Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В связи с непрерывным процессом развития общества происходит постоянное обновление и усложнение всех условий жизни и деятельности человека. Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают всё новые и более сложные задачи обучения и воспитания. Одной из таких задач является духовно-нравственное воспитание учащихся.
В Законе «Об образовании в РФ» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания. Эти политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения и обязательны к реализации каждым образовательным учреждением. При этом всегда помним, что ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз, душевной работы - работы роста и развития.
Наша задача - помочь в организации этой работы, отдавая себе отчёт в том, что в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно в школе должна быть сосредоточена воспитательная работа по формированию базовой системы ценностей, объединяющих россиян в единую историческую, культурную и социальную общность.
Все образовательные процессы и приёмы, которые используются педагогами, чтобы научить ребёнка владеть методами обучения и воспитания на основе рационального мышления, совершенно недостаточны для воспитания того, что принято называть духовностью. Дефицит знаний в этом отношении настолько велик, что современные педагоги не замечают огромной опасности. Если не нести духовность в воспитательном процессе, теряется не только личность, но и человек.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения не будет достигнуто без восстановления исторической преемственности традиций русской народной жизни и святынь православной веры. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что нельзя построить личной жизни без любви. В наше время природа, а вместе с ней и человек, как никогда ранее, нуждается в особой, высшей любви. Это идёт к истокам славянской и многих других культур и религий. Об этом говорит не только людской опыт, но и православное вероучение, которое тесно переплетается с духовностью русской культуры. Традиции и принципы русского воспитания направлены на развитие таких качеств, как правдивость, доброжелательность, жертвенность, доверие к людям.
Одной из основных задач учителя является духовно-нравственное воспитание, оказание помощи в обретении истиной веры, в ощущении и понимании православной культуры как важной особенности национальной истории и культуры. В начальной школе даются самые главные, основополагающие понятия: добро, зло, совесть, поступки. Учитель воздействует на эмоциональную, духовную сферу ребёнка, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Учитель способствует воспитанию ума и сердца ребёнка. Учитывая это, этапы духовно-нравственного воспитания выделяются с учётом структуры традиций и условий их педагогического использования.
- Первый этап - диагностический - направлен на выявление знания детьми национальных традиций, что позволяет определить уровень духовно-нравственного развития детей.
- Второй этап - ознакомительный - предполагает расширение кругозора младших школьников, знакомство их с неизвестными традициями.
- Третий этап - побудительный - направлен на формирование положительных мотивов и ценностей традиционного поведения, что связано с осмыслением духовно-нравственных ценностей.
- Четвёртый этап - практико-творческий - связан с практической реализацией традиций, что позволяет формировать нормы нравственного поведения и приобретать опыт духовно-нравственной деятельности.
Система внеурочной деятельности сегодня способствует гуманизации личности, располагает большими возможностями для приобщения детей и подростков к богатствам отечественной культуры, к народным традициям, этике. Несмотря на многочисленные сложности, успешно решает задачи духовного просвещения детей.
Основу духовно-нравственного воспитания составляют понятия «нравственность» и «духовность». Духовность можно рассматривать как идеальную потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества. Духовность личности - это ее культура, ее внутреннее богатство, это способность индивида к усвоению общечеловеческих ценностей. Это субъективное отражение окружающего мира.
Нравственность связана со сложной работой человеческой души, которая в конечном итоге должна вести к глубокому принятию личностью общечеловеческих ценностей, основанных на христианской морали. Нравственный человек ответственен не только перед другими людьми, но и, прежде всего, перед самим собой, несет ответственность не только за свои поступки, но и за их мотивы. А духовность - это еще и потребность человека в творчестве, постоянном познании.
Духовно-нравственное воспитание предполагает создание таких условий, при которых ребенок принимает нормы общественной морали как свои собственные и ощущает потребность в самосовершенствовании.
Программа духовно-нравственного воспитания рассчитана на 4 года (1-4 классы) и направлена на воспитание у детей нравственных качеств личности через приобщение к истокам отечественной духовной культуры, развитие в личности таких качеств, как духовность, стремление делать добро, сопричастность к историческому прошлому России, семейным традициям, народной культуре. Реализуется с 2013-2014 учебного года.
Цель программы:
- создание условий для духовного развития личности ребенка;
- формирование нравственных качеств личности путем приобщения ее к истокам отечественной духовной культуры.
Задачи в области образования:
- расширить и углубить знания учащихся по краеведению, истории России;
- дать сведения об основных чертах православной культуры, ввести детей в круг основных традиционных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством;
в области воспитания
- воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, народу и святыням;
- приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и традиционным нормам морали на основе изучения фактов отечественной истории, примеров личного подвига и благочестия конкретных исторических лиц;
- помочь школьникам в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей христианства, представить ориентиры добра и истины в образцах жизни на основе веры, надежды, любви; развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты;
- способствовать формированию жизненной самостоятельности и волевых качеств детей;
- формировать у детей бережливое отношение к духовному и культурному наследию своей Родины;
в области развития и формирования умений и навыков:
- формировать у детей навыки наблюдения и фиксации полученной информации на экскурсиях;
- формировать у детей начальные навыки поисково-исследовательской работы (ведение заметок, фотографирование, умение вести диалог с людьми, обладающими краеведческой информацией, навыки составления устного и письменного рассказа, реферирования);
- научить детей основам работы с краеведческой литературой и источниками;
- развивать у детей навыки общения, поведения в коллективе.
