при определении этапов выполнения практической работы.
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Достигаются в процессе обсуждения этапов выполнения практической работы и в процессе ее выполнения.
Предметные: приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.
Достигаются в процессе практической работы (при работе с бумагой, ножницами, клеем).
Оборудование
- Для учителя: цветная бумага, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши.
- Для обучающихся: цветная бумага, ножницы, простой карандаш, фломастеры (можно цветные карандаши)
I. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
План урока
№ |
Этапы урока |
Время, мин |
1 |
Организационный момент |
1 |
2 |
Мотивация и формулирование темы |
3 |
3 |
Постановка цели и задач |
5 |
4 |
Техника безопасности |
2 |
5 |
Физкультминутка |
3 |
6 |
Практическая работа |
15 |
7 |
Оценка |
3 |
8 |
Рефлексия |
3 |
Всего |
35 |
Организационный момент
Время: 1 минута.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок труда начнем.
Учитель: Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет: цветная бумага, ножницы, простой карандаш, фломастеры.
Учитель: Все готовы?
Ученики: Да.
Учитель: Хорошо, молодцы. Тогда начинаем наш урок.
Мотивация и формулирование темы
Время: 3 минуты.
Учитель: Давайте поиграем в игру "Угадайте кто?".
Хлопнуть в ладоши, когда услышите название животного.
Стол, корова, доска, ведро, баран, кошка, сумка, заяц, лошадь, окно, мел, собака, стена, дверь, поросенок. (ученики хлопают, когда слышат название животного)
Учитель: Кто из этих животных сторожит дом?
Ученики: Собака.
Учитель: Сегодня на уроке выполним вот такую собачку, в технике оригами. Ребята, кто из вас знает, что такое оригами?
(ученики думают)
Ученики: поделки из бумаги, бумажные фигурки.
Учитель: А я расскажу вам еще немного. Слушайте внимательно.
Слово «оригами» переводится как «сложенная бумага».
Из целого листа бумаги можно складывать самые разные фигуры: самолетики, кораблики, шапки от солнца, фигурки животных и птиц.
Посмотрите, какие красивые изделия с помощью этой техники можно сделать. (учитель показывает готовые изделия)
А хотите ли вы сложить себе из бумаги, собачку, которая будет сторожить и ваш дом?
Ученики: Да.
Постановка цели и задач
Время: 5 минут.
Учитель: Что есть у собачки?
Ученики: Тело, морда, ушки, носик, рот.
Учитель: Правильно, молодцы.
Какая самая крупная и важная часть тела у нашей собачки?
Ученики: Туловище, тело
Учитель: Хорошо!
Какие самые маленькие части тела?
Ученики: глазки, носик, ротик
Учитель: Давайте посчитаем, сколько у собачки глазок?
Ученики: Два
Учитель: А носиков?
Ученики: Один
Учитель: Какого цвета бывают собачки?
Ученики: Рыжие, черные, белые, коричневые, черные, многоцветные, разноцветные.
Учитель: Правильно!
А чем занимается собачка?
Ученики: кушает косточку, гуляет, играет, охраняет хозяина и громко лает.
Учитель: Таким образом, у нашей собачки есть мордочка, глазки, носик, ротик. Самая большая часть у нашей собачки - туловище. У собачки есть мордочка, туловище, глазки, носик, ротик. И сегодня мы с вами сделаем мордочку собачки из бумаги. Оригами собачки.
Садитесь поудобнее и внимательно смотрите, как я буду делать собачку. Возьмем для работы лист бумаги. Какой он формы?
Ученики: квадратной.
Учитель: Наш квадрат я сгибаю по диагонали пополам, совмещая углы и стороны, хорошо проглажу пальчиком линию сгиба. Что это за линия?
Ученики: линия сгиба.
Учитель: Какой формы стал наш лист? Намечаем середину большой стороны, сложив верхние углы и защипнув точку сгиба. Как называется эта точка?
Ученики: точка сгиба.
Учитель: Ставим пальчик к точке сгиба, загибаем правый верхний угол вниз - вперед. Тоже делаем с другим углом. Переворачиваем нашу поделку. Загибаем верхний угол вниз на себя, придерживая другой рукой лист бумаги. Отгибаем нижний угол вверх. Что у нас получилось?
Ученики: собачка.
Учитель: Но у нее чего-то не хватает? Чего?
Ученики: глазок и носика.
Учитель: Это вы сделаете самостоятельно.
А теперь, давайте с вами решим, как мы будем оценивать наши поделки.
Ученики: они должны быть красивыми, сделаны по правилам, у нас должно быть чисто на парте.
Учитель: Хорошо, молодцы.
- Наши собачки должны быть аккуратными,
- Рабочее место должно быть чистым,
- Мы должны делать все по порядку
- Можно проявить воображение в работе с собачкой.
Техника безопасности
Время: 2 минуты.
Учитель: Давайте, перед работой повторим правила работы с ножницами, которым меня научили Фиксики, маленькие герои мультика, который вы любите. (учитель в этот момент берет ножницы и показывает то, что перечисляет)
- Храните ножницы в указанном месте в определенном положении.
- При работе внимательно следите за направлением резания.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
- Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
- Не режьте ножницами на ходу.
- Передавайте закрытые ножницы кольцами вперед.
- Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Физкультминутка
Время: 3 минуты.
Учитель: Вы долго смотрели и слушали меня и, наверное, очень устали. Давайте с вами немножко отдохнем.
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире
Пять, шесть - тихо сесть.
Практическая работа
Время: 15 минут.
Учитель: Вот, теперь вы сами попробуйте сделать собачек.
Берем квадратный лист бумаги. (дети выполняют распоряжения учителя на протяжении всей работы).
Наш квадрат сгибаем по диагонали пополам, совмещая углы и стороны, хорошо проглаживая пальчиком линию сгиба.
Намечаем середину большой стороны, сложив верхние углы и защипнув точку сгиба. Ставим пальчик к точке сгиба, загибаем правый верхний угол вниз - вперед. Тоже делаем с другим углом.
Загибаем верхний угол вниз на себя, придерживая другой рукой лист бумаги. Отгибаем нижний угол вверх.
Мордочка собачки готова!
Давайте возьмем фломастеры и нарисуем два глазика, носик и рот.
(пока дети выполняют работу, учитель напоминает, по каким критериям будет происходить оценка творческой работы.
- Наши собачки должны быть аккуратными,
- Рабочее место должно быть чистым,
- Мы должны делать все по порядку)
Оценка
Время: 3 минуты.
Учитель: Ребята! Давайте посмотрим, какие собачки у нас получились!
Я предлагаю каждому из вас оценить работу друг друга, а потом работу каждого из вас оценю я. (учитель на магните вывешивает работы детей, каждый ребенок выбирает ту собачку, которая понравилась больше всего)
Посмотрите, какие все по-разному хорошие собачки получились. Есть и рыжие, пушистые, лопоухие, веселые, грустные.
У каждой собачки должна быть своя кличка. Придумайте кличку своей собачке.
Ученики: Рыжик, Пушистик, Рэкс, Шарик, Барбос, Тобик.
Учитель: Да, самая популярная кличка собаки это-Шарик. Наверно, потому, что собаки животные - активные, веселые, очень любят поиграть.
Рефлексия
Время: 3 минуты.
Ребята, у каждого из вас на столе лежит листик с пустым смайликом. Вы сами нарисуете те эмоции, которые вы сейчас испытываете. Вы можете дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли вам урок? Остались ли у вас вопросы? Доволен ли я своей работой?
Молодцы!
Описание рефлексии:
- По содержанию: устная рефлексия
- По цели: рефлексия рефлексия деятельности
- По функции: личностная рефлексия
- По типу урока: итоговая рефлексия
- По способам проведения: ситуация
- По форме деятельности: фронтальная (выборочная)
Очень сложно диагностировать способности к рефлексии у обучающихся. Это связано, прежде всего, со сложностью ее структуры. В связи с этим необходимо выделить структурные компоненты рефлексии.
Цель рефлексивной деятельности:
- самосознание (способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию);
- самовыражение (процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей);
- самооценка (оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей);
- саморегуляция (система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой).
Дополнительные задания
- подойти к … и помоги ему сложить фигурку на этом этапе.
- наведи порядок на рабочем месте, пока у тебя есть минутка.
Дидактическая игра
https://learningapps.org/watch?v=pnzq4fpp320
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Печатные издания
- Лутцева, Е.А. Технология. 1 класс /Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. - Вентана-Граф. - Москва: Вентана-Граф, 2019. - 112с.
Ссылка на web-страницу
- https://ped-kopilka.ru/blogs/blog77826/podelka-iz-bumagi-sobachka-v-tehnike-origami.html
- https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-rabota-s-tsvetnoi-bumagoi-v-tekhnik.html
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-tehnologii-rabota-s-bumagoy-sobachka-origami-1910706.html