Методологической основой являются методы психодиагностики (тестирование, анкетирование); теоретические методы (беседы, разбор ситуаций, сюжетно-ролевые игры); проведение массовых мероприятий православной тематики.
В конце каждого года проводится итоговое занятие, которое предполагает любую творческую работу или эссе духовно-нравственной тематики.
Программа духовно-нравственного воспитания составлена для внеурочной деятельности с учащимися с 1 по 4 класс в рамках ФГОС по развитию духовно - нравственного воспитания младших школьников. Реализуется с 2013-2014 учебного года. Так как система внеурочной деятельности сегодня располагает большими возможностями для приобщения детей и подростков к богатствам отечественной культуры, к народным традициям и этике, она даёт возможность успешно решать задачи духовного просвещения детей, несмотря на многочисленные сложности. Как родники с чистой водой наполняют полноводную реку, так «родники» доброго, вечного и благого по капельке наполняют разум и душу ребёнка.
Основная цель воспитательного процесса - развитие у детей способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Все мы знаем, что никого нельзя ни заставить, ни убедить быть вежливым, честным, миролюбивым. Для этого необходимо выработать определённую модель поведения. Младшие школьники ещё не могут сами контролировать свои поступки, своё поведение. Известно, что воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям.
Программа представлена четырьмя тематическими циклами и рассчитана на 34 часа в год.
№ |
Класс (количество часов) |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Цикл |
|||||
|
Вводное занятие |
1 |
1 |
1 |
1 |
1. |
Я - ученик. Моя школа. |
12 |
7 |
8 |
8 |
2. |
Моя семья. |
7 |
7 |
6 |
6 |
3. |
Я живу в России. |
6 |
7 |
7 |
7 |
4. |
Православная Россия |
7 |
10 |
10 |
10 |
5. |
Заключительное занятие |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
Итого: |
34 |
34 |
34 |
34 |
Программа духовно-нравственного воспитания включает следующие направления: «Я - ученик. Моя школа», «Моя семья», «Я живу в России», «Православная Россия». Каждое занятие базируется на «трёх китах»: конкретность, динамичность, эмоциональность. Это связано с тем, что дети младшего школьного возраста мыслят формами, звуками, красками, ощущениями. Поэтому занятия проводятся в форме экскурсии, ролевой игры, инсценирования, заочной экскурсии с использованием презентаций. конкурсов рисунков, аппликаций, литературно-музыкальных и практических занятий.
Таким образом, в детском коллективе постепенно формируется привычка осуществлять моральную оценку поступков (как своих, так и одноклассников) с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов. Дети учатся быть терпимыми, добрыми, отзывчивыми, помогать ближним, быть трудолюбивыми и уважать чужой труд. Выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков. Занятия искусством (рисование, аппликация, литература и музыка) открывают детям удивительный мир красоты, оставляя им широкий простор для творчества.
Один из принципов данной программы - от родного порога в мир общечеловеческий, который раскрывает перед учениками удивительный и глубокий мир народных традиций и истории - важнейших средств воспитания человека, гражданина, патриота.
Программа вариативна. В учебно-тематические планы каждого года могут вноситься изменения и дополнения. В целом программа носит культурно- просветительский характер, имеет личностно-ориентированную направленность и огромный воспитательный потенциал.
Обучая и воспитывая детей, учитель непрерывно учится сам. Основным мотивом работы педагога должно быть глубокое личное убеждение в необходимости и истинности преподаваемых знаний, внутренняя установка на спокойное, доброе общение, любовь к детям. Как родники с чистой водой наполняют полноводную реку, так « родники» доброго, вечного и благого наполняют разум и душу ребёнка.
Список литературы
- Аксенов Г.П. Личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность. - М.: Знание, 1990. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; № 11).
- Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали. - М.: Знание , 1991. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», №10).
- Библия в пересказе для детей. - М.: Российское Библейское общество, 2001.
- Библейская энциклопедия. Изд. 2-е исправленное. - Российское Библейское общество, 2002.
- Василенко В.И. и др. Азбука этики: методическое пособие Сафьянов В.И. - Ставрополь, 2002.
- Вечное слово: дополнительное образование детей в области христианской истории, культуры и морали. - М.: фонд «Добро», 2003-2008.
- Духовно-нравственное воспитание: научно-просветительский журнал. - М.: «Школьная пресса». - 2006, 2007, 2008.
- Евангельские истории. В изложении Юрия Табака. - Изд. второе. - Москва, 2001.
- Инновационный опыт духовно-нравственного воспитания на основе традиционной культуры (по материалам международной научно-практической конференции Минобразования России, Российской Академии образования, Фонда «Добро» 16-17 марта 2004г.): Научно-методический сборник. / Сост. и общая редакция С.А.Морозова - М., 2004.
- Толстой Л.Н. Учение Христа, изложенное для детей. - Пермь: Пермская книга, 1994.
- Туренская Е.С. Я создаю себя: Самосовершенствование личности (5-9 классы). - Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
- Честерфилд. Письма к сыну. - М.: Знание, 1991. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; №7).
- Шемшурина А.И. Азбука вечных истин. (В помощь педагогам и руководителям объединений учащихся, осуществляющих дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали) - М.: АЛЕВ - В, 2000.
- Ягодинский В.Н. Как себя вести (Практический курс культурного поведения). - М.: Знание, 1991. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; №2).
- Я познаю мир: Праздники народов мира: Дет. энцикл. / авт.-сост. И.Полянская, Ю.Станишевский. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002